Почему Челябинску не хочется быть задним двором Екатеринбурга?
Заседание «Сигарного клуба» в минувшую пятницу было посвящено теме «Челябинская идентичность. Кто мы?».
Но, затрагивая тему самоидентификации, можно ли говорить о коренном населении Челябинска, если, например, только за несколько лет Столыпинской реформы через наш город прошло девять миллионов человек? Великую Отечественную войну Челябинск встретил с 200-тысячным населением, а закончил с 700-тысячным. Между тем менталитет, как известно, формируется лишь в пятом поколении.
— Мы сегодня пытаемся найти наши корни, некую отправную точку, чтобы понять, кто мы, — рассуждает директор ИД «Губерния», член Общественной палаты Челябинской области Сергей Филичкин. — Челябинск был сторожевой крепостью, городом купцов и торговцев чаем, был он и великим Танкоградом. Сегодня мы уже ни то и ни другое. Мы немножко заблудились, потерялись и находимся в какой-то растерянности. Нам очень не хочется быть задним двором Екатеринбурга. Нам очень не хочется быть серым, уставшим, спальным городом с плохой экологией. Мы хотим большего, и мы достойны большего. Хочется, чтобы мы стали городом смелых и предприимчивых людей. Людей, которые очень любят свой город и верят в свои силы.
По словам директора рекламно-имиджевого агентства «Иероглиф» Дмитрия Довбни, ни один город не может жить без стратегии и понимания того, куда он движется. Его мысль развил директор рекламного агентства «Элефант», член Общественной палаты Челябинской области Михаил Смирнов:
— Необходимо описать этот город с точки зрения истории, и никаких легенд, и никакой мифологизации уже не понадобится, и получившийся документ вбивать в головы. И через десять лет мы получил совершенно другой культурный уровень.
Руководитель общественного фонда «Южный Урал» Гаяз Самигулов заметил, что Челябинску, который всегда был склонен к самоуничижению, нужна своя идеология, но выработать ее волевым решением нельзя. Да, в историю следует не просто глубоко заглянуть, а сформировать 10-15 ключевых легендарных дат с описаниями, которые можно было бы тиражировать.
В ходе разговора совместными усилиями экспертов был составлен условный портрет челябинца — этакий брутальный, упертый человек с мужским характером. При этом было замечено: важно знать не только то, какие мы сегодня, но и то, какими мы хотим себя видеть.
Протоиерей, секретарь Челябинской епархии отец Игорь Шестаков отметил:
— Несмотря на упертость, нам, челябинцам, не хватает дерзновения. Мы почему-то стыдимся того, что живем в Челябинске.
Да, у нас нет своей киностудии, нет консерватории, симфонического оркестра — много чего нет. Нам как будто было отказано в интеллектуальном, культурном, духовном начале. Между тем вечно дрейфовать или плыть в фарватере Екатеринбурга для миллионного города просто стыдно.
Челябинск — это город, который имеет полное право на существование своей идеологии, своей культуры, на продвижение своих идей, право на успех. Челябинск — это город, в котором удивительным образом преломляется вся история России, включая самое ее начало и последние вехи. Это город, у которого есть святые покровители, потому что день 15 февраля 2013 года красноречиво доказал всему миру, что в нашем городе есть десять праведников.
Поделиться