Научить без репетиторов. В педвузах могут ввести выпускной квалификационный экзамен

30 Ноября 2017 Автор: Юлия Махлеева Фото: Вячеслав Шишкоедов
Научить без репетиторов. В педвузах могут ввести выпускной квалификационный экзамен

Своеобразный ЕГЭ для будущих педагогов призван показать, готовы ли они работать в школе или нет.

В экзаменационные комиссии при этом будут включены не только преподаватели вуза, но и представители работодателей и известные профессионалы. В Южноуральском педуниверситете данную инициативу полностью поддерживают. Более того, ее старт уже частично дан в вузе с 2016 года.

К профессии — через конкурс

О том, что выпускные экзамены для будущих педагогов нуждаются в существенной коррекции, на днях заявил глава Рособрнадзора Сергей Кравцов. По его мнению, после завершения обучения в педагогическом университете нет объективной оценки полноты знаний выпускника.

— Не факт, что, четыре года обучаясь в вузе, учитель получит необходимую педагогическую подготовку. У нас, к сожалению, педагогические вузы дают очень много теории и мало практики, а должно быть наоборот. Считаю, что должен быть независимый экзамен по итогам учебы в педагогическом вузе, — заявил он.

Словам руководителя Рособрнадзора вторит проведенное в этом году исследование академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. По его результатам, 15-20 % российских учителей не знают математику и русский язык, не могут выполнить задания по своему предмету и практические педагогические задачи. Впрочем, и сами родители и выпускники старших классов ряда южноуральских школ не всегда лестно отзываются об учителях-предметниках. «Сегодня ЕГЭ без репетиторов на высокий балл сдать невозможно. Это неправильно, что школьные учителя не могут дать достаточно знаний о своем предмете», — такие комментарии заполонили родительские форумы.
 
В гуманитарно-педагогическом университете введение выпускного квалификационного экзамена полностью поддерживают. Более того, в вузе отмечают, что данная идея назрела давно, поэтому в нем приступили к ее частичной реализации до отмашки федеральных чиновников.

— С 2016 года в ЮУрГГПУ модель профессионального (квалификационного) экзамена педагога внедрена в рамках конкурса «Педагогический дебют» для студентов старших курсов. В ходе его конкурсанты проводят открытый урок в реальных условиях образовательной организации и его самоанализ, психологический анализ педагогической ситуации из видеосюжета, а также презентуют свои портфолио, — рассказывает проректор по учебной работе Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета Марина Потапова. — На втором этапе под названием «Моя педагогическая лаборатория» студенты представляют результаты квалификационного исследования, разработку электронного ресурса для проведения уроков, готовят публичное выступление «Моя профессиональная траектория».

Для того чтобы обеспечить независимость оценки готовности выпускников к профессиональной деятельности, в экспертную комиссию конкурса включены представители муниципальных органов управления образованием, администрации и педагогов образовательных организаций, победители конкурсов профмастерства различного уровня. А возглавляет ее представитель комитета по делам образования Челябинска Светлана Портье. По завершении конкурса все его участники получают предложения о трудоустройстве от образовательных организаций Челябинской области.

Комплексный подход

Конечно, конкурс «Педагогический дебют» соответствует всем критериям качественного квалификационного экзамена. Другое дело, что пока в нем участвуют далеко не все студенты-старшекурсники. Чтобы протестировать всех будущих учителей на знание своего дела, в столице запущена программа «Московский учитель». Согласно ее условиям, экзамен в педагогическом вузе принимают учителя, дети которых показывают высокие результаты без репетиторов, и из школ, которые показывают высокие результаты. Кроме того, несколько московских университетов в порядке эксперимента включают на госэкзамене в экзаменационные комиссии представителей работодателей и известных профессионалов. Федеральные чиновники уверены, что региональным альма-матер нужно стремиться к тому же.

В Южно-Уральском педуниверситете подчеркивают, что вуз вузу рознь. Например, итоговый госэкзамен в ЮУрГГПУ, который сдают все студенты, и так принимает комиссия, не менее пятидесяти процентов членов которой являются ведущими специалистами — представителями работодателей или их объединений в соответствующей области профессиональной деятельности. А по целому ряду образовательных программ выпускники сдают госэкзамен в форме защиты проекта по актуальным направлениям развития образования, демонстрируют владение современными технологиями образовательной деятельности.

— Считаю, что государственный экзамен в нашем педуниверситете носит комплексный характер и позволяет оценить не только теоретическую подготовку, но и сформированность практических умений, — говорит проректор по учебной работе Марина Потапова. — Кроме того, мы поддерживаем связь с выпускниками и приглашаем их на встречи со студентами выпускных курсов. На встречах победители и призеры конкурсов профессионального мастерства делятся со студентами опытом, разработками и секретами профессии.

Также в свою защиту в ЮУрГГПУ приводят цифры: после окончания университета более 80 % выпускников устраиваются по специальности, что превышает аналогичный показатель по Российской Федерации и по региону (75 %).

— Конечно, качество обучения в педуниверситетах необходимо повышать. И одного введения выпускного квалифицированного экзамена здесь мало, — считает Марина Потапова. — Необходимо реализовывать комплекс мер: это и более высокие требования к поступающим на педагогические направления, и улучшение материально-технической базы педвузов, и усиление практической составляющей содержания образования путем создания базовых кафедр в образовательных организациях, а также широкое внедрение инновационных образовательных технологий, в том числе электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, и, безусловно, привлечение работодателей к реализации образовательного процесса.

Локомотив слабоват

Оглядываясь на годы обучения в вузе, учитель истории и обществознания школы № 7 Копейска, «Учитель года‑2016» Оксана Саратовкина отмечает, что практики в годы ее обучения было предостаточно.
 
— Я оканчивала заочное отделение ЧГПИ (ныне ЮУрГГПУ). Моя трудовая деятельность началась через два месяца после получения аттестата в качестве пионервожатой в школе, на третьем курсе стала уже учить детей, так что практики было предостаточно, да и теории хватило. Я считаю: чтобы быть компетентным учителем, должен быть интерес к предмету. Попросту должен глаз гореть, тогда через самообразование теорию и методику можно подтянуть.

Однако, по мнению Оксаны Саратовкиной, с тех пор многое изменилось, в том числе образ мышления самих выпускников, и в нынешних реалиях выпускной квалификационный экзамен просто необходим.

— Действительно назрела необходимость реформы итоговой аттестации в вузе, так как в школы приходят молодые специалисты с хорошей теоретической базой, но слабой методической подготовкой (хотя за последние 10 лет к нам в школу пришла всего одна практикантка, «англичанка» из ЧГПУ, лет 20 назад их было значительно больше). Казалось, что именно выпускник вуза будет локомотивом новых технологий и идей, а на деле молодой специалист с трудом владеет традиционной методикой, ему приходится всему учиться заново. Но его дети не должны быть подопытными кроликами. Чаще бывает еще хуже: молодой педагог ни теории, ни методики не знает и желания работать в школе с детьми не имеет. О каком качестве образования тогда можно говорить? Так что я «за» выпускной квалификационный экзамен.

Сегодня | 17:07
Закрытый вопрос. Почему у главы региона закончился красный блокнот

Глава Челябинской области Алексей Текслер в рамках своих визитов в муниципалитеты посвятил целый день двум «атомным» городам. Вопросы их развития будут вынесены на уровень Федерации, а взамен наука Озерска и Снежинска поможет в решении самых острых проблем региона.

20.08.2019 | 17:23
Цветы на год или надолго. Нужны ли Челябинску радикальные шаги в вопросах озеленения

В Челябинске в который раз развернулась дискуссия вокруг проблемы озеленения. Это не удивляет, ведь областной центр — город промышленный и каждая травинка в нем на счету.

19.08.2019 | 15:31
Штурм высшего. Южноуральские вузы отметили наплыв 300-балльников и иностранных абитуриентов

В этом году в вузах Челябинской области развернулась настоящая битва за бюджетные места. На одно место претендовало в среднем 10 человек. Примечательно, что спрос на технические и естественно-научные специальности был впервые таким же высоким, как и на гуманитарные.

09.08.2019 | 10:28
В Челябинской области молодежь хотят удержать грантами и целевым обучением

Представители южноуральских вузов высказались, какие меры помогут молодым специалистам стать эффективными в своем регионе.

Новости   
Спецпроекты