Мягкий сценарий. Что приобретут и потеряют россияне из-за президентских изменений пенсионной реформы

30 Августа 2018 Автор: Федор Кручинин Фото: Вячеслав Шишкоедов
Мягкий сценарий. Что приобретут и потеряют россияне из-за президентских изменений пенсионной реформы

Владимир Путин не стал тянуть до сентября, как того ожидали эксперты, и озвучил свою позицию по грядущей пенсионной реформе. И хотя полный отказ от нее не состоялся, ее смягчение произошло сразу по нескольким позициям.

Почему рядом пустота

Путин 2018.jpgВсе отмечают, что выступление президента на этот раз было очень личностным. Путин не оппонировал, он объяснял людям, почему у государства нет другого выхода. По сути, россияне наконец-то услышали объяснение нормальным языком, из-за чего правительство вынуждено идти на подобные меры. Почему ранее до этих простых слов не додумались в экономическом блоке исполнительной власти, почему их не находили в недрах Федерального собрания, вопрос открытый.

Президент ответил на главный вопрос: зачем и почему именно так?

Во-первых, пожалуй, впервые россиянам внятно рассказали, что это за беда такая — «демографический фактор» и почему именно сейчас он начал загонять нашу страну в угол. Демография — процесс медленный, но любое движение в нем неизбежно приводит к последствиям. Даже если это движение произошло 25, 45 или 75 лет назад. По сути, ни одно рождение, ни одна смерть человека для демографии не проходит бесследно. Рожденный, а главное, выживший человек с высокой долей вероятности приведет в мир новых людей. Человек, умерший до выполнения этой биологической миссии, автоматически обрывает цепочку будущих поколений.

В XX веке наш народ столкнулся просто с катастрофическим обрывом этих цепочек, во многом именно поэтому сегодня там, где мог стоять рядом с нами близкий человек, мы чувствуем пустоту.

«Каждые 25-27 лет во взрослую жизнь, когда можно создавать семьи, заводить и растить детей, у нас вступает гораздо меньшее число граждан, чем могло и должно было бы, — сказал Владимир Путин. — Так происходит в результате тяжелейших демографических потерь во время Великой Отечественной войны. А это не только прямые потери, но и миллионы неродившихся в военные годы. Период, когда во взрослую жизнь входило очередное малочисленное поколение, пришелся и на середину 90‑х годов прошлого века. Но именно в это время страна столкнулась еще и с тяжелейшим экономическим, социальным кризисом, с его катастрофическими последствиями. Это привело ко второму мощному демографическому удару. Родилось еще меньше детей, чем ожидали. Демографический провал конца 90‑х оказался сопоставим с 1943 и 1944 военными годами. И сейчас именно это, крайне малочисленное, поколение родившихся в 90‑е входит в трудоспособный возраст». 

Этот демографический эффект мы можем посмотреть на примере Челябинской области. Из населения почти в три с половиной миллиона человек около 900 тысяч человек уже достигли нынешнего пенсионного возраста. 809 тысячам южноуральцев еще не исполнилось 19 лет, на их плечи еще не легла социальная нагрузка. Обеспечивают жизнь молодым и пенсию старым сегодня чуть более 1 790 000 жителей области. Не стоит забывать, что в этом числе еще и те, кто имел право на досрочную пенсию, нетрудоспособные инвалиды… То есть тех, кто платит налоги, и того меньше. И с каждым годом количество экономически активного населения будет уменьшаться, так как в пенсионный возраст будет входить все больше людей, а в трудоспособный — все меньше.

Поиск альтернативы

Надо отметить, что катастрофичность грядущей ситуации поняли не сегодня. Даже в СССР серьезно обсуждалась необходимость повышения пенсионного возраста. Поднимался этот вопрос неоднократно и в последующем. И все время что-то не давало принять решение. Сегодня, по сути, отступать некуда.

«В 2000‑х я был против них (против изменений в пенсионной системе. — Прим. ред.). Говорил об этом и на закрытых совещаниях, и публично. И сейчас считаю, что на тот момент времени такая позиция с экономической точки зрения была обоснованной, а с социальной — абсолютно оправданной и справедливой. Убежден: повышать пенсионный возраст в начале и середине 2000‑х было категорически нельзя. Напомню, как в тот период жила страна. Это еще не окрепшая экономика с весьма скромными показателями валового внутреннего продукта и крайне низкими заработными платами. Это высокий уровень безработицы и инфляции. За чертой бедности находились практически четверть граждан страны. Продолжительность жизни едва превышала 65 лет».

Эксперты уверены, что на сегодня страна экономически более готова к такому серьезному процессу, как повышение пенсионного возраста. Финансовые институты более стабильны, безработица и инфляция контролируемы и находятся в безопасной зоне, даже в демографическом процессе заложены позитивные изменения на будущее. Относительно последнего пункта серьезный вклад в этот процесс внесла программа по материнскому капиталу. Не стоит и забывать о том, что за последние 15 лет продолжительность жизни россиян выросла почти на 8 лет — на 7,8 года.

Но власть понимает, что подобное решение не из простых, что оно вряд ли добавит ей популярности. И, судя по всему, и в этот раз российские власти искали хотя бы единственную возможность уклониться от повышения пенсионного возраста. Президент говорит, что в правительстве просчитывались варианты изменений в налоговой системе, использования средств из стабилизационных фондов… Но раз за разом анализ показывал, что все иные решения либо совсем оказывались бесполезными, либо давали бы лишь краткосрочный эффект.

«Все возможные альтернативные сценарии были тщательно изучены и просчитаны, — говорит президент. — Оказалось, что, по сути, ничего кардинально они не решают. Ну посмотрите: вроде бы эффективная, кажущаяся справедливой мера — введение прогрессивной шкалы подоходного налога. По оценкам Минфина, применение повышенной ставки налога, к примеру, в 20 % к высоким доходам, может дать, и то не наверняка, порядка 75-120 млрд рублей в год. Этих средств в лучшем случае хватит на шесть дней. Потому что ежедневная потребность на выплату пенсий в России составляет 20 млрд рублей.

Другой вариант — продать часть госсобствености, например, как некоторые предлагают, все здания Пенсионного фонда, включая его региональные отделения. Конечно, согласен, они слишком размахнулись со своими апартаментами. Людей это раздражает. И я это также поддерживаю. По оценкам, общая стоимость этих объектов — 120 млрд рублей. Но даже если мы все их продадим, а деньги направим на пенсии, сможем выплачивать их также порядка шести дней. Это тоже не выход.

Или предлагается обложить дополнительными налогами нефтегазовые компании, топливно-энергетический комплекс. Могу вам сказать: всего того, что мы таким образом сможем собрать, хватит, чтобы выплачивать пенсии максимум пару месяцев. Более того, так мы поставим выплату пенсий, всю пенсионную систему страны в крайне уязвимое положение — в зависимость от перепада цен на мировых рынках углеводородов».

Давайте согласимся, решения, которые позволяют пенсионной системе страны существовать всего шесть дней или два месяца, это не то, что мы хотим. Нужно, чтобы она работала без сбоев всегда. Чтобы ради выплаты пенсии государству не приходилось включать печатный станок, что непременно приведет к гиперинфляции, когда та же булка хлеба в цене будет увеличиваться даже не ежедневно, а ежечасно, как это было в 90-х годах. Чтобы на нормальные пенсии могли рассчитывать не только сегодняшние пенсионеры, но и завтрашние.

Взвешенно и по справедливости

На вопросы «почему и зачем» президент дал ответ. Однако, согласившись с правительством в том, что реформа неизбежна, Путин не поддержал кабинет министров в ее сценарии. Глава государства потребовал серьезного смягчения подходов при ее проведении, чтобы максимально учесть интересы людей, не вывести действия властей из зоны справедливых и взвешенных решений.

На каких же изменениях настаивает Владимир Путин? Вероятно, самая серьезная корректировка сценария реформы, предложенная главой государства, касается пенсионного возраста у женщин.

«В проекте закона предлагается увеличить пенсионный возраст для женщин на 8 лет — до 63 лет, тогда как для мужчин он повышается на 5 лет. Так не пойдет, конечно. Это неправильно, — заявил президент. — Они (женщины. — Прим.ред.) не только трудятся по основному месту работы, на них, как правило, весь дом, забота о семье, воспитание детей, хлопоты о внуках. Пенсионный возраст для женщин не должен повышаться больше, чем для мужчин. Поэтому считаю необходимым уменьшить предлагаемое законопроектом повышение пенсионного возраста для женщин с 8 до 5 лет».

Путин также предложил правительству предусмотреть право досрочного выхода на пенсию для многодетных матерей. Президент считает необходимым смягчить и условия перехода на новую пенсионную систему для тех людей, которые уже вот-вот должны были отправиться на заслуженный отдых. Для граждан, которым предстояло выходить на пенсию по старому законодательству в ближайшие два года, Владимир Путин требует установить особую льготу — право оформить пенсию на шесть месяцев раньше нового пенсионного возраста. Например, человек, который по новым пенсионным реалиям должен уходить на пенсию в январе 2020 года, сможет сделать это уже в июле 2019 года.

Глава государства также предложил создать особую систему гарантий защиты трудовых прав для людей предпенсионного возраста. В эту категорию попадут все работники, которым до наступления пенсии остается пять лет. За увольнение такого человека глава государства просит разработать строгую систему наказания для работодателей, вплоть до уголовной ответственности. Вместе с тем бизнесу будет предложен целый ряд стимулов, чтобы принимать и удерживать на рабочем месте человека предпенсионного возраста было выгодно.

Среди предложений, озвученных президентом, стоит отдельно выделить и преференции для сельских жителей. По мнению главы государства, уже с 1 января 2019 года нужно пойти на 25‑процентную надбавку к фиксированной выплате страховой пенсии для неработающих пенсионеров, живущих на селе, у которых не менее 30 лет стажа в сельском хозяйстве.

Особые условия в грядущей пенсионной реформе, по мнению Владимира Путина, должны быть еще у ряда категорий работников, в числе них шахтеры, работники горячих цехов и химических производств, чернобыльцы… Президент предлагает уменьшить и стаж, дающий право россиянам на досрочный выход на пенсию: для женщин — до 37 лет, а для мужчин — до 42.

Приобретения и потери

Более детально препарировать грядущую реформу мы будем в последующих материалах, а в окончании этого хочется остановиться на том, кто и что от ее проведения приобретет и потеряет.

В числе приобретателей, конечно, сегодняшние и завтрашние пенсионеры. Именно им обеспечивается за счет реформы не только своевременная выплата пенсии, но и ее рост. «В целом в предстоящие шесть лет мы сможем ежегодно увеличивать пенсию по старости для неработающих пенсионеров в среднем на 1 тысячу рублей, — заявил президент. — В результате это даст возможность в 2024 году выйти на средний уровень пенсий для неработающих пенсионеров в 20 тысяч рублей в месяц. В дальнейшем, уже за горизонтом 2024 года, изменения в пенсионной системе позволят сформировать прочную основу для стабильного ежегодного увеличения страховых пенсий выше инфляции».

Причем нужно отметить, что это повышение будет происходить без включения печатного станка, а стало быть, без разгона инфляции. Значит, мы можем говорить о том, что эта ежемесячная тысяча не будет съедаться ростом цен. Что означает это ежегодное повышение пособий для конкретного пенсионера? Это возможность не становиться обузой для своих детей, больше баловать внуков своим вниманием и подарками, не отказывать себе в нормальной еде, одежде, поездках…

Кроме того, усиление внимания к здоровью пожилых людей, которое сегодня анонсируется властью, направлено на то, чтобы улучшить их качество жизни. Люди будут меньше болеть, дольше жить полноценной, активной жизнью. Но система здравоохранения не может развиваться в расчете только на одну группу населения. Если в медицину — профилактику, диагностику, лечение и реабилитацию — направят серьезные средства, это почувствует все население, а не только пожилые люди. Поэтому в этой части от реформы выиграют и россияне других возрастов.

На все группы населения сработают и ходы государства в области профессионального образования, которые оно будет вынуждено проводить вместе с пенсионной реформой. Президент уже дал понять, что необходимо решить проблему переквалификации работников предпенсионного возраста. Однако, скорее всего, на этом шаге изменения в образовании не остановятся. Государству выгодно и то, чтобы на рынке находили себе место и более молодые сотрудники. В противном случае бюджету придется постоянно брать на себя дополнительную нагрузку по содержанию безработных. Поэтому, думается, сферу образования ждут серьезные перемены, направленные на то, чтобы в ее недрах шла подготовка по-настоящему качественных и востребованных работников. Выиграют от этого процесса все.

Еще очевидным выгодоприобретателем от реформы становится бизнес. Он получает решение существующей проблемы дефицита кадров. А льготы за прием сотрудников предпенсионного возраста, которые обязывается разработать государство, могут стать для него не просто стимулом, но и серьезным конкурентным преимуществом на рынке.

Кто же несет потери от реформы? Очевидно, неудобства от нее будут испытывать семьи с маленькими детьми. Возможность задействовать бабушек и дедушек в воспитании снизится и отодвинется по времени. Молодым мамам будет сложнее планировать более скорый выход на работу из декретного отпуска. Чтобы снять напряженность, государство просто обязано окончательно решить вопрос с дефицитом мест в дошкольных учреждениях.

Потери несут и те, кто уже в ближайшие годы должен был выйти на пенсию. Эта возможность для них отодвигается. Понимая это, государство максимально смягчает и растягивает во времени переход на новую систему.

В общем, грядущая реформа не станет для всех приятной прогулкой, но не начинать ее — себе дороже.

«Для действующей власти самое легкое, самое простое сегодня — вообще ничего не менять, — говорит президент. — Сейчас, несмотря на известные сложности, российская экономика чувствует себя уверенно. В бюджете есть ресурсы для пополнения Пенсионного фонда. Мы как минимум ближайшие 7-10 лет сможем продолжать индексировать пенсии в установленные сроки. Но ведь мы знаем, что постепенно наступит время, когда для индексации пенсий у государства не будет хватать средств. А затем и сама регулярная выплата пенсий может стать проблемой, как это уже и было в 90‑х».

Поделиться

21.04.2024 | 17:09
Какие перспективы у парламентских партий на Южном Урале

Итоги выборов президента России оказались беспрецедентными и могут оказать сильное влияние на расстановку политических сил в стране и единый день голосования в сентябре.

19.04.2024 | 12:36
В Челябинске состоялись публичные слушания по проекту устава города

Число депутатов в областном центре сведено к минимуму.

30.04.2020 | 15:53
Какой опыт вынесла Челябинская область из месяца в режиме самоизоляции

В рамках проекта «Экспертный клуб — Челябинск» прошла заочная дискуссия о том, какие проблемы выявила нынешняя нестандартная ситуация, в которой оказалась страна в целом и наш регион в частности.

04.03.2020 | 12:29
Владимир Мякуш рассказал о «кухне», где готовились поправки к Конституции России

Почему поправки в Основной Закон страны можно назвать прививкой власти от рисков, почему потребуется править более 80 законов, чтобы новые положения Конституции превратились в рабочий инструмент… Об этом и многом другом в интервью с Владимиром Мякушем, председателем регионального парламента.

Новости   
Спецпроекты