За 25 лет парламентарии Челябинской области приняли почти 3000 законов

15 Мая 2019 Автор: Федор Кручинин Фото: Вячеслав Шишкоедов
За 25 лет парламентарии Челябинской области приняли почти 3000 законов


Законодательному Собранию Челябинской области исполнилось 25 лет. За это время региональный парламент превратился в один из самых серьезных институтов политической власти региона.

Кто-то его называет слишком консервативным, кому-то не хватает остроты дискуссий в его стенах, однако ни у кого язык не поворачивается назвать эту структуру невлиятельной.

Место стабильности

Владимир Мякуш, который возглавляет региональный парламент с 2005 года, данное событие отмечать с помпой изначально не собирался. Хотя дата красивая, но сегодня торжественность момента в российских политических реалиях пышно подчеркивать не принято. Конечно, были приготовлены, как водится, грамоты особо отличившимся сотрудникам аппарата, старожилам депутатского корпуса, представлена книга, отмечающая особо яркие исторические мгновения жизни ЗСО, но в целом праздничный момент ничем не отличался от будничного. «Мы работаем в обычном режиме», — отмечали в парламенте.

Именно эта работа в обычном режиме и превратила Законодательное Собрание в один из самых влиятельных политических институтов региона. В силу специфики он еще остается и одним из самых стабильных. В моменты, когда исполнительную власть трясло, ЗСО оставалось политической площадкой, на которой выстраивались новые политические конструкции и сохранялись наиболее эффективные из существовавших ранее.

Мякуш_IMG_7268.jpg«Законодательному органу власти Челябинской области с первых шагов и до сегодняшнего дня удавалось решать самые сложные задачи и успешно отвечать на вызовы времени, — оценивает прожитые четверть века спикер парламента Владимир Мякуш. — Главным итогом этой работы стало формирование необходимой правовой базы, которая служила и продолжает служить стратегической основой развития нашего региона. Каждый из шести созывов областного парламента сохранял традиции предыдущего. Привносил новое и самобытное в историю законодательной ветви власти. И в наши дни работа депутатов Законодательного Собрания основывается на конструктивном сотрудничестве, постоянном взаимодействии с избирателями, использовании различных форм общественных обсуждений, чтобы каждый житель Челябинской области смог почувствовать причастность к процессу законотворчества».

Это слова, а есть и цифры. Так, за время работы Законодательного Собрания Челябинской области (а это, на минуточку, шесть созывов) депутатами было принято 2924 закона. Самый богатый на законы созыв — пятый. Его депутаты за свой срок приняли 972 закона. Для сравнения: в первом созыве таковых было 45, во втором — 164, в третьем — 435, в шестом — 676 (по состоянию на 26 апреля). А еще была масса постановлений, за 25 лет их число достигло почти десяти с половиной тысяч.
При этом нужно понимать, что закон — это не просто проштампованная и прошнурованная бумага. Это правила, влияющие на все сферы жизни региона — от экономики и политики до быта. Можно их критиковать, говорить об их целесообразности и своевременности, чрезмерной жесткости или чрезвычайной мягкости, но не вызывает сомнения, что, если бы их не существовало, жизнь в Челябинской области однозначно была бы другой.

Андрей-Лавров_влево_55949810_Андрей-Лавров.jpg«Конечно, из принимаемых в недрах ЗСО законов и постановлений подавляющее большинство выполняет функцию приведения регионального законодательства в соответствие с федеральным, — считает Андрей Лавров, региональный представитель Агентства политических и экономических коммуникаций. — Так устроена наша государственная система, ее специфика. Но мы понимаем, что легко можно накосячить и здесь. Подобные примеры есть в других субъектах Федерации. Наш региональный парламент делает все достаточно своевременно и профессионально, в результате нам удается избегать скандалов, появления нерабочих механизмов».

Ширинкин_влево_54524674.jpg«Понятно, что есть некие формальные правовые инструменты, которыми наделены представители Законодательного Собрания области, у них есть достаточно серьезные рычаги общения с федеральным центром, — говорит политолог Алексей Ширинкин, руководитель агентства «Монитор». — Однако существует мнение, что нынешние российские политические реалии на практике уменьшают эти возможности региональных парламентариев.

Кроме того, некоторым не хватает в ЗСО яркой картинки. Мы не знаем практически случаев публичных конфликтов между законодательной и исполнительной ветвями власти в Челябинской области. На моей личной памяти было, пожалуй, не более пары случаев, когда Законодательное Собрание публично проявляло свой нрав и вступало в конфронтацию. Обычно мы видим некую симфонию властей. Но на самом деле далеко не всегда ЗСО выполняет лишь ритуально-декоративную функцию. В тех же партийных фракциях подчас разворачиваются очень яркие и острые дискуссии, но действительно, наружу это выносится крайне редко. На мой взгляд, этот момент законодательной власти региона необходимо однозначно подправлять, чтобы прекратить всяческие разговоры о декоративности. За окном не сытые нулевые, сегодня есть совершенно иной общественный запрос. От депутатов ждут, что они будут не только производить законы и подзаконные акты, но и становиться спикерами по наиболее острым и проблемным вопросам».

ЗСО_Олег-Каргаполов.jpg
Фото Олега Каргаполова

Клуб влиятельных

Нужно отметить, что влиятельность ЗСО признается и исполнительной властью. Мимо ЗСО не проходят самые знаковые выборные кампании в регионе, перед депутатами отчитываются губернаторы, профильные министры именно к ним идут за поддержкой в реализации тех или иных программ, они формируют бюджеты и тем самым формируют не только законодательные реалии южноуральской жизни, но и финансовые.

Неслучайно, что первым, с кем встретился врио губернатора Челябинской области Алексей Текслер после своего назначения в регион, был именно Владимир Мякуш. Потому что именно в ЗСО есть и формальная, и неформальная политическая сила.

«В настоящий момент мы в определенной степени можем оценивать ЗСО как некий клуб, в который входят представители экономической, общественной и культурной элиты региона, — комментирует Алексей Ширинкин. — Они прошли определенные процедуры, преодолели препятствия, так или иначе заручились поддержкой жителей для того, чтобы участвовать в принятии политических, экономических и иных решений. Если мы посмотрим на кадровый состав нашего парламента, то это люди, которые достигли определенных высот в своей сфере профессиональной деятельности. Вокруг фигуры Владимира Мякуша сформировалось ядро политической элиты региона, которая уже не один десяток лет находится внутри регионального политического процесса. Кто-то из них представляет сложившиеся финансово-политические кланы, кто-то прорвался в этот круг в силу своего личного статуса и харизмы. Они так и или иначе формируют лицо Челябинской области».

«По сравнению с другими российскими регионами у Челябинской области достаточно достойное положение, нам удалось многое сохранить и не рухнуть в пучину экономического и социального кризиса, — говорит Андрей Лавров. — Есть в этом участие Законодательного Собрания? Думаю, что да. Как политический институт ЗСО играет наиважнейшую роль. Это место, где происходит лоббирование интересов серьезных элитных групп, и место, где они находят консенсус. Не стоит всегда относиться к лоббированию негативно. Оно приводит к согласованию интересов разных экономических групп, а без этого согласования не может нормально существовать, развиваться область. Есть, например, в ЗСО группа сельскохозяйственного лобби. Как следствие, мы получаем в этой сфере совершенно классный результат, неожиданный для региона с такими климатическими условиями. Есть промышленное лобби, которое обеспечивает развитие наиболее серьезных отраслей для нашей экономики…»

ЗСО_Шишкоедов_DSC4873.jpg

Видят в «поле»

При этом эксперты отмечают, что общество видит и ценит в законодательной ветви власти отнюдь не ее работу по совершенствованию права и нахождению межэлитного консенсуса.

«Есть колоссальный раздел деятельности депутатов регионального парламента: это работа на собственном округе, — говорит Андрей Лавров. — Хорошие депутаты на своей территории работают с населением в течение всего своего депутатского срока. Впоследствии это, как правило, позволяет им переизбираться. Для обычных людей обращение к депутату — это механизм достучаться до власти. Ведь депутатский запрос много стоит. Кроме того, эффективный депутат лоббирует и интересы своей территории. Строительство новых школ и детсадов, открытие, сохранение, модернизация учреждений здравоохранения, благоустройство общественных пространств — депутат может многое пробить у исполнительной власти. Это люди видят, для них это важно и именно за это ценят законодательную власть»
.
Для справки:

В настоящий момент в Законодательном Собрании Челябинской области работают 60 депутатов. Они разбиты по четырем партийным фракциям: «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия». Больше всего среди депутатов представителей единороссов.

21.02.2020 | 14:20
Текслер «утопил» в Тургояке надежды хищников от бизнеса

«Озерный край» перестает быть просто красивой фразой, которой любят описывать Челябинскую область на разного рода презентациях. Теперь власть делает все, чтобы это приятное слуху словосочетание имело под собой и добротное содержание.

21.02.2020 | 12:45
Острые потребности. Анализируем решения правительства Челябинской области

Развитие первичного звена медицины, борьба с безработицей, подготовка к спортивным играм стран БРИКС в Челябинске, запрет строительства на берегу озера Тургояк и другие инициативы. О новых решениях губернатора Алексея Текслера и областного правительства — в материале «ЮП».

19.02.2020 | 14:46
Что поддерживает, а что сдерживает развитие «пищевки» на Южном Урале

Пищевую индустрию называют одной из самых динамично развивающихся отраслей южноуральской экономики. Она вместе с сельским хозяйством — один из немногих секторов экономики, которым санкционные войны между Западом и Россией пошли на пользу.

10.02.2020 | 14:56
Известный врач оценил меры, вводимые на Южном Урале для борьбы с коронавирусом

Сейчас в социальных сетях можно услышать мнение, что власти Челябинской области, в которой в настоящий момент нет случаев заболевания коронавирусной инфекцией нового типа, предпринимают чрезмерные профилактические меры.

Новости   
Спецпроекты