Правда Афанасьева. По учебнику челябинского философа учились все студенты СССР

21 Ноября 2017 Автор: Марат Гайнуллин Фото: из личного архива семьи Афанасьевых
Правда Афанасьева. По учебнику челябинского философа учились все студенты СССР

Легендарный учебник Виктора Афанасьева «Основы философских знаний» был написан в Челябинске. На всесоюзном конкурсе он был признан лучшим в стране.

Начиная с 60-х годов каждый советский студент в СССР «в лицо» знал красную обложку этого затрепанного до дыр учебника. Учился по нему и сын автора, будущий ученый-химик Андрей Афанасьев, родившийся, кстати, в Челябинске.

«Пособие для кухарок»

Мы сидели с ним в кабинете ректора ЮУрГГПУ. Почему там? Более полувека назад отец Андрея Викторовича, человек-легенда Виктор Григорьевич Афанасьев, работал здесь, в пединституте, ставшем для него трамплином для фантастического взлета, венцом которого стало включение в состав советского истеблишмента.

— Родился я в Челябинске в 1956 году, — рассказывает Андрей Викторович. —  Отец в то время заведовал кафедрой философии в Челябинском пединституте. Жили мы в доме напротив пединститута, через трамвайную линию, как раз почти напротив корпуса, где сейчас располагается иняз. Квартиры здесь предоставлялись профессорско-преподавательскому составу пединститута. Мои родители рассказывали: когда отец читал лекции, студентки нередко его прерывали: «Ой, ваш сын опять кричит на балконе!» И отец бежал сообщать моей маме или сам стремглав летел меня успокоить. Хорошо запомнил огромный разноуровневый двор, памятник Орленку.

В 1960 году мы переехали в Москву, куда отца, благодаря его учебнику, пригласили на работу в Академию общественных наук.

— Вы тоже учились по учебнику отца?

— Конечно! Там все в сжатом виде и все понятно! С него легко списывать было, потому что не было «воды»: один абзац, и все ясно! Это практически готовые шпаргалки. При этом отец с иронией говорил, мол, коллеги-ученые уничижительно отзывались об учебнике как о «пособии для кухарок». Между тем образчик «невысокой науки» выдержал 24 издания!

ученый-химик-Андрей-Викторович-Афанасьев_Шишкоедов_DSC3559-(8).jpg
фото Вячеслава Шишкоедова

Роковая перепечатка


— И все-таки удивительно: ученый-философ — и вдруг журналист…

— Не думаю, что это было случайно. Отец мне рассказывал, что еще в Челябинске он писал корреспонденции в институтскую газету «Молодой учитель». В ЦК КПСС его отлично знали и как заведующего ключевой кафедрой научного коммунизма в Академии общественных наук. К тому времени уже второе поколение партийцев выросло на его знаменитых учебниках.

Его пригласили на работу в «Правду», главную газету страны. Он долго отказывался, но в итоге все-таки согласился и был включен в номенклатуру. Год был замом, затем стал первым замом главного редактора «Правды». Причем его «замство» было со специализацией — по научной работе, поскольку он должен был в лице центральной газеты поднимать уровень партийной печати. Пожалуй, самым тяжелым периодом были те 13 лет, с 1976 по 1989 год, когда он был главным редактором газеты «Правда».

Виктор-Григорьевич-Афанасьев_DSC3559-(4).jpg

— Наверное, самой драматичной в его газетной биографии стала история с перепечаткой статьи из итальянской газеты про алкоголизм Ельцина. Это же не легенда?

— Нет, это не легенда. Поначалу он верил Михаилу Горбачеву и по возможности поддерживал его. Но потом в стране начались известные шараханья из одной стороны в другую, и вера в генсека была подорвана не только у него. Отец находился в глубоком недоумении. И вот наступил 1989 год, когда и произошел тот эпизод. Отец действительно разрешил перепечатку на страницах «Правды» статьи Витторио Дзуккони из итальянской газеты «Репубблика», где речь шла об алкоголизме Бориса Ельцина. В то время в обществе об этом ходили лишь слухи. К тому времени герой статьи еще не был президентом России, но уже занимал один из ключевых постов в Верховном Совете СССР. Ельцин, как известно, пользовался в народе большой популярностью. А потому эту перепечатку в нашей стране восприняли как некую провокацию партийной верхушки, которую та якобы затеяла против «инакомыслящего» Ельцина. Надо сказать, что еще до этого отец не раз подавал Горбачеву заявление о том, что хочет вернуться на научную работу. Михаил Сергеевич, который на тот момент был генсеком, решительно переубеждал его: ты, мол, мне на этом посту нужен! Однако факт перепечатки кое-кому наверху не понравился, и в том же 1989 году Горбачев подписал его заявление: ты хотел пойти на научную работу, так вот и иди!

«Так выпьем же за кибернетику!»
 
Кто не помнит эту цитату из фильма «Кавказская пленница»! Фильм был снят в 1966 году. В 1989 году Афанасьев-старший пошел работать в Академию наук СССР, став вскоре редактором ежегодника «Кибернетика: неограниченные возможности и возможные ограничения».

— Дело в том, что кибернетика долгое время считалась лженаукой, так же, как и генетика, — рассказывает Андрей Викторович. — Отец занимался принципиально новыми функциями управленца. И разработанные им технологии через десяток лет назовут эффективным менеджментом.

В начале 70-х годов готовился пленум ЦК КПСС по научно-технической революции. Мы тогда сильно отставали от Запада. Несмотря на то что главный редактор центральной газеты страны — это фигура политическая, отец был скорее ученый, чем политический деятель. И, как ученый, он видел больше, глубже, дальше, чем партийные функционеры.

Нужны были технологии, которые сегодня бы назвали прорывными. А он стал одним из пионеров в области социальной информатики. Одним из первых в стране он проводил неформальные семинары еще в Академии наук. И он вынужден был как раз готовить этот пленум. Но в итоге пленум не состоялся, а вот разработками отца всерьез заинтересовались на Западе. В США ему тут же предложили престижную работу на IBM.

Но в то время для людей поколения моего отца покинуть родину и работать за границей было невозможно ни по политическим соображениям, ни по моральным тем более. Виктор Григорьевич был фронтовик и до мозга костей патриотичный человек! И то, что произошло со страной в 1993 году, его глубоко потрясло.

Виктор-Григорьевич-Афанасьев_DSC3559.jpg

Квартет генсеков

— Каким он был дома?

— Мы, его дети, к тому времени жили уже раздельно. Но я хорошо знаю, что у него был очень напряженный график: уходил в десять утра, а возвращался уже в двенадцать ночи. Конечно, он страшно уставал. Но усталость снимал спортом —  дважды в неделю ходил в бассейн. Был председателем федерации воднолыжного спорта СССР, будучи, кстати, сам кандидатом в мастера по этому виду спорта. До 70 лет каждое лето уезжал на базу и катался на водных лыжах.

Вообще он всю жизнь курил. Лет в сорок хотел бросить, но именно в то время его сильно подняли, и в том статусе, который он стал занимать, это было уже невозможно. Спиртное почти не пил, кроме сухого вина.

— Он же был единственный главный редактор «Правды», который за 13 лет пережил четырех генсеков?

— Да, Леонида Брежнева, Юрия Андропова, Константина Черненко, Михаила Горбачева. И он был свидетелем того, как готовились к каждому партийному съезду. Во времена Брежнева, например, набиралась команда, все отправлялись на подмосковную дачу в Завидово. И там безвылазно все сидели и писали. Среди авторов были такие зубры, как политолог и дипломат Александр Бовин, главный «архитектор» перестройки Александр Яковлев. Тогда с ним у отца были хорошие отношения. Но потом судьба развела их в разные стороны.

Кстати, и книжка, которую я сам издал в память об отце, так и называется: «Четвертая власть и четыре генсека». Она имела огромнейший резонанс не только в нашей стране, но и в мире. Об этом можно судить хотя бы по тому, что ее издали даже в Китае. Это был своего рода курьез: книгу на китайский перевели раньше, чем она была издана на родине на русском языке! В конце 1993 года китайские товарищи пригласили Виктора Григорьевича в Поднебесную на презентацию книги. Перед тем как он должен был полететь, он прошел медосмотр. И вот тут-то у него и обнаружили рак. На самочувствие он не жаловался, но его срочно госпитализировали и залечили так, что в апреле 1994 года он скончался. И свою книгу на китайском языке он так и не увидел, как, впрочем, не увидел и вышедшую через три месяца книгу на русском…

Справка «ЮП»

Виктор Григорьевич Афанасьев — известный советский философ, академик АН СССР. Родился в 1922 году. Автор популярного у советских студентов 1970-1980-х годов учебника «Основы философских знаний», удостоенного Государственной премии СССР. Был автором еще одного весьма ходового учебного пособия —  «Основы научного коммунизма». Большую известность получил как автор уникальной книги «Четвертая власть и четыре генсека», переведенной на многие языки мира, в том числе и на китайский. С 1976 по 1989 год был главным редактором газеты «Правда». Умер в 1994 году.

Поделиться

Сегодня | 10:26
Челябинские эксперты обсудили способы защиты от террора

На Южном Урале введут дополнительные меры безопасности.

Вчера | 14:51
Отчет принят. Депутаты гордумы Челябинска оценили работу городских властей

В Челябинске в этом году будет обустроен пляж для людей с ограниченными возможностями, появятся новые велосипедные дорожки, начнется капитальный ремонт парка имени Гагарина и продолжатся работы по озеленению территорий.

20.05.2021 | 12:56
Челябинский учитель истории считает, что школам не нужны учебники без героев

Министерство просвещения проведет полный анализ всех учебников истории. Об этом заявил глава ведомства Сергей Кравцов в ответ на критику президента Владимира Путина, прозвучавшую в рамках послания Федеральному собранию.

15.05.2021 | 09:06
В «Ночь музеев» челябинцы увидят питерское кино и научатся делать «зин»

В субботу, 15 мая, Челябинский музей изобразительных искусств будет работать с полудня до полуночи.

Новости   
Спецпроекты