Нити практики. Смог ли Дубровский заточить политику региона на реальные дела?

17 Октября 2018 Автор: Сергей Иванов Фото: Вячеслав Шишкоедов
Нити практики. Смог ли Дубровский заточить политику региона на реальные дела?


Политика — это не философия, ну как минимум не только философия. В ней, конечно, присутствует сплетенное кружево из глобальных идей, но в большинстве своем держится эта сфера на нитях совершенно практических. Обществу, чтобы верить политикам, необходимо не только слышать слова, но и видеть их реальное воплощение.

Одним из реальных воплощений политического процесса на местах является то, что принято сегодня называть созданием комфортной среды. Ободранный подъезд, заброшенный городской сквер, колдобины на дорогах и тротуарах — это в глазах людей проявление дурной политики, ухоженная детская площадка, облагороженный парк, подстриженный газон — хорошей.

В реальности дурное и хорошее всегда соседствуют. У власти до чего-то доходят руки, а до других дел — нет. Причин тому может быть много. Они могут дополняться различного рода глобальными и местечковыми экономическими неурядицами, отсутствием необходимых компетенций, коррупционными интересами и обычной ленью конкретных управленцев. Мы попытаемся оценить, как в Челябинской области политика закручивается вокруг комфортной среды.

Поиск ресурсов

Благоустройство общественных территорий для политиков тема насколько выигрышная, настолько и сложная. С выигрышем все понятно, он на виду: в асфальте без ям, в цветниках, в удобных скамейках… Что же со сложностью? Сложность в том, что многие политики, берущие на вооружение темы благоустройства, на самом деле не имеют реального инструментария для их продвижения.

Самый реальный инструментарий для этого есть у тех, кто наделен исполнительной властью. В Челябинской области она сосредоточена в руках губернатора Бориса Дубровского, поэтому есть смысл проанализировать, каким образом он встраивал эти вопросы в свою систему управления регионом.

Можно сказать, что благоустройство с первых дней работы для команды Дубровского стало приоритетом. И хотя с него сняли характерный для прежних времен PR-налет «революционности», перестали завешивать плакатами с лозунгами заборы строек и трактора, убирающие улицы, создание комфортной среды однозначно не просто оставалось в политической повестке — оно все чаще и чаще становилось главной ее темой. Нужно понимать, что здесь основной проблемой было и остается отнюдь не желание властей «убираться, строить и реконструировать». Вопрос наличия денег — вот что может как возвысить, так и утопить любой проект благоустройства. Текущих средств, выделяемых муниципалитетами, хватало разве что на поддержание штанов. Нужна была серьезная подпитка со стороны.

Лавров-Андрей-кандидат-философских-наук.jpg«В этой ситуации Борис Дубровский целенаправленно начал заниматься поиском ресурсов для выполнения задач по благоустройству, — комментирует политолог Андрей Лавров, региональный представитель Агентства политических и экономических коммуникаций. — Это один из самых сильных плюсов Дубровского, и это, в частности, то, за что его так ценят в Москве. Я думаю, этот плюс с каждым днем все более становится очевидным и для южноуральцев. Давайте посмотрим на те же глобальные проекты типа проведения саммитов ШОС и БРИКС в Челябинске в 2020 году. Они только кажутся чем-то далеким от людей. Да, большинству южноуральцев глубоко плевать на политическую составляющую этих саммитов, что совершенно естественно, но градостроительные дивиденды для людей реальны и вполне очевидны. Обычные челябинцы получают не визит глав государств, они получают реконструированную набережную Миасса, новые развязки, отремонтированные дороги, комфортный аэропорт…

Дубровский в этом вопросе проявил себя как стратег, политик, умеющий заглянуть чуть дальше сегодняшнего дня. Как вы думаете, насколько реально было в ближайшее время без саммитов преобразить центр Челябинска или кардинально модернизировать воздушную гавань? Такая вероятность практически стремилась к нулю. Но появились саммиты — и появились ресурсы, чтобы начать движение».

Географическое разнообразие

Однако работы по благоустройству при Борисе Дубровском отнюдь не сосредоточены лишь в областном центре. Скорее, наоборот. Локомотивами программы «Реальные дела» чаще становились именно небольшие города и поселки. Давайте, к примеру, вспомним глобальную реконструкцию Сквера памяти в Троицке, создание городского сквера в Сатке, проекты благоустройства в Кыштыме, Южноуральске, Красноармейском, Аргаяшском районах… Не только скверы, парки и площади получают вторую жизнь, с подачи Дубровского в регионе реконструированы тысячи дворов, отремонтированы десятки километров дорог и тротуаров. Географическое разнообразие в реализации «Реальных дел» оценили не только обыватели, но и эксперты.

04_Евгений-Маклаков_DSC_0483.jpg«В вопросах благоустройства не должно быть дискриминационных ноток по территориальному признаку, — уверен политтехнолог Евгений Маклаков, координатор проекта «PR-Дозор». — Нельзя говорить, к примеру, что комфортная среда более нужна городам, чем селам. Разве в селах какие-то другие люди живут, которым не нужно нормальных дорог, тротуаров, мест отдыха? В проектах благоустройства власти нужно исходить прежде всего из того, насколько в каждой территории нужен тот или иной проект людям, там живущим».

Кстати, то, что политика в области благоустройства должна строиться именно на пожеланиях людей, всегда подчеркивает и сам Борис Дубровский. «Нам нужно перевернуть пирамиду приоритетов, чтобы во главе встал человек. Акценты должны быть расставлены таким образом: на первом месте — общество, потом — бизнес, и только в самом конце власть. Когда во главе угла человек, тогда все становится на свои места… Население должно выбирать объекты благоустройства, и нам такую практику нужно продолжать», — говорит губернатор.

Контроль систем

Эта работа однозначно приносит и свои политические плоды для команды губернатора.

«Вопросы благоустройства — это достаточно рутинная работа для местных властей, — говорит Андрей Лавров. — Однако ее эффективность очень четко отслеживается федеральными властями. И Челябинская область здесь на хорошем счету. У нас проекты реализуются куда более быстрыми темпами и куда большими объемами, чем в других субъектах Федерации. В России очень много в вопросах благоустройства регионов-двоечников, мы же закрепили за собой статус региона-пятерочника. Но это, конечно, совершенно не означает, что у нас все решено. Нам так же, как и многим, не хватает средств на ряд направлений, у нас так же иногда возникают вопросы по поводу качества работ».

Понимая проблематику, команда Бориса Дубровского продолжает искать дополнительные ресурсы и стимулы для создания в муниципалитетах комфортной среды. Один из последних шагов в этом направлении — преференции для самых благоустроенных городов и сельских поселений Южного Урала. Победителям этого областного конкурса по решению Дубровского направят 27 млн рублей, они станут подпиткой для других проектов в территориях. Всего на работы по формированию комфортной среды только в 2018 году в Челябинской области было выделено более миллиарда рублей.

«Программы благоустройства в регионе реально есть, и они реально работают, — отмечает Евгений Маклаков. — Если бы в политике было побольше таких тем, тогда бы люди без всяких лозунгов понимали, зачем они ходят, например, на выборы».

Однако усиление работ в том или ином направлении всегда выталкивает наружу и проблемы. Где-то это проблемы качества, где-то — проблемы управления.

«Любую хорошую задумку очень талантливо могут топить на местах, — говорит Евгений Маклаков. — Некоторые муниципалы любят при этом прикрыться какими-то якобы объективными причинами, но при пристальном рассмотрении мы увидим, что это чаще всего от лени, безответственности, а иногда даже от намеренного желания саботировать проект благоустройства по политическим мотивам. Если бы на местах шевелились в этих вопросах веселее, делали все вовремя, не пришлось бы потом краснеть, когда общественность предъявляет за асфальт, положенный в лужи, за деревья, высаженные в период летней засухи… Поэтому, на мой взгляд, сегодня реальные дела нужно усиливать в ряде территорий исполнительской дисциплиной».

Однако другие эксперты парируют: это направление работы губернатором Дубровским уже не просто усилено, оно приобрело системный характер.

«В вопросах контроля за выполнением работ и расходованием средств Дубровский среди руководителей регионов, на мой взгляд, один из лучших в стране, — считает Андрей Лавров. — Очень хорошо можно это оценить по работе региональной Контрольно-счетной палаты. Недавно проходила информация, что в Челябинской области расследуется достаточно много уголовных дел коррупционной направленности. И я считаю, что это должно быть предметом гордости, а не предметом стыда. В других регионах воруют не меньше, просто у нас организован куда более жесткий контроль. Дубровский сумел отладить такую систему, при которой коррупционер не остается безнаказанным, его ловят за руку».

Нужно понимать, что чем лучше и жестче организован этот контроль, тем больше выделенных средств дойдет до конкретной улицы, превратится в конкретную детскую площадку, приведенный в порядок сквер и реконструированный стадион. «Мы должны максимально использовать возможности программы благоустройства, чтобы развивать городскую среду в регионе», — подчеркивает Борис Дубровский. И с этим сложно не согласиться.

Вчера | 14:29
Взять города и села! Какие задачи стоят перед Алексеем Текслером на муниципальном уровне

Понятно, что новый глава региона должен обязательно определиться со своей политикой в отношении муниципалитетов. Горожане на сегодня основная движущая сила в политических процессах. Какие первоочередные задачи стоят перед Алексеем Текслером на этом пути, рассуждает политолог Андрей Лавров, региональный представитель Агентства политических и экономических коммуникаций.

17.04.2019 | 12:36
«Зеленый» прагматизм. Как начал изменять экологическую политику Алексей Текслер

То, что экологическая повестка во многом станет одним из драйверов будущей кампании по выборам губернатора Челябинской области, не вызывает никакого сомнения. Ее будут отрабатывать как провластные силы, так и оппозиционные. Причем в новых политических реалиях первым это будет делать куда как сподручнее, чем это было ранее.

03.04.2019 | 13:11
Ждет ли реформа реформу? Оставят ли Челябинску районных депутатов

Регион немного замер в ожидании нового избирательного цикла. Однако эксперты говорят, что не только выборами губернатора запомнится этот политический сезон. Точка политической нестабильности сегодня — местный уровень. Особенно челябинский, где прошедшая ранее муниципальная реформа создала управленческую конструкцию, эффективность и жизнеспособность которой оценить пока не могут.

29.03.2019 | 14:37
Законное дело. Чем занимаются челябинские политики, отправленные улучшать федеральное законодательство

Как известно, пока исполнительная власть сидит на хозяйстве, законодательная должна создавать условия для ее работы. Насколько продуктивно это получается у челябинских представителей второй «ветки»?

Новости   
Спецпроекты