Момент истины. Челябинские педагоги спорят об уроках истории

26 Сентября 2017 Автор: Юлия Махлеева Фото: Вячеслав Шишкоедов
Момент истины. Челябинские педагоги спорят об уроках истории

Больше половины россиян не знают историю своей страны. К таким выводам пришли специалисты ВЦИОМ после проведенного социологического опроса населения.

Учителя Челябинской области порассуждали о том, почему результаты исследования были вполне предсказуемы и нужно ли что-то менять в преподавании истории, чтобы события прошлого и будущего нашей страны отложились в памяти надолго.

Мозг не изменился

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) проверил население на знание истории. Опрос проводился в сентябре. В нем приняли участие более 1200 граждан старше 18 лет. Результаты оказались отнюдь не блестящими: лишь 42 % россиян ответили, что хорошо знают историю своей страны, 47 % считают свои знания недостаточными. При этом 96 % участников исследования убеждены, что исторические знания просто необходимы. Также опрос показал, что с историей недавнего прошлого (последние десятилетия существования СССР) люди знакомы лучше, чем с событиями начала и середины XX века.

Южноуральских учителей результаты исследования вовсе не удивили. По их мнению, в постоянно увеличивающемся потоке информации любые знания в человеческом мозге остаются фрагментарными. И дело тут вовсе не в предмете.
 
— Есть история, есть историческая память, поэтому, возможно, и события недавнего прошлого людям знакомы лучше, — комментирует данные опроса учитель истории и обществознания гимназии № 80, победитель конкурса лучших учителей РФ (грант президента РФ 2009 года) Ольга Кащеева. — У большинства наших граждан в силу исторических причин и драматичного периода Гражданской войны, репрессий, Великой Отечественной войны и пресловутого «об этом было не принято говорить» личный исторический горизонт обрывается на третьем, максимум четвертом поколении. Во многом по этой причине история страны представляется большинству чем-то абстрактным и не вызывает интереса. Но еще академик Дмитрий Сергеевич Лихачев в своих «Раздумьях» писал: «Тот, кто не интересуется историей, прошлым, обедняет свое настоящее и будущее, если человек равнодушен к исторической памяти своей страны, значит, он равнодушен к своей стране».

В целом результаты предсказуемые, так как если спрашивать об уровне знаний по какому-либо предмету школьной программы, то в большинстве случаев они остаются фрагментарными. Недостаточными знания могут быть и по литературе, и по физике, и это вполне объяснимо. Сегодня нас усиленно убеждают, что объемы информации постоянно увеличиваются и нам надо постоянно наращивать средства ее передачи, то есть развивать информационно-образовательную среду. Информационные потоки атакуют наших детей и отвоевывают место, ранее используемое для получения упорядоченного знания. Однако за последние 20-30 лет мозг среднестатистического школьника не изменился, и он не приобрел некие новые способности к восприятию. Поэтому и складывается такая парадоксальная ситуация не только в усвоении информации и ее удержании, но и в способности ее воспроизвести. Мне больше импонирует позиция, нацеленная на формирование исторического мышления, а не на механическое заучивание дат и событий.

По мнению Ольги Кащеевой, кардинально менять что-то в преподавании истории сегодня не нужно. Те реформы, которые были в последнее время приняты федеральным Минобрнауки, как раз позволят грамотно и разумно преподнести этот предмет в школах.
 
— Определены основные подходы к образованию, сокращено количество учебников, оставлены три ведущие линии учебников, а это учебники нового поколения, выходит достаточное количество хрестоматий с хорошим подбором исторических источников. Фонды многих библиотек оцифрованы, и это помогает учителю в поиске и отборе материалов для урока.

Воспитать патриота

В учителя истории и обществознания школы № 7 Копейска, «Учителя года‑2016» Оксану Саратовкину те реформы, которые происходят в системе образования, напротив, не вселяют энтузиазма. Тем не менее она убеждена, что уроки истории нуждаются в коррекции. И начинать нужно прежде всего с образа учителей и самой школы.
 
— Сегодня что только не вводят! И НИКО, и РИКО, и ВПР, все проверяем и проверяем. Когда работать будем? Введение обязательного ЕГЭ по истории, на мой взгляд, превратится в натаскивание. Да, исторические факты, возможно, запомнят, но история интересна тогда, когда она одухотворена, то есть показаны чувства, эмоции, переживания современников. А вот для чиновников, людей, претендующих в депутаты разного уровня, нужно обязательно вводить обязательный экзамен по истории: знание исторических закономерностей, причинно-следственных связей для определения политики настоящей и будущей необходимо. Наконец, человеческий фактор: только любящий историю педагог может организовать изучение интересно и отложить знания в памяти надолго. Нужно возрождать престиж этой профессии и учителя в целом. А начать нужно с понимания того, что школа не может «оказывать услуги». Это социальный институт, который не только передает знания и готовит к профессиональной деятельности, но и формирует систему нравственных норм и ценностей, мировоззрение подрастающего поколения. А «услуги» формируют потребительское отношение к школе. Какое уж тут уважение!

В целом челябинские педагоги сходятся во мнении, что история является одним из ведущих гуманитарных предметов в системе школьного образования, поскольку имеет большое значение для формирования гражданской позиции человека.
 
— Незнание истории приводит к ее «переписыванию», — убеждена Оксана Саратовкина. — Глупо выглядит перед людьми, знающими историю, глава одного из прибалтийских государств, когда называет концентрационный лагерь «лагерем трудового перевоспитания населения», или вызывает возмущение процесс героизации фашистских прихвостней на Украине. В таких случаях история становится рабой политических популистов, а не знающий историю народ превращается в массу для манипуляции. Воспитать патриота можно только на примерах героического прошлого и классической литературы.

Поделиться

Вчера | 15:11
На Южном Урале впервые проходит форум креативных индустрий

В регион приехали эксперты из креативного бизнеса, люди, чьи имена и бренды знает вся Россия.

Вчера | 11:47
В Челябинске больше детей смогут получать бесплатное питание

Список получателей этой меры соцподдержки дополнен по решению депутатов Челябинской городской Думы.

27.06.2023 | 14:54
Энергия будущего. В Челябинской области прощались со школой на «Атомном выпускном»

В Челябинск, в Центральный парк культуры и отдыха имени Ю.А. Гагарина, 24 июня съехались выпускники со всей области. Перед ребятами выступили известные музыканты, для них работали бесплатные аттракционы и теплые шатры с горячим чаем.

26.06.2023 | 16:35
Доброе «УТРО». На Южном Урале проходит масштабный форум для молодежи

В этом году Челябинской области выпала честь принимать молодежный форум «УТРО». На шесть дней на курорте под Миассом собралось около 500 юношей и девушек, педагогов и наставников из 30 регионов России, ЛДНР, а также Казахстана и Беларуси. Главной темой в этом году станет патриотическое воспитание и новые вызовы для России.

Новости   
Спецпроекты