О судьбах с кофе. О чем говорят несбывшиеся прогнозы на выборах президента страны в Челябинской области

20 Марта 2018 Автор: Федор Кручинин Фото: Вячеслав Шишкоедов
О судьбах с кофе. О чем говорят несбывшиеся прогнозы на выборах президента страны в Челябинской области

Точка в избирательной кампании президента страны поставлена. Но эта точка для всех на самом деле видится как многоточие. Те, кто доволен результатами, за многоточием усматривают начало реализации заявленной главой государства программы. Те, кто разочарован цифрами избиркома, ищут за многоточием продолжение борьбы. Для третьих поствыборное многоточие — это просто возвращение к обычной жизни без громких заявлений, плескания водой и плакатов с лозунгами.

Начинать рассуждать о новом этапе страны в среде работников СМИ принято с утра после выборного воскресного дня. Но утро понедельника в Челябинске к этому совсем не располагало: ночная метель с мокрым снегом покрыла машины и дороги ледяной коркой, в этот момент правильнее и безопаснее было думать не о судьбах родины, а о том, как проскочить очередной скользкий поворот. Поэтому поразмышлять, проскочила ли этот поворот Россия, я обстоятельно присел в кафе лишь с утра во вторник.

В кафе никто не мешал. Полусонные официантки принесли кашу и чашку кофе с молоком, немногочисленные посетители лениво почитывали газеты и смартфоны… Показалось было, что за соседним столиком мелькнула тень руководителя местного избиркома Сергея Обертаса, я встрепенулся, но, видимо, показалось…

Итак, Россия, выборы, скользкий поворот…

Результаты, как говорится, смотрите на стенде и в «Российской газете». Президент Путин одержал бесспорную победу над конкурентами. Предвыборная стратегия его штаба оправдала себя и в общероссийском масштабе, и на региональном уровне. Чьи-то экспертные прогнозы сбылись, чьи-то нет. Видимо, стоит чуть подробнее остановиться на тех, что не случились.

Прогноз № 1. Высокий уровень протеста

О том, что Челябинская область станет проблемным регионом в день выборов, слухи бороздили в основном на просторах социальных сетей и страницах некоторых оппозиционных изданий. Здесь утверждалось, что экологические проблемы области и непростая экономическая ситуация заставят южноуральцев показать выборам президента фигушку.

Надо отметить, что над тем, чтобы руки местных избирателей сложились в незамысловатую фигуру из народной культуры, старательно работали. Активно раскачивалась тема так называемой забастовки избирателей, в ряде городов распространяли листовки с дезой, что выборы 18 марта отменили, на уличном пространстве городов области концентрированно вдруг стали проходить митинги с разной повесткой, но примерно с одним набором посылов: «на выборы ходить не нужно», «поддерживать Путина не комильфо»…

Не сработало. Явка в 66,4 % и уровень голосов за действующего президента в 73 % показали, что протестного голосования не случилось. Можно предположить, что либо градус протеста в местной повестке кем-то намеренно преувеличивается, либо вполне оправданное недовольство отдельными моментами нашей жизни не заставляет южноуральцев свалиться по всем вопросам в оппозицию к власти. То есть мысли у наших избирателей, возможно, выстраиваются в следующую комбинацию: «да, я недоволен грязным воздухом в моем городе — нет, я не считаю, что вся Россия движется неверным курсом».

Лично я склоняюсь к тому, что мы стали свидетелями именно этой логики избирателей. Потому что при такой явке протестное голосование, в случае его серьезного присутствия, не скрыть. При этом отрицать, что в среде челябинцев напрочь отсутствует недовольство той же экологической ситуацией, я бы не стал. А стало быть, просто не произошло проецирования региональной проблемы на общероссийскую повестку.

Прогноз № 2. Уйдем в красную зону из-за конфликта элит

Эти предположения муссировались на тех же площадках, что и первый прогноз. Но здесь протестное голосование предсказывалось потому, что в регионе якобы накоплены элитные противоречия, из-за чего слаженной работы по поддержке Путина на выборах президента не получится. А стало быть, этим воспользуются другие кандидаты, в частности Павел Грудинин, и Челябинская область скатится в красную зону, где она уже была в середине 90-х годов.

Прогноз не оправдался. Во-первых, эксперты, которым свойственно не руководствоваться сиюминутными целями, давно отмечали, что слухи о каком-либо внутриэлитном конфликте в Челябинской области сильно преувеличены. Да, как и в любом регионе, у нас среди элит есть свои довольные и свои обиженные, но количество и, главное, качество обид не является критическим, чтобы в когорте влиятельных людей появился элемент бунта. Вот при Юревиче это элемент был на виду, его невозможно было не заметить, любой, даже немного информированный, наблюдатель легко мог назвать «адреса, пароли и явки» участников элитного конфликта. Сейчас даже сильно информированный человек затруднится это сделать без большой массы оговорок.

Но даже если и предположить, что хоть какой-то конфликт элит в регионе есть, думать, что он помешает объединиться вокруг федеральной повестки, вокруг чрезвычайно популярного в народе и влиятельного среди всех элитных групп Владимира Путина, было бы наивно. Тем более ни при каком раскладе это не привело бы к сваливанию региона в красную зону, для этого нужен целый комплекс экономических, социальных и политических факторов, а не только дрязги среди больших и богатых.

Прогноз № 3. Область погрязнет в нарушениях

Это традиционная песня любой избирательной кампании. Ее ноты всем известны, и превращает их в «музыку стонов» практически любая проигравшая сторона. К сожалению, в российской политической культуре нет места признанию победы без оговорок. Однако даже таким оговоркам необходимо готовить почву. Например, заранее предсказать о готовящихся массовых нарушениях.

Так было и в этот раз. Оппозиция говорила о том, что в Челябинской области людей будут подвозить, бюллетени вбрасывать, избирателей стращать… «Синоптики» со своим прогнозом опять промахнулись. Нынешние выборы уже назвали самыми чистыми за всю историю избирательных кампаний. Причем такую оценку дает не только организовавший их избирком, но и независимые наблюдатели. Нарушений было минимальное количество, да и они больше похожи не на нарушения, а на неточности и непроизвольные ошибки и никакого влияния на результаты выборов не оказали. Даже «фейков» (намеренно вброшенной дезинформации) было не так уж и много. Кто-то настаивал, что на одном из участков был вброс бюллетеней, данные с видеокамер быстро опровергли эту информацию. Кто-то говорил о подвозе избирателей, проверяли, искали — не подтвердили, не нашли… А ведь наблюдателей на этих выборах было более чем достаточно: от стран СНГ, от ОБСЕ, от кандидатов и партий, от Общественной палаты… Никто не зафиксировал хоть что-нибудь, что могло хоть как-то повлиять на результат.

Вот такими оказались мои первые размышления об итогах очередных выборов президента страны. Конечно, политологи и политики будут еще долго ломать копья, споря о причинах и последствиях, но, мы, пожалуй, немного выдохнем и начнем писать побольше о жизни региона и людей, в нем живущих. Тем более что кофе уже остыл, а на улице пошел снег. Жизнь продолжается.

Поделиться

Вчера | 12:36
В Челябинске состоялись публичные слушания по проекту устава города

Число депутатов в областном центре сведено к минимуму.

13.04.2024 | 16:56
Что стало причиной конфликта на Донбассе 10 лет назад

6 апреля 2014 года на востоке Украины начались события, положившие начало вооруженному конфликту на Донбассе. 7 апреля 2014 года в Донецке был создан Республиканский народный совет, который объявил о суверенитете Донецкой народной республики (ДНР).

30.04.2020 | 15:53
Какой опыт вынесла Челябинская область из месяца в режиме самоизоляции

В рамках проекта «Экспертный клуб — Челябинск» прошла заочная дискуссия о том, какие проблемы выявила нынешняя нестандартная ситуация, в которой оказалась страна в целом и наш регион в частности.

04.03.2020 | 12:29
Владимир Мякуш рассказал о «кухне», где готовились поправки к Конституции России

Почему поправки в Основной Закон страны можно назвать прививкой власти от рисков, почему потребуется править более 80 законов, чтобы новые положения Конституции превратились в рабочий инструмент… Об этом и многом другом в интервью с Владимиром Мякушем, председателем регионального парламента.

Новости   
Спецпроекты