Почему частные медицинские центры не идут в малые города
Челябинская частная медицина у кого‑то вызывает восхищение, у кого‑то раздражение. Но сегодня ее присутствие на рынке медицинских услуг — данность. Поэтому стоит посмотреть на эту данность с позиции экономики. На вопросы «ЮП» ответила Екатерина Захарова, специалист по маркетингу и PR-продвижению медицинских услуг, специалист по продвижению специальных проектов Skolkovo.
- Застряли в очереди. В челябинских поликлиниках образовались часовые пробки на медкомиссии в садики и школы
- Павел Андреев: «За главврачей-пенсионеров должен голосовать коллектив»
— На самом деле частная медицина процветала и в дореволюционные годы, и сейчас ничего не мешает, кроме законодательства, ей это делать. Насколько я помню, при лицензировании одной из клиник, в лицензионной комиссии мне пояснили, что на это тратится достаточно долгое время сейчас, потому что надо за день посетить 2-3 медицинских центра. В следующем году буду лицензировать фармкомпанию и клинику в Челябинске, смогу сказать, сколько это займет времени. Но уже можно сделать вывод, что желающих зайти на рынок немало. Но для объективности надо еще учитывать и то, сколько закрывается…
Что касается комфортности рынка, то для любого бизнеса у нас условия в принципе равные. Разве что налогообложение у медицинской сферы несколько отличается. А так, это те же услуги, и кто представляет их качественнее, и по оптимальной стоимости, тот и выигрывает. Другое дело, что я встречаю за год по 3-4 центра, которые оказывают так называемые «околомедицинские услуги», по- моему, это просто шарлатаны. И в Челябинске, и Екатеринбурге, и Москве процветают центры, куда приглашают на «комплексное обследование», а по факту люди не только не получают никакого обследования, но и уходят с неподъемными кредитами и невыгодными контрактами… И, хочу заметить, в Роспотребнадзор эти люди обращаются крайне редко, предпочитая продолжать платить шарлатанам и получать сомнительные услуги. Потому, возвращаясь к вашему вопросу, надо понимать, что не все «медицинский центр», на чем висит вывеска.
— А есть в медсфере такое понятие, как сеть? Насколько оправданно создавать медицинские «Пятерочки» да «Магниты»?
— Конечно, есть… Причем, если мы посмотрим на столичный опыт развития медицинских сетей, то там мы увидим десятки успешных примеров. В том же Екатеринбурге есть довольно успешная сеть медцентров по сосудистой хирургии, у нас на территории есть также несколько сетевых игроков, например, «Стоматологическая практика», «Линлайн», «Лотос» и многие другие… Так что такая бизнес-модель вполне оправданна.
— Кто основной игрок на челябинском рынке медуслуг сейчас — местный или приезжий инвестор?
— Основные крупные игроки все же местные, и, на мой взгляд, они занимают практически 90 % от всего рынка медицинских услуг. Я лично сейчас завожу Москву, кроме того, есть на нашем поле и пермские, и свердловские инвесторы. Надо отметить, что и Челябинск тоже занимается экспансией в другие города… Мне, к примеру, известно о челябинском заходе в Уфу.
— Был ли лично у вас опыт открытия филиалов медицинских центров в малых городах?
— Малый город… Нет, пока это неинтересно. Не будет той загрузки медучреждений, которая соответствовала бы затратам на строительство, покупку оборудования и лицензирование.
— Но люди же везде болеют, и всегда есть категория людей, которая готова пойти за помощью в платную клинику? Каких стимулов частникам не хватает от малых муниципалитетов, чтобы они туда обратили взор?
— Люди болеют везде. Но давайте посмотрим объективно на покупательскую способность жителей малых городов. Если есть большая потребность, жители сел, городских поселений и малых городов едут сами в областные центры. Все должно иметь четкий экономический расчет, любое предприятие, любой проект. Когда я работаю по определенному проекту с командой «Сколково», мы всегда считаем в различных сферах его «финансовую дееспособность». То есть все эти «лозунги» по типу «бизнесу надо быть человекоориентированным» — исчезают! Ибо ты тратишь деньги, и хорошо бы не только их получить обратно, но и заработать прибыль!
Поделиться