Анатолий Сурков: «Обществу нужны вакцины под названием «память» и «культура»

1 Августа 2017 Фото: Вячеслав Шишкоедов
Анатолий Сурков: «Обществу нужны вакцины под названием «память» и «культура»

В «Южноуральской панораме» было опубликовано письмо педагога Людмилы  Семченко, в котором она предлагала переименовать площадь Ярославского в площадь Искусств.

Сурков_марочка_PICT0023.jpgПо убеждению почетного гражданина Челябинской области Анатолия Суркова, председателя областного Совета ветеранов, общество нуждается не в перекраивании истории, а в привитии памяти и культуры. Представляем вашему вниманию его мнение.

Ранее, 25 ноября прошлого года, депутат Госдумы, редактор газеты «Культура» Елена Ямпольская в театре оперы и балета на торжественном собрании в честь 55-летия Центрального района, поздравив жителей с юбилеем, в качестве подарка предложила переименовать площадь Ярославского, на территории которой находится театр, поскольку, по ее мнению, «…Ярославский вреда дал больше, чем пользы».

Такие «реставраторы», как Людмила Ильинична и Елена Александровна, не одиноки. Еще в начале 1990-х годов на волне борьбы с советским прошлым различного рода «осквернители» носились с идеей возвращения улицам, площадям, городам их дореволюционные названия. Так появился Санкт–Петербург в Ленинградской области,  Екатеринбург — в Свердловской. В результате название области не соответствует названию столицы региона. Затрачены немалые денюжки, силы и энергия людей. Спрашивается, кто и что, кроме путаницы, получил от этого? Идеологические воззрения превысили нравственные и экономические.

Память без идеалов

Некий антисоветский зуд посетил и наших властей держащих. Челябинский горисполком принял решение о создании комиссии по переименованию, но на деле, к счастью, ничего не сделал. Предлагалось проспекту Ленина вернуть название Южный бульвар (а где Северный, Западный, Восточный, никто не знает), Свердловскому проспекту — Екатеринбургский, улице Труда — Сибирская (похоже, инициаторы — бездельники), Елькина — Азиатская, Карла Маркса — Исетская и т.д. Ума хватило на общее мнение: незачем тратить большие суммы на безнравственную затею, тем более что имеется огромное количество нерешенных социальных, благоустроительных, экологических и других проблем.

Появилась еще одна форма «запудрить мозги» жителям и гостям города: рядом с табличками с привычными названиями стали крепить старые названия.

Мы рады, что глава города Евгений Тефтелев осознает, что эти затеи противоречивые, нельзя ими заниматься с кондачка. Нужно уважать мнение людей, провести публичные слушания, мониторинги. Давайте вспомним, сколько южноуральцев живут за чертой бедности, в аварийных домах, в ужасной городской среде, дышат выхлопными газами, ездят не по дорогам, а по направлениям, — вот на это нужны деньги.

Смена названий площадей и улиц является, на мой взгляд, неким перепрограммированием народа, чтобы выбить из памяти их идеалы, сделать вызов людям назло нашей исторической памяти, чувству национальной гордости. Неужели не стыдно им за такие издевки, грязь и клевету на наше прошлое, нашу историю?

Убежден, многие мои земляки с завистью смотрели по телевизору, как во Франции блестяще с оркестрами, демонстрациями жителей, салютами и участием президентов Франции и США отмечали на днях День Парижской коммуны.

«Ленинопад» дошел до Челябинска

Теперь конкретно о Е.М. Ярославском, которого Людмила Ильинична назвала «величайшим злодеем века». Напомню, Е.М. Ярославский — большевик, не единожды арестовывался, отправлялся на каторгу, заведовал Якутским музеем, был первым комиссаром Кремля, редактором множества газет и журналов, в том числе «Казарма»,  «Деревенская правда», «Большевик», он секретарь Пермского губкома, член Центральной контрольной комиссии, член ЦК ВКП(б). Умер 4 декабря 1943 года, прах захоронен в Кремлевской стене.

Да, надо знать нашу историю во всех ее деталях, историю наших предков, такую, какую нам Бог дал, про которую А.С. Пушкин написал, что «…ни за что на свете не хотел бы переменить». Не в качестве адвоката, а в качестве председателя областного Совета ветеранов, одной из функций которого является защита социально незащищенных граждан, подчеркиваю: умершие и погибшие, как Ярославский, Матросов, Гастелло, Космодемьянские, панфиловцы и другие, на которых сейчас обрушились нападки, по понятным причинам сами себя защитить не могут. Это наш долг, долг ныне живущих.

У нас не должно быть двойных стандартов, должна быть последовательность в своих действиях. Мы все возмущаемся, что на Западе и в Украине идет непрекращающаяся война с памятниками, их разрушают, а сами при этом призываем к переименованию чего-то.

В год столетия Октябрьской революции «ленинопад» пришел и в Челябинск. На территории Челябинского кузнечно-прессового завода (ЧКПЗ), собственником которого является депутат Госдумы Валерий Гартунг, в майские праздники, пока рабочие находились на корпоративном отдыхе, был демонтирован памятник В.И. Ленину. При этом от комментариев пресс-служба завода по распоряжению генерального директора Андрея Гартунга (сына В.К. Гартунга) отказалась. Ситуацию со сносом скульптуры Ленина прокомментировал сам депутат Госдумы от партии «Справедливая Россия» Валерий Гартунг: «Никаких политических причин для сноса скульптуры Ленина не было. Просто при обследовании (!) объекта выяснилось, что его состояние представляет угрозу для заводчан. Отреставрировать скульптуру уже невозможно. Поэтому руководство завода приняло решение ее демонтировать.

На мой взгляд, это совершенно логичное и правильное решение с их стороны, потому что безопасность (!) для ЧКПЗ всегда в приоритете». Но возникают вопросы. Памятник установлен на территории завода, и почему он на глазах собственника разрушался? Почему у успешного завода не нашлось совести и средств для своевременного его ремонта, а выбран украинский путь разрушения? Что заставило руководство завода произвести его демонтаж втихую, без обсуждения в коллективе? О какой безопасности говорит собственник, депутат Госдумы, — физической или идеологической?

По словам старожилов в знак благодарности и уважения к основателю первого в мире социалистического государства трудящиеся завода предложили установить скульптуру В.И. Ленина. В настоящее время на предприятии работают более двух тысяч ветеранов. Почему с ними никто не посоветовался при принятии решения? Они что —  отходы производства?

16 декабря 2016 года президент РФ Владимир Путин издал распоряжение, в котором предписано «общественным объединениям… наряду с органами государственной власти и местного самоуправления, заинтересованными научными и образовательными организациями… принять участие в подготовке и проведении мероприятий, посвященных 100-летию революции 1917 года в России».

Выходит, на ЧКПЗ сносом памятника В.И. Ленину начали подготовку к 100-летию Великой Октябрьской революции.
Бесспорно, разрушение памятника Ленину еще одно свидетельство непоследовательности, двойного стандарта.

В свое время, когда в Госдуме поднимался вопрос о захоронении В.И. Ленина, справедливороссы считали недопустимым данный шаг и призывали не трогать (!) Ильича. В частности, Геннадий Гудков призвал сторонников выноса тела Ленина из Мавзолея уважать чувства тех, кто верит в Ильича. Поразительно, но его призыв нарушил коллега по партийному цеху справедливцев Валерий Гартунг, тем более руководитель челябинского отделения партии «Справедливая Россия». Где здесь справедливость? Поразительно: других призываем уважать чувства людей, а сами попираем их.

Монументальная горячка

Вызывает удивление тот факт, что депутаты Госдумы призывают к забвению, предлагают выбросить из Кремлевской стены одних, якобы нанесших вред стране, и в то же время возрождаются в граните и бронзе палачи Колчак, Врангель, Шкуро, Краснов, Власов, гитлеровский пособник Маннергейм и другие.

Получается, где-то памятники сносят, стучат по ним кувалдой, разбирают осколки на сувениры, а где-то, напротив, устанавливают новые, чтобы потом их охаять, убирать, проклиная друг друга.

В 90-х годах с формулировкой «застой» мемориальную доску Л.И. Брежневу убрали, а недавно в честь его 110-летия установили вновь.

В ноябре 2015 года за 7 млрд рублей в Свердловске в знак увековечения деятельности Б.Н. Ельцина построили «Ельцин-центр», а через год, 9 декабря, на парламентских слушаниях в Совете Федерации председатель Союза кинематографистов и совета по культуре при президенте Никита Михалков назвал Ельцина и Горбачева преступниками за развал страны, а «Ельцин-центр», по его мнению, «…ежедневно внедряет инъекцию по разрушению национального самосознания людей».

Давайте задумаемся, нужна ли нам такая монументальная горячка, как у Ямпольской, Михалкова, Гартунга, Семченко? Невозможно судить о далеком прошлом с позиции современности. Почему мы осуждаем прошлое и тех, кого уже нет в живых, гораздо чаще, чем склоняли свои головы перед памятью тех, кто был полон любви к нам, к России? Не лучше ли заняться настоящим и будущим? История сложилась так, как сложилась. Но это не повод увековечивать память разрушителей и предателей.

19 июля этого года Госдума обратилась к Европарламенту осудить принятое в Польше решение о сносе всех памятников советским воинам, освобождавшим Польшу. Кощунство, по-другому это решение не назовешь.

А как назвать то, что в поселке Нижнее Петропавловское Красноармейского района памятник с именами погибших односельчан и надписью «Воинам-землякам от благодарных односельчан» развалился, зарос бурьяном и на его территории пасутся свиньи? Наверное, тоже кощунство.

Как назвать то, что по территории кладбища «Лесное-Братское» у скульптурной композиции «Скорбящие матери», где захоронены в том числе и умершие в госпиталях раненные на войне солдаты, ездят автомобили, а могильные холмики трудно найти в бурьяне, оградки упали от ржавчины?

На глазах главы Центрального района Челябинска и под окном директора школы № 1 разваливается единственный в стране архитектурно-художественный мемориал «Аллея пионеров-героев».

Как назвать то, что в области из 686 памятников защитникам Отечества в годы войны 260 не учтено и не взято на баланс в муниципальных образованиях, т.е. бесхозные? Не синонимы ли слова «кощунство» и «бесхозность»?

Людмила Ильинична, вы в своем письме пишете: «В городе подрастает очередное поколение, для которого не то что имя Ярославского незнакомо, но даже события из полузабытой эпохи… уже грезятся как в тумане». А что поколение знает о том, что в годы войны в театре оперы и балета был патронный завод, об эпохе Пушкина, Чайковского, Курчатова, о Великой Отечественной войне, целине и т.д.?

Месяц назад по центральному телевидению был показан сюжет, когда московские студенты на десяти фотографиях великих людей (Жуков, Гагарин и другие) узнали только одного артиста.

Вы пишете: «Уж одну-то табличку можно заменить». Очень мудро прокомментировал ваше письмо профессор ЮУрГУ Игорь Сибиряков: «Речь идет не просто о табличке с новым названием площади. Это знаковая часть сложной системообразующей конструкции, которую нельзя просто так взять и сломать. И это процесс, который нельзя проводить с эмоциональным зарядом: «А, так это же негодяй! Ату его». Обязательно должно пройти время, необходимое для того, чтобы сформировать новое общественное мнение. И новые знакомые имена Ленина или Сталина, Хрущева или Брежнева, утверждает ученый, нельзя просто так взять и вычеркнуть из нашей общей исторической памяти. К этому общественное настроение должно быть подготовлено. И на это может уйти жизнь не одного поколения.

Достоинство или позор?

Через год комсомолу исполнится 100 лет. Он оставил после себя немало великолепных памятников, построенных на собственные, заработанные на субботниках и воскресниках средства. Они и сегодня украшают улицы и площади наших городов, напоминают о героической истории и подвигах молодежи советского времени. Лучшие из них — «Орленок» в Челябинске, ставший визитной карточкой и официальным брендом областной комсомольской организации, монументы трудовой и боевой славы Ленинского комсомола в Каслях и Верхнем Уфалее, «Первая палатка» и памятник первым комсомольцам — строителям Магнитки в Магнитогорске, «Юным борцам за власть Советов» в Златоусте. А есть еще мемориалы, монументы, обелиски, стелы, мемориальные доски, сооруженные и установленные с участием комсомола практически во всех городах и районах, во многих селах области. Есть улицы, названные в честь комсомольцев, оставивших свой яркий след в истории комсомола. Почти в каждом городе и крупном поселении имеется своя Комсомольская площадь или улица. Челябинскому политехническому институту (ныне ЮУрГУ) в советское время было присвоено имя Ленинского комсомола, а военному авиационному училищу штурманов — имя 50-летия ВЛКСМ. К великому сожалению, с изменением политической ситуации руководство ЮУрГУ и ЧВВАКУШа поспешили убрать из своих названий и всех официальных документов не только почетное имя, но и любое упоминание о комсомоле, его традициях и достижениях.

Чувство горечи и стыда перед теми, кто уже не может защитить себя, свое доброе имя и время, вызывает отношение к памятникам героям ушедшей эпохи. По недомыслию или чьей-то злой воле, может быть, даже по команде, при попустительстве властей оскверняются неприличными надписями святые некогда монументы, мемориалы, памятники. В Миассе, например, разграблен вандалами мемориальный комплекс, построенный к 40-летию Советской власти на месте гибели 96 жертв колчаковского террора. Унесены мраморные плиты, которыми он был облицован, в запустении дорожки, ведущие к обелиску, и сквер. На всем печать варварства, забвения.

В Златоусте в жалком и запущенном состоянии находится многое, что связано с революционным движением и Гражданской войной. В 1963 году в самом центре города был установлен памятник «Юным борцам за власть Советов», где колчаковцы после жестоких пыток зверски расправились с одним из организаторов социалистического союза рабочей молодежи семнадцатилетним Виктором Геппом, председателем подпольной группы большевиков Иваном Теплоуховым и другими заключенными. На днях в Верхнем Уфалее осуществлен факт вандализма у Вечного огня. Зарастает сорняками народная тропа к мемориалам, памятникам, стелам и во многих других городах и весях Южного Урала.

Прошлое еще долго будет держаться в памяти тех, кто жил в советское время, напоминать о себе и новым поколениям молодежи, стучаться в их дверь названиями улиц, площадей, памятниками культуры, и нельзя закрывать эту дверь. Кто стреляет в прошлое, неизменно попадает в себя. А идущим впереди всегда следует помнить простую истину: за ними тоже идут. У нас в России постоянно наступают на одни и те же грабли: разрушались церкви и храмы, сносились памятники, переименовывались улицы и площади, проявлялись равнодушие и невежество, а теперь все это восстанавливается из пепла и забвения.

Следует иметь в виду, что слово «памятник» — производное от слова «память». Разрушение памятников — это, по сути, означает и разрушение нашей памяти, нашей истории, что в конечном итоге приведет к нарушению связей и преемственности поколений. Памятники рассчитаны на обозрение большого числа людей, играют важную роль не только и не столько в декоративном украшении окружающего пространства, сколько в увековечении памяти людей и событий. Памятники не могут постоять за себя, они безмолвны, но когда их сносят, это живой и непосредственный укор всем нам живущим. Не пора ли научиться уважительно относиться к памятникам как к культурному и историческому наследию?   

В городе Ницце на мемориальном кладбище высечено: «Память — достоинство человека, беспамятство — его позор!». Что нам с вами больше подходит из этих понятий — достоинство или позор?

Война с прошлым

Как председатель областного Совета ветеранов, почетный гражданин области, хочу попросить всех и вся: давайте оставим в покое памятники, перестанем втягивать их в политику, историю все равно не переделать. При оценке исторических личностей надо исходить из реалий той эпохи, в которой они жили. Ветераны солидарны с Владимиром Путиным, заявившим: «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент — это патриотизм, это уважение (!) к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, к нашей тысячелетней культуре».  

Давайте уясним: ветераны никогда и никому, в том числе и депутатам Госдумы, не позволят вытирать ноги о нашу биографию. Это наша биография! Это, уважаемый читатель, ваша биография, давайте ее беречь. Все попытки переименования и разрушения памятников не что иное, как политическая война с советским периодом или циничное переписывание истории. Давайте, товарищи депутаты, уясним: народу нужны не раскопки среди большевиков и меньшевиков, а хлеб, соль, жилье, работа, достаток, духовность, культура, взаимопонимание. Стремление «исправить» прошлое, удалить из него все, что не соответствует современной политической конъюнктуре, по меньшей мере глупо.

Как человек с тридцатилетним депутатским стажем могу сказать: депутат должен служить народу, а не издеваться над его судьбой! Давайте воевать не с прошлым, не с советской властью, а с негативом настоящего, его так много в жизни.

Посмотрите по многочисленным программам телевидения дебаты представителей нашей элиты: грубость, отсутствие элементарной культуры дискуссии, хамство, неумение и нежелание слышать друг друга, перебивание, затыкание рта. Оскорбление одних и словесный понос у других, на которые, оказывается, способны и политические лидеры, и видные ученые. На разных каналах одни и те же люди упражняются в отсутствии интеллигентности. Стыдно за них.

В телевизионной продукции — кровь, жестокость, насилие, кража людей, коррупция, криминальные новости и т.д. Идет официальная интервенция безнравственности, бескультурья, пошлости, низости, культурного убожества, выкаблучивания на иностранном языке.

Председатель Челябинского фонда культуры Кирилл Шишов бьет во все колокола с целью остановить разрушение культурных богатств.

На недавнем заседании по культуре и искусству при президенте Владимир Путин призвал «создавать современные произведения и почувствовать меру ответственности за них, ни в коем случае не раскалывать общество». Кстати, о консолидации общества не единожды говорит и Патриарх всея Руси Кирилл.

Давайте не перелицовывать историю, не перекраивать наследие, а по-медицински осуществим всем прививку вакцины под названием «память» и «культура».

Мне представляется по изложенным проблемам непочатый край действий для органов власти, партий, движения «За возрождение Урала», штабов общественной поддержки губернатора и ветеранских организаций. Надо не пожалеть средств на это и по областной программе «Городская среда» восстанавливать не только клубы, парки, скверы, дворы, но и кладбища, памятники.

Приглашаю земляков к разговору на эту тему.

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты