Балаган у барьера. К чему приводят публичные конфликты кандидатов во время президентской кампании

2 Марта 2018 Автор: Федор Кручинин Фото: Вячеслав Шишкоедов
Балаган у барьера. К чему приводят публичные конфликты кандидатов во время президентской кампании

Помните, в самом начале избирательной президентской кампании мы вам обещали, что выборы томными не будут. Конечно, мы тогда в первую очередь говорили о том, что мысли о предсказуемости результатов 18 марта сродни уверенности шамана, что во внутренностях жертвенной птицы окажется четкое расписание дождей на ближайшие шесть лет. По нашим наблюдениям, даже профессиональные социологи уже начали осторожничать с прогнозами. Но прошедшая неделя показала, что нынешние выборы оправдывают свою «не томность» и как яркое телевизионное шоу.

Постановка или реальность?

Яркость картинки на начавшихся дебатах обеспечили два известных умельца манипулировать телевизионной публикой — кандидат от ЛДПР Владимир Жириновский и кандидат от партии «Гражданская инициатива» Ксения Собчак. Не будем пересказывать все действо, произошедшее в прямом эфире, отметим лишь только, что закончилось оно нецензурной лексикой и выплескиванием воды из стакана в лицо одного из кандидатов. Надо отметить, что, в отличие от прошлых времен, на этот раз это оказалось лицо кандидата Жириновского.

Среди экспертов сразу возникла дискуссия, что же мы такое наблюдали: постановку или естественный всплеск чрезмерно эмоциональных кандидатов.

— На 99 процентов подобные политические события, как правило, постановка, — говорит политолог Андрей Лавров, представитель АПЭК в Челябинской области. — Это не значит, что кандидаты заранее договариваются, кто кому плеснет в лицо, а кто кого обматерит. Это лишь означает, что они на это ориентированы, готовы к такому повороту событий. Большинство публичных политиков прекрасные актеры. При этом они настолько вживаются в роль, что сами начинают верить в серьезность происходящего конфликта. Сделал бы лишь небольшую ремарку: как публичное действие заканчивается, за кадром мы можем увидеть картинку, как непримиримые оппоненты мило беседуют друг с другом за чашечкой кофе.

Просчитанный демарш

Надо отметить, что подобные публичные конфликты работают на рейтинг и антирейтинг не только их непосредственных участников. Конечно, Владимир Жириновский наверняка заслужит одобрительные слова со стороны тех, кто испытывает неприязнь к Ксении Собчак. У публичных людей число их почитателей и число их хулителей, как правило, равноценно. И Собчак возьмет свою порцию аплодисментов за то, что дала отпор хамству и не побоялась большого и грубого мужика. Но на выгоды от их эмоционального взрыва однозначно будут претендовать и другие кандидаты.

К примеру, после порции шумных дебатов заявление о том, что он, скорее всего, откажется от подобного рода дискуссий, сделал кандидат от КПРФ Павел Грудинин. «Вы сносите понятие президентских выборов. Я не собираюсь в этом участвовать больше. Потому что именно вы делаете так, чтобы люди не пришли на выборы. Потому что это балаган», — заявил Грудинин, демонстративно покинув дебаты на Первом канале.

— Конечно, это поза! Конечно, это тоже ролевая модель и элемент предвыборной технологии, — говорит Андрей Лавров. — Кандидат как бы говорит, смотрите, насколько я другой, насколько для меня важнее реальное решение вопросов, а не предвыборное шоу. Но нужно понимать, что подобные заявления — это тоже неотъемлемая часть этого шоу. Таким образом, столбится своя часть избирателей. Из публичного пространства после таких заявлений кандидаты никуда не исчезают.

Но насколько подобные шоу-конфликты, демарши и тому подобное работают на интерес к предвыборной кампании? Сегодня немало людей, которые прямо заявляют, что их такие действа только раздражают.

— На самом деле это, конечно, разогревает обывателей, — считает Андрей Лавров. — Выборы сродни яркому спортивному шоу. Поэтому совершенно естественно, что как и драки спортсменов на хоккейном матче, так и конфликты участников предвыборной гонки вызывают интерес публики.

Тактика «Без дебатов»

Однако есть участники предвыборного процесса, которые сторонятся не только публичных конфликтов, но и вообще личного участия во встречах с другими кандидатами, так сказать, на камеру. Так, самовыдвиженец Владимир Путин еще в самом начале кампании заявил о том, что в дебатах участвовать не собирается. Его оппоненты и критики уже упрекнули Путина в том, что он таким образом уклоняется от неудобных вопросов.

— Конечно, это не уклонение от неудобных вопросов. Это тоже предвыборная тактика, и, на мой взгляд, в данном случае вполне оправданная, — высказывает свою позицию Андрей Лавров. — При участии кандидата с высокой узнаваемостью в публичных дебатах всегда есть риск, что он своим рейтингом подтянет «социологию» своих соперников, а их негативный бекграунд вполне в какой‑то части может отразиться на степени его поддержки.
Однако есть мнение, что такое положение вещей не совсем справедливо. Одни кандидаты вынуждены отстаивать свои взгляды и программу публично, а другие от этого уклоняются.

— Справедливость на самом деле понятие многогранное, — считает главный редактор газеты «Южноуральская панорама» Андрей Трушников. — Отказываясь от дебатов, кандидат добровольно лишает себя определенного доступа к аудитории, рычага воздействия на него. И это тоже кто‑то может воспринять как несправедливость. Ведь пока те же Грудинин, Жириновский, Собчак, Явлинский или Бабурин откровенно стучатся в двери аудитории Путина, последний не получает возможности отвечать на критику в свой адрес. Кто‑то, конечно, может сказать, что как у действующего президента, не ушедшего на время предвыборной кампании в отпуск, у него есть иные каналы информирования населения. Да, есть, но он не может ими воспользоваться для того, чтобы напрямую возразить на критику в свой адрес. Так что элементы несправедливости есть и там, и там. Чтобы их нивелировать, я бы подумал, как бы законодательно закрепить и право, и обязанность участия кандидатов в предвыборных дискуссиях. Но также предложил бы законодателям подумать, как минимизировать элементы клоунады во время этих мероприятий.

Поделиться

Сегодня | 12:53
Как изменилась Челябинская область за пять лет

С 19 марта 2019 года руководит регионом Алексей Текслер. По оценкам политологов, за эти пять лет Челябинская область из региона-середнячка превратилась в один из регионов-лидеров. За это время сделано многое, но, кажется, самые главные достижения у региона еще впереди.

17.03.2024 | 17:13
Почему конкурс «Лидеры России» называют кадровым лифтом

Челябинские эксперты оценили систему, позволяющую реализовать здоровые амбиции.

30.04.2020 | 15:53
Какой опыт вынесла Челябинская область из месяца в режиме самоизоляции

В рамках проекта «Экспертный клуб — Челябинск» прошла заочная дискуссия о том, какие проблемы выявила нынешняя нестандартная ситуация, в которой оказалась страна в целом и наш регион в частности.

04.03.2020 | 12:29
Владимир Мякуш рассказал о «кухне», где готовились поправки к Конституции России

Почему поправки в Основной Закон страны можно назвать прививкой власти от рисков, почему потребуется править более 80 законов, чтобы новые положения Конституции превратились в рабочий инструмент… Об этом и многом другом в интервью с Владимиром Мякушем, председателем регионального парламента.

Новости   
Спецпроекты