За 25 лет парламентарии Челябинской области приняли почти 3000 законов
![За 25 лет парламентарии Челябинской области приняли почти 3000 законов За 25 лет парламентарии Челябинской области приняли почти 3000 законов](/upload/iblock/ec4/ec4d033c50c9d27dbc166afb77b62bee.jpg)
Законодательному Собранию Челябинской области исполнилось 25 лет. За это время региональный парламент превратился в один из самых серьезных институтов политической власти региона.
Место стабильности
Владимир Мякуш, который возглавляет региональный парламент с 2005 года, данное событие отмечать с помпой изначально не собирался. Хотя дата красивая, но сегодня торжественность момента в российских политических реалиях пышно подчеркивать не принято. Конечно, были приготовлены, как водится, грамоты особо отличившимся сотрудникам аппарата, старожилам депутатского корпуса, представлена книга, отмечающая особо яркие исторические мгновения жизни ЗСО, но в целом праздничный момент ничем не отличался от будничного. «Мы работаем в обычном режиме», — отмечали в парламенте.
Именно эта работа в обычном режиме и превратила Законодательное Собрание в один из самых влиятельных политических институтов региона. В силу специфики он еще остается и одним из самых стабильных. В моменты, когда исполнительную власть трясло, ЗСО оставалось политической площадкой, на которой выстраивались новые политические конструкции и сохранялись наиболее эффективные из существовавших ранее.
![Мякуш_IMG_7268.jpg Мякуш_IMG_7268.jpg](/upload/medialibrary/aa2/aa2604bf3c4337757f80e4b9d8421c3b.jpg)
Это слова, а есть и цифры. Так, за время работы Законодательного Собрания Челябинской области (а это, на минуточку, шесть созывов) депутатами было принято 2924 закона. Самый богатый на законы созыв — пятый. Его депутаты за свой срок приняли 972 закона. Для сравнения: в первом созыве таковых было 45, во втором — 164, в третьем — 435, в шестом — 676 (по состоянию на 26 апреля). А еще была масса постановлений, за 25 лет их число достигло почти десяти с половиной тысяч.
При этом нужно понимать, что закон — это не просто проштампованная и прошнурованная бумага. Это правила, влияющие на все сферы жизни региона — от экономики и политики до быта. Можно их критиковать, говорить об их целесообразности и своевременности, чрезмерной жесткости или чрезвычайной мягкости, но не вызывает сомнения, что, если бы их не существовало, жизнь в Челябинской области однозначно была бы другой.
![Андрей-Лавров_влево_55949810_Андрей-Лавров.jpg Андрей-Лавров_влево_55949810_Андрей-Лавров.jpg](/upload/medialibrary/371/371b69057cf56ed934c396da059bc548.jpg)
![Ширинкин_влево_54524674.jpg Ширинкин_влево_54524674.jpg](/upload/medialibrary/6f8/6f8ba63196a9474806ddaa9f2d8ccfb8.jpg)
Кроме того, некоторым не хватает в ЗСО яркой картинки. Мы не знаем практически случаев публичных конфликтов между законодательной и исполнительной ветвями власти в Челябинской области. На моей личной памяти было, пожалуй, не более пары случаев, когда Законодательное Собрание публично проявляло свой нрав и вступало в конфронтацию. Обычно мы видим некую симфонию властей. Но на самом деле далеко не всегда ЗСО выполняет лишь ритуально-декоративную функцию. В тех же партийных фракциях подчас разворачиваются очень яркие и острые дискуссии, но действительно, наружу это выносится крайне редко. На мой взгляд, этот момент законодательной власти региона необходимо однозначно подправлять, чтобы прекратить всяческие разговоры о декоративности. За окном не сытые нулевые, сегодня есть совершенно иной общественный запрос. От депутатов ждут, что они будут не только производить законы и подзаконные акты, но и становиться спикерами по наиболее острым и проблемным вопросам».
![ЗСО_Олег-Каргаполов.jpg ЗСО_Олег-Каргаполов.jpg](/upload/medialibrary/e0d/e0d9548856263a6e46319340978f7412.jpg)
Фото Олега Каргаполова
Клуб влиятельных
Нужно отметить, что влиятельность ЗСО признается и исполнительной властью. Мимо ЗСО не проходят самые знаковые выборные кампании в регионе, перед депутатами отчитываются губернаторы, профильные министры именно к ним идут за поддержкой в реализации тех или иных программ, они формируют бюджеты и тем самым формируют не только законодательные реалии южноуральской жизни, но и финансовые.
Неслучайно, что первым, с кем встретился врио губернатора Челябинской области Алексей Текслер после своего назначения в регион, был именно Владимир Мякуш. Потому что именно в ЗСО есть и формальная, и неформальная политическая сила.
«В настоящий момент мы в определенной степени можем оценивать ЗСО как некий клуб, в который входят представители экономической, общественной и культурной элиты региона, — комментирует Алексей Ширинкин. — Они прошли определенные процедуры, преодолели препятствия, так или иначе заручились поддержкой жителей для того, чтобы участвовать в принятии политических, экономических и иных решений. Если мы посмотрим на кадровый состав нашего парламента, то это люди, которые достигли определенных высот в своей сфере профессиональной деятельности. Вокруг фигуры Владимира Мякуша сформировалось ядро политической элиты региона, которая уже не один десяток лет находится внутри регионального политического процесса. Кто-то из них представляет сложившиеся финансово-политические кланы, кто-то прорвался в этот круг в силу своего личного статуса и харизмы. Они так и или иначе формируют лицо Челябинской области».
«По сравнению с другими российскими регионами у Челябинской области достаточно достойное положение, нам удалось многое сохранить и не рухнуть в пучину экономического и социального кризиса, — говорит Андрей Лавров. — Есть в этом участие Законодательного Собрания? Думаю, что да. Как политический институт ЗСО играет наиважнейшую роль. Это место, где происходит лоббирование интересов серьезных элитных групп, и место, где они находят консенсус. Не стоит всегда относиться к лоббированию негативно. Оно приводит к согласованию интересов разных экономических групп, а без этого согласования не может нормально существовать, развиваться область. Есть, например, в ЗСО группа сельскохозяйственного лобби. Как следствие, мы получаем в этой сфере совершенно классный результат, неожиданный для региона с такими климатическими условиями. Есть промышленное лобби, которое обеспечивает развитие наиболее серьезных отраслей для нашей экономики…»
![ЗСО_Шишкоедов_DSC4873.jpg ЗСО_Шишкоедов_DSC4873.jpg](/upload/medialibrary/f71/f71e4eb50501a3c94414d42836797f3a.jpg)
Видят в «поле»
При этом эксперты отмечают, что общество видит и ценит в законодательной ветви власти отнюдь не ее работу по совершенствованию права и нахождению межэлитного консенсуса.
«Есть колоссальный раздел деятельности депутатов регионального парламента: это работа на собственном округе, — говорит Андрей Лавров. — Хорошие депутаты на своей территории работают с населением в течение всего своего депутатского срока. Впоследствии это, как правило, позволяет им переизбираться. Для обычных людей обращение к депутату — это механизм достучаться до власти. Ведь депутатский запрос много стоит. Кроме того, эффективный депутат лоббирует и интересы своей территории. Строительство новых школ и детсадов, открытие, сохранение, модернизация учреждений здравоохранения, благоустройство общественных пространств — депутат может многое пробить у исполнительной власти. Это люди видят, для них это важно и именно за это ценят законодательную власть»
.
Для справки:
В настоящий момент в Законодательном Собрании Челябинской области работают 60 депутатов. Они разбиты по четырем партийным фракциям: «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия». Больше всего среди депутатов представителей единороссов.
Поделиться