Нити практики. Смог ли Дубровский заточить политику региона на реальные дела?

Политика — это не философия, ну как минимум не только философия. В ней, конечно, присутствует сплетенное кружево из глобальных идей, но в большинстве своем держится эта сфера на нитях совершенно практических. Обществу, чтобы верить политикам, необходимо не только слышать слова, но и видеть их реальное воплощение.
-
Москва одобрила стратегию развития Челябинской области, разработанную командой Дубровского
-
По идеям становись. Какие идеологические взгляды исповедуют самые влиятельные политики Челябинской области и что толкает их изменяться
-
Стенам пришло время. Дубровский развернул регион от эпохи накопления в эпоху развития
В реальности дурное и хорошее всегда соседствуют. У власти до чего-то доходят руки, а до других дел — нет. Причин тому может быть много. Они могут дополняться различного рода глобальными и местечковыми экономическими неурядицами, отсутствием необходимых компетенций, коррупционными интересами и обычной ленью конкретных управленцев. Мы попытаемся оценить, как в Челябинской области политика закручивается вокруг комфортной среды.
Поиск ресурсов
Благоустройство общественных территорий для политиков тема насколько выигрышная, настолько и сложная. С выигрышем все понятно, он на виду: в асфальте без ям, в цветниках, в удобных скамейках… Что же со сложностью? Сложность в том, что многие политики, берущие на вооружение темы благоустройства, на самом деле не имеют реального инструментария для их продвижения.
Самый реальный инструментарий для этого есть у тех, кто наделен исполнительной властью. В Челябинской области она сосредоточена в руках губернатора Бориса Дубровского, поэтому есть смысл проанализировать, каким образом он встраивал эти вопросы в свою систему управления регионом.
Можно сказать, что благоустройство с первых дней работы для команды Дубровского стало приоритетом. И хотя с него сняли характерный для прежних времен PR-налет «революционности», перестали завешивать плакатами с лозунгами заборы строек и трактора, убирающие улицы, создание комфортной среды однозначно не просто оставалось в политической повестке — оно все чаще и чаще становилось главной ее темой. Нужно понимать, что здесь основной проблемой было и остается отнюдь не желание властей «убираться, строить и реконструировать». Вопрос наличия денег — вот что может как возвысить, так и утопить любой проект благоустройства. Текущих средств, выделяемых муниципалитетами, хватало разве что на поддержание штанов. Нужна была серьезная подпитка со стороны.

Дубровский в этом вопросе проявил себя как стратег, политик, умеющий заглянуть чуть дальше сегодняшнего дня. Как вы думаете, насколько реально было в ближайшее время без саммитов преобразить центр Челябинска или кардинально модернизировать воздушную гавань? Такая вероятность практически стремилась к нулю. Но появились саммиты — и появились ресурсы, чтобы начать движение».
Географическое разнообразие
Однако работы по благоустройству при Борисе Дубровском отнюдь не сосредоточены лишь в областном центре. Скорее, наоборот. Локомотивами программы «Реальные дела» чаще становились именно небольшие города и поселки. Давайте, к примеру, вспомним глобальную реконструкцию Сквера памяти в Троицке, создание городского сквера в Сатке, проекты благоустройства в Кыштыме, Южноуральске, Красноармейском, Аргаяшском районах… Не только скверы, парки и площади получают вторую жизнь, с подачи Дубровского в регионе реконструированы тысячи дворов, отремонтированы десятки километров дорог и тротуаров. Географическое разнообразие в реализации «Реальных дел» оценили не только обыватели, но и эксперты.

Кстати, то, что политика в области благоустройства должна строиться именно на пожеланиях людей, всегда подчеркивает и сам Борис Дубровский. «Нам нужно перевернуть пирамиду приоритетов, чтобы во главе встал человек. Акценты должны быть расставлены таким образом: на первом месте — общество, потом — бизнес, и только в самом конце власть. Когда во главе угла человек, тогда все становится на свои места… Население должно выбирать объекты благоустройства, и нам такую практику нужно продолжать», — говорит губернатор.
Контроль систем
Эта работа однозначно приносит и свои политические плоды для команды губернатора.
«Вопросы благоустройства — это достаточно рутинная работа для местных властей, — говорит Андрей Лавров. — Однако ее эффективность очень четко отслеживается федеральными властями. И Челябинская область здесь на хорошем счету. У нас проекты реализуются куда более быстрыми темпами и куда большими объемами, чем в других субъектах Федерации. В России очень много в вопросах благоустройства регионов-двоечников, мы же закрепили за собой статус региона-пятерочника. Но это, конечно, совершенно не означает, что у нас все решено. Нам так же, как и многим, не хватает средств на ряд направлений, у нас так же иногда возникают вопросы по поводу качества работ».
Понимая проблематику, команда Бориса Дубровского продолжает искать дополнительные ресурсы и стимулы для создания в муниципалитетах комфортной среды. Один из последних шагов в этом направлении — преференции для самых благоустроенных городов и сельских поселений Южного Урала. Победителям этого областного конкурса по решению Дубровского направят 27 млн рублей, они станут подпиткой для других проектов в территориях. Всего на работы по формированию комфортной среды только в 2018 году в Челябинской области было выделено более миллиарда рублей.
«Программы благоустройства в регионе реально есть, и они реально работают, — отмечает Евгений Маклаков. — Если бы в политике было побольше таких тем, тогда бы люди без всяких лозунгов понимали, зачем они ходят, например, на выборы».
Однако усиление работ в том или ином направлении всегда выталкивает наружу и проблемы. Где-то это проблемы качества, где-то — проблемы управления.
«Любую хорошую задумку очень талантливо могут топить на местах, — говорит Евгений Маклаков. — Некоторые муниципалы любят при этом прикрыться какими-то якобы объективными причинами, но при пристальном рассмотрении мы увидим, что это чаще всего от лени, безответственности, а иногда даже от намеренного желания саботировать проект благоустройства по политическим мотивам. Если бы на местах шевелились в этих вопросах веселее, делали все вовремя, не пришлось бы потом краснеть, когда общественность предъявляет за асфальт, положенный в лужи, за деревья, высаженные в период летней засухи… Поэтому, на мой взгляд, сегодня реальные дела нужно усиливать в ряде территорий исполнительской дисциплиной».
Однако другие эксперты парируют: это направление работы губернатором Дубровским уже не просто усилено, оно приобрело системный характер.
«В вопросах контроля за выполнением работ и расходованием средств Дубровский среди руководителей регионов, на мой взгляд, один из лучших в стране, — считает Андрей Лавров. — Очень хорошо можно это оценить по работе региональной Контрольно-счетной палаты. Недавно проходила информация, что в Челябинской области расследуется достаточно много уголовных дел коррупционной направленности. И я считаю, что это должно быть предметом гордости, а не предметом стыда. В других регионах воруют не меньше, просто у нас организован куда более жесткий контроль. Дубровский сумел отладить такую систему, при которой коррупционер не остается безнаказанным, его ловят за руку».
Нужно понимать, что чем лучше и жестче организован этот контроль, тем больше выделенных средств дойдет до конкретной улицы, превратится в конкретную детскую площадку, приведенный в порядок сквер и реконструированный стадион. «Мы должны максимально использовать возможности программы благоустройства, чтобы развивать городскую среду в регионе», — подчеркивает Борис Дубровский. И с этим сложно не согласиться.
Поделиться