Горячая линия Минздрава для вернувшихся из-за границы: 8 (351) 240-15-16. 
Оперативная информация по коронавирусу в мире, стране и регионе.

Звоночек для мэров. Как выглядит рейтинг глав челябинских муниципалитетов в разрезе безопасности

5 Апреля 2018 Автор: Федор Кручинин Фото: Вячеслав Шишкоедов
Звоночек для мэров. Как выглядит рейтинг глав челябинских муниципалитетов в разрезе безопасности

Вечером 18 марта, когда еще избирательные участки в Челябинской области только-только начинали запирать на клюшку, некоторые эксперты уже заговорили о готовящихся оргвыводах относительно муниципалитетов-неудачников.

Иногда громко и безапелляционно, иногда тихо и со вздохами заявлялось, что, мол, те мэры, которые не смогли убедить жителей своих территорий обеспечить явку, вполне могут пойти «на мороз». Однако хотя о «морозе» эксперты говорят при всякой крупной политической кампании, большинство муниципальных чиновников продолжали, как правило, сидеть в тепле своих кабинетов. Конечно, периодически кого‑то из них просили на выход, но без политической мотивировки, а либо по уголовной статье, либо по хозяйственным результатам.

Думается, что и в этот раз мэрам нужно не трястись, в сотый раз перебирая в памяти свои политические провалы на выборах, а обратить внимание на качество выполнения своих прямых обязанностей по управлению городами и районами. Кстати, от этого во многом зависит и та самая явка на выборах любого уровня.

Многослойность оценки

Конечно, в правительстве области для мэрского контингента есть, как это модно нынче говорить, набор KPI (количественно измеримых индикаторов фактически достигнутых результатов). И главы территорий с этим набором ознакомлены, наиболее расторопные, думается, даже распечатали его табличками, которые повесили на стены в своих кабинетах. Но они должны знать, в какие бы мудреные формулировки не облекалась оценка их деятельности, на самом деле за ними стоят достаточно простые вещи, понятные каждому жителю.

Эта оценка, конечно, многослойна, в ней успешность выполнения одной задачи накладывается на пробуксовку в реализации другой. Учитываются объективные и субъективные факторы, уровень усилий и степень отдачи, потраченное время и глубина результата… Но от этой многослойности, сами дела, по которым оценят местную власть и люди, и вышестоящие структуры, остаются предельно простыми: не разбитые дороги и не «дырявая» коммуналка; школы, дающие крепкие знания, и больницы, поддерживающие крепкое здоровье; успешные предприятия, создающие рабочие места, и свободные от грязи и криминала улицы… Эти и другие простые и понятные для каждого человека вещи складываются в тот самый новомодный KPI муниципального чиновника.

Мы на страницах своего издания постараемся периодически складывать по ним некий рейтинг эффективности наших муниципалитетов. Не для того, чтобы указывать тому или иному мэру на дверь, а лишь для того, чтобы сами чиновники и жители области смогли четко увидеть слабые места городов и районов, увидеть и исправить ситуацию. Но если же у чиновников это не получится, тогда уж пусть не обессудят, достают выданные им листочки с графиками и подсчитывают баллы, определяющие их устойчивость на своем посту.

Опасная десятка

На наш взгляд, одним из критериев эффективности мэров должна быть степень криминализации территории. И не только потому, что она напрямую завязана с таким неотъемлемым элементом оценки комфортности жизни в любом городе и районе как безопасность. Этот критерий важен, в том числе и потому, что наукой и практикой давно уже доказано, что криминальная обстановка обостряется там, где ухудшается социально-экономическое положение населения. Грубо говоря, в муниципалитетах, где есть проблемы с работой, уровнем образованности населения, организацией досуга, где безнадега в конец придавила всякую надежду, соблазн найти лучшую жизнь, преступив закон, куда сильнее, чем в благополучных территориях.

Определить уровень криминализации той или иной территории можно на основании данных о преступлениях. В своих выкладках мы будем опираться на статистику зарегистрированных преступлений в территориях региона за 2017 год, которую нам представили в прокуратуре Челябинской области. Заодно вместе с эффективностью местной власти наш читатель сможет проанализировать и эффективность работы полицейских, сравнивая количество совершенных преступлений с количеством нераскрытых.

Чтобы быть максимально объективными, мы сравним не просто абсолютные цифры, а учтем количество населения каждой территории. То есть будем опираться на показатель, сколько преступлений совершается на 1000 жителей. При этом такие крупные города, как Челябинск и Магнитогорск, вынесем за скобки, так как в подобных мегаполисах в отличие от меньших муниципалитетов в статистике присутствует серьезный объем преступлений, совершенных «транзитерами».

Итак, десятка самых незаконопослушных, а стало быть, самых небезопасных территорий региона выглядит следующим образом:

1. Сосновский муниципальный район — 26,87 преступлений на 1000 жителей.

За 2017 год в районе зарегистрировано 1927 преступлений, из них не раскрыто 1087.

Глава района — Евгений Ваганов.

2. Каслинский муниципальный район — 23,54 преступлений на 1000 жителей.

Зарегистрировано 757 преступлений, не раскрыто — 238.

Глава района — Игорь Колышев.

3. Нагайбакский муниципальный район — 23,48 преступлений на 1000 жителей.

Зарегистрировано 434 преступления, не раскрыто — 112.

Глава района — Виталий Гайсин.

4. Троицкий городской округ и Троицкий муниципальный район — 21,56 преступлений на 1000 жителей.

Зарегистрировано 2141 преступление, не раскрыто — 821.

Глава городского округа — Александр Виноградов. Глава муниципального района — Людмила Шаталова.

5. Пластовский муниципальный район — 21,28 преступлений на 1000 жителей.

Зарегистрировано 543 преступления, не раскрыто — 146.

Глава района — Александр Неклюдов.

6. Карабашский городской округ — 21,24 преступлений на 1000 жителей.

Зарегистрировано 238 преступлений, не раскрыто — 99.

Глава городского округа — Олег Буданов.

7. Красноармейский муниципальный район — 21,2 преступлений на 1000 жителей.

Зарегистрировано 888 преступлений, не раскрыто — 250.

Глава района — Юрий Сакулин.

8. Аргаяшский муниципальный район — 20,84 преступлений на 1000 человек.

Зарегистрировано 855 преступлений, не раскрыто — 259.

Глава района — Исрафиль Валишин.

9. Верхнеуфалейский городской округ — 19,66 преступлений на 1000 человек.

Зарегистрировано 615 преступлений, не раскрыто — 199.

Глава городского округа — Вера Ускова.

10. Чесменский муниципальный район — 17,77 преступлений на 1000 жителей.

Зарегистрировано 331 преступление, не раскрыто — 47.

Глава района — Татьяна Жморщук.

Справедливости ради отметим нюансы, которые могут в некоторой степени влиять на состояние дел с количеством преступлений в отдельных территориях. Если сегодня в территории с раскрываемостью все плохо, то естественно, что завтра это отразится на статистике преступлений, их количество вырастет.  Главе на это повлиять сложно. Есть и другие факторы. Так, Сосновский и Красноармейский районы, попавшие в десятку, близко расположены к Челябинску, им в «награду» за это достается часть криминальной волны, приходящей из большого города. Кроме того, глава Сосновского района вступил в должность не так давно, и у него явно было недостаточно времени, чтобы переломить ситуацию с безопасностью. Меньше года на своем посту и глава Каслинского района Игорь Колышев. Новичок на месте главы и в Чесменском районе. Татьяна Жморщук вступила в должность в августе 2017 года.

Через Пласт проходит трасса Челябинск — Магнитогорск, поэтому он имеет небольшое «транзитное» давление на безопасность своей территории.

А Троицкий район и Троицкий городской округ в статистике учтены вместе, поэтому не удивимся, что при разделении данных может оказаться, что в районе количество преступлений на 1000 жителей меньше, чем в городе, или наоборот. Также нужно учитывать, что на безопасность в этих территориях в определенной степени давит близость государственной границы.

Нас приятно удивило лишь девятое место Верхнего Уфалея в данном списке, учитывая экономическую ситуацию в территории, закрытие градообразующего предприятия, у города были все шансы иметь куда более печальную статистику. Однако, видимо, административные решения позволили более успешно сопротивляться негативному тренду.

Самые безопасные

Стоит отметить и территории, которые можно признать в Челябинской области наиболее безопасными. Думаю, никто не удивится, что все первые строчки рейтинга наименее криминализированных территорий заняли ЗАТО или те, которые совсем в недавнем прошлом таковыми являлись.

1. Локомотивный — 6,8 преступлений на 1000 жителей. Глава — Александр Мордвинов.

2. ЗАТО Трехгорный — 7,36 преступлений на 1000 жителей. Глава — Евгений Сычев.

3. ЗАТО Снежинск — 10,23 преступлений на 1000 жителей. Глава — Игорь Сапрыкин.

4. ЗАТО Озерск — 11,2 преступлений на 1000 жителей. Глава — Евгений Щербаков.

5. Кунашакский район — 13,23 преступлений на 1000 жителей. Глава — Сибагатулла Аминов.

В десятку самых безопасных также вошли Саткинский район (глава — Александр Глазков), Кусинский район (глава — Виктор Пенягин), Верхнеуральский район (глава — Сергей Айбулатов), Нязепетровский район (глава — Валерий Селиванов) и Ашинский район (глава — Виктор Лукьянов).

Для справки покажем ситуацию и в больших городах Челябинской области, которые мы вывели из общего рейтинга из-за объективных факторов, влияющих на цифры по преступлениям. Так, в Челябинске в 2017 году было совершено 23,22 преступлений на 1000 жителей. В областном центре было зарегистрировано 27 930 преступлений, остались нераскрытыми — 15 061 преступление. В Магнитогорске — 20,67 преступлений на 1000 жителей. Здесь было в 2017 году зарегистрировано 8610 преступлений, не раскрыто — 4022.

P.S. Мы продолжим анализировать эффективность работы муниципальных властей в разрезе других вопросов.

Редакция «Южноуральской панорамы» благодарит прокуратуру Челябинской области за помощь в подготовке публикации.

13.05.2020 | 21:55
Представляя президента. Как за 20 лет федеральную власть приблизили к регионам

13 мая институт полномочных представителей президента в федеральных округах отмечает свой юбилей.

30.04.2020 | 15:53
Какой опыт вынесла Челябинская область из месяца в режиме самоизоляции

В рамках проекта «Экспертный клуб — Челябинск» прошла заочная дискуссия о том, какие проблемы выявила нынешняя нестандартная ситуация, в которой оказалась страна в целом и наш регион в частности.

30.04.2020 | 15:53
Какой опыт вынесла Челябинская область из месяца в режиме самоизоляции

В рамках проекта «Экспертный клуб — Челябинск» прошла заочная дискуссия о том, какие проблемы выявила нынешняя нестандартная ситуация, в которой оказалась страна в целом и наш регион в частности.

04.03.2020 | 12:29
Владимир Мякуш рассказал о «кухне», где готовились поправки к Конституции России

Почему поправки в Основной Закон страны можно назвать прививкой власти от рисков, почему потребуется править более 80 законов, чтобы новые положения Конституции превратились в рабочий инструмент… Об этом и многом другом в интервью с Владимиром Мякушем, председателем регионального парламента.

Новости   
Спецпроекты