Вместе с народом! На какие социальные нотки собираются надавить кандидаты в президенты
Перед выборами, как правило, редкий политик станет публично говорить о том, что он собирается для решения той или иной (даже самой насущной) задачи пойти на непопулярные меры. Это потом будут говорить о смелости, умении плыть против течения, о том, что для него рейтинг не важен, главное — результат. Все это потом, и то в случае успеха. Но во время предвыборных баталий сказать своим избирателям, что «аппендицит нужно резать к чертовой матери», решатся единицы кандидатов, чаще никто.
- Время для жестких разговоров. Во время выборов у политиков открываются уши, а избирателей — возможности быть услышанными
- Оборонка челябинцам в жилу. Как кандидаты в президенты России собираются развивать стратегическую отрасль
- Посторонитесь, посторонние. Представители зарубежных стран не прочь оказать влияние на выборы президента России
Но для начала стоит разобраться, что стоит за словосочетаниями «непопулярное и популярное решение». Ведь они далеко неоднозначны. Что непопулярно среди одной группы населения, чаще всего очень даже привлекательно в другой. К примеру, предложение принять повышенные налоги для сограждан с доходами выше среднего, вызовет бурные аплодисменты среди тех, кто имеет доходы ниже этого среднего. Чем худее карманы, тем громче будет овация. Но среди тех, кому посчастливилось зарабатывать более обычного, восторга от наличия этого пункта в программе кандидата вы не заметите. Вот вам и трансформация «популярного» в «непопулярное». Поэтому, чтобы понять, насколько народен тот или иной кандидат, мы позволим себе грубо определить главным критерием народности его заявлений, как «нравящееся большинству».
Анализировать весь спектр популярных (главное не перепутать и по ошибке не назвать их «популисткими») предложений было бы достаточно проблематично. Их много и мы рискуем утомить даже самого терпеливого читателя. Поэтому пройдемся по избранному.
Смена столиц
Одно из ярких заявлений этой избирательной кампании принадлежит кандидату от «Партии Роста» Борису Титову. Этот претендент на кресло президента РФ предложил переносить столицу России каждые 12 лет в другой город. По мнению Титова, такой перенос способствовал бы ускорению развития экономики различных территорий. Цифра «12», кстати, неслучайна — это ничто иное как два президентских срока. Так как на третий срок без перерыва в нашем законодательстве претендовать нельзя, получается, что «сердце Родины» будет меняться вместе с гарантом Конституции.
Зная о количестве россиян, мягко сказать, не очень любящих москвичей, можно предположить, что Борис Титов пытается качнуть на свою сторону многочисленных «заМКАДников». Но просто сказать, что, мол, вы там в своей Москве зажрались, политику от бизнеса не с руки. Поэтому предложение наряжается в одежды экономической эффективности. Логика проста: любая столица притягивает деньги, перенесем столицу — перенаправим и денежные потоки. Экономические преимущества здесь понятны, теперь не помешало бы присмотреться к экономическим (да и политическим, идеологическим, культурологическим и иным) потерям от внедрения в жизнь данного предложения.
По табачку?
Вновь порадовал Владимир Вольфович Жириновский, кандидат от ЛДПР. То, что нефтяная эпоха подходит к концу, не говорят сегодня разве что экономисты, сидящие на зарплатах нефтедобывающих корпораций. Кроме того, разговоры об ущербности однобокой экономики страны уже ведут не только на круглых столах, но и на кухнях. Всем понятно, что только на нефти и газе не прожить, осталось понять, чем можно заменить доходы от «трубы». Жириновский предлагает понятный народу вариант — национализация. Нет, конечно, не всего и вся, он же не коммунист. Но, к примеру, по мнению кандидата от ЛДПР следует изъять из частной собственности производство и торговлю алкоголем, табаком и сахаром. Это должно перекрыть упавшие доходы от торговли нефтью.
Курит российский народ немало (есть некая статистика, что за последние пять лет объем потребления сигарет в стране возрос более чем на 30 %). В плане пития мы также не белые и пушистые. Да и от традиций варить летом варенья и гнать на кухнях самогон мы также не до конца избавились. Аудитория, в которую направлены посылы Жириновского по табаку, алкоголю и сахару, ясна. Осталось лишь понять, не приведет ли огосударствление данных секторов экономики к дефициту на столь популярные товары, а также не пострадает ли после сжатия конкурентного поля их качество и разнообразие.
Москва, верни, что забрала!
Ксения Собчак, кандидат от партии «Гражданская инициатива», как и ее соперник по выборам Борис Титов, иногда играет на «антимосковских» чувствах. К примеру, одно из ее предвыборных предложений — налоговая децентрализация. По мнению самого молодого кандидата этой предвыборной гонки, каждый регион должен сам распоряжаться своими деньгами и самостоятельно определять, сколько ему направлять на льготы, а сколько — на вычеты. «Для восстановления реального федерализма необходимо изменить распределение доходов между федеральным центром, субъектами Федерации в пользу бюджетов регионов», — заявляет Собчак.
В этом предложении сделан следующий «народный» акцент: Москва жирует за счет остальной России, кроме того, из-за кремлевских стен плохо видно, что на самом деле важно для провинции. Поэтому очень даже понятен программный удар Собчак по желанию региональных избирателей самим решать, на что тратить то, что они сами заработали. Правда, и здесь не обойдется без вопросов, которые следовало бы уточнить. К примеру, не получится ли то, что данный подход сделает богатые регионы, обладающие большим количеством ресурсов и производств (типа той же Москвы), еще богаче, а бедные регионы, которым мать-природа и десятилетия неэффективного управления не дают весомых преимуществ, еще беднее. Не начнется ли от такого «реального федерализма» очередной парад суверенитетов?
От зарплат к ценам
Павел Грудинин, кандидат от КПРФ, ищет поддержки на всем географическом поле страны, не разделяя избирателей на столичных и провинциальных. Он их делит по другому принципу: на бедных и богатых. Так как он выдвиженец от коммунистической партии, ясно, что играет он в пользу бедных. Так, среди предложений Грудинина обещание поднять МРОТ до 25-30 тысяч рублей и увеличить пенсии до 50 % от средней зарплаты. Нашлось место в программе кандидата и на предложения по увеличению ежемесячных пособий на детей, снижению цен на лекарства. Достичь этого предлагается административными мерами.
Россия — не самая богатая страна, и разрыв по доходам у населения существен, поэтому совершенно понятно, для кого предназначены предложения кандидата-коммуниста. Но опять же вопросы-вопросы… Например, есть мнение, что не рыночный рост зарплат и социальных выплат — это прямой путь к гиперинфляции, а административный контроль цен — к появлению рынка из-под полы.
От оборонки к людям
Владимир Путин на момент написания данной статьи еще не представил своей программы. Эксперты ожидают, что она будет окончательно понятна после 1 марта, когда действующий президент страны озвучит свое очередное послание к Федеральному собранию. Не делал Путин пока и ярких чисто предвыборных заявлений. Поэтому судить о них достаточно сложно. Хотя понятно, что и у самовыдвиженца Владимира Путина будет своя «социалочка».
Ну, например, эксперты считают, что определенный акцент будет сделан на создании условий для «социально ответственного бизнеса». Идея достаточно не новая — зачем весь социальный груз тащить на себе государству, если часть его можно переложить на бизнес. Новизна в подходе — не ломать под «ответственность» всякую компанию, а подтолкнуть к этому тех, кто напрямую получает заказы от государства. Например, предприятия военно-промышленного комплекса.
Логика здесь такова: государство дает вам оборонный заказ, предприятия вкладывают часть заработанного не только в оборудование, но и персонал. Причем вложения в человека определяются как приоритетные. Таким образом, финансовую нагрузку по социалке как бы продолжает нести государство, но опосредованно через предприятия, на которых размещаются определенные заказы. В итоге — вложение в людей и получение полезного продукта, в данном случае оборонного характера.
Эта идея, если становится предвыборной, легко находит себе аудиторию в первую очередь в промышленно развитых регионах, таких, как Челябинская область. Здесь местные жители куда более четко понимают ценность оборонных государственных заказов и влияние предприятий ВПК на решение социальных вопросов. Это сложилось исторически. Однако и здесь есть свои риски и вопросы. К примеру, не приведет ли подобная «социализация» промышленных предприятий к очередному усилению приставки «моно» в наших и так не очень экономически дифференцированных городах.
Есть свои «народные яркости» и у таких кандидатов, как Явлинский, Бабурин и Сурайкин. Но и их мы постараемся проанализировать в следующих материалах.
Поделиться