Горячая линия Минздрава для вернувшихся из-за границы: 8 (351) 240-15-16. 
Оперативная информация по коронавирусу в мире, стране и регионе.

Первые в думе. Кто закладывал основы парламентаризма на Южном Урале

10 Сентября 2020 Автор: Дмитрий Морев Фото: из личного архива Вячеслава Скворцова
Первые в думе. Кто закладывал основы парламентаризма на Южном Урале Умение выстраивать диалог на пользу Челябинской области были взяты за основу и при формировании Общественной палаты


В воскресенье, 13 сентября, состоятся выборы депутатов Законодательного Собрания Челябинской области. Сегодняшнему избирателю, наверное, будет интересно узнать, с чего начиналась история областного парламента, насчитывающая более четверти века. О нелегком становлении первого законодательного органа Челябинской области рассказывает Вячеслав Скворцов, ставший первым председателем Челябинской областной думы.

«Анафема Советам!»

— Вячеслав Николаевич, напомним читателям, это было…

Скворцов_комментарий_Людмила-Ковалева_c-1108.jpg— В мае 1994 года, когда состоялись первые выборы в Челябинскую областную думу, сейчас Заксобрание. За несколько месяцев до этого областной Совет народных депутатов прекратил свое существование.

Еще в 1993 году, после роспуска Челябинского областного Совета, кое-кто из властных структур области был склонен видеть в новом законодательном органе, областной думе, нечто абсолютно новое, своего рода «политического младенца». Три с лишним года существования областного Совета в расчет не принимались: распущен — значит, ушел в небытие. В одной из местных газет появилась даже бойкая статья под заголовком «Анафема Советам!» Возможно, кому-то было бы приятно видеть подобные слова девизом нового законодательного органа, не берусь утверждать. Но уже тогда было ясно, что списывать со счетов всю историю деятельности Советов, избранных на демократической основе в 1990 году, было бы грубой ошибкой.

Между тем жизнь диктовала необходимость перемен: нужен был новый орган, который смог бы взять на себя важную миссию принятия законов, которые обеспечивали бы функционирование всех структур в новой ситуации.

— Председателем думы вы стали, даже не будучи депутатом?

— Да, это так. Незадолго до выборов на правлении созданного накануне Союза промышленников и предпринимателей, где я был вице-президентом, встал вопрос о кандидатуре будущего председателя законодательного органа. Тогдашние директор ММК Анатолий Стариков и заместитель главы областной администрации Виктор Христенко предложили мою кандидатуру.

Между тем директора предприятий, как и все население области, просто устали от бессмысленного противостояния между ветвями власти и порожденных политической борьбой проблем. У нас в области дело дошло до того, что до избрания областной думы было два губернатора, два финансовых органа… Выбор, сделанный мной в пользу думы, был обусловлен стремлением устранить противоречия между законодательной и исполнительной властью, сцементировать в единое целое государственную власть и начать полноценную работу на благо родного края.

— И мы убедились, что вы выполнили это. У вас была большая команда?

— В первый созыв Челябинской областной думы вошли всего 15 депутатов. Для сравнения: в составе областной думы соседней Свердловской области работали 28 депутатов.

Избежать противостояния

— Кто они были, первые депутаты?

— Выигрышным фактором было то, что большинство в думе составили промышленники, непосредственно связанные с производством. Это позволяло избежать ненужного противостояния законодательной и исполнительной ветвей власти и сформировать прочную законодательную базу для будущего общественного и социально-экономического развития области.

Во власть пришли люди, на личном опыте познавшие все трудности переходного периода.¬ В аппарат областной думы были приглашены несколько сотрудников бывшего областного Совета. Предпочтение отдавалось профессионалам, перспективным специалистам.

2.jpg
Коллегия УФНС по Челябинской области в 1994 году

— Какими были первые принимаемые вами законы?

— Главная проблема была в том, что начинать приходилось с нуля: в области царил законодательный вакуум, практически отсутствовала система законодательных актов.

Одним из первых постановлений дума приняла документ под названием «О месте нахождения Челябинской областной думы». В этом документе была всего одна строчка: «Считать местом нахождения областной думы помещения в здании по улице Кирова, 114». Пусть это был формальный акт, но дума продемонстрировала тем самым свою преемственность с органами государственной власти области, функционировавшими в этом здании до мая 1994 года.

Активно работал пресс-центр, благодаря которому население области имело возможность получать полную, а главное, нефильтрованную информацию о деятельности народных избранников. Мы сформировали три постоянные комиссии областной думы: по законодательству и местному самоуправлению, по финансово-бюджетным и социальным вопросам, экономической политике.

Помню, как непросто шло обсуждение первого варианта бюджета 1994 года. Но, пожалуй, самым главным документом, который приняли депутаты первого созыва, был, конечно, устав Челябинской области, работа над которым велась несколько месяцев. Мы даже прибегали к консультациям с экспертами государственно-правового управления президента РФ, известными юристами страны.

Всего же депутаты первого созыва приняли 45 законов. Много это или мало? По нынешним меркам немного. Однако именно эти документы послужили основой парламентаризма в южноуральском регионе.

Доверие на пять лет

— Простые люди поверили в действенность парламента?

— Вспомните, какое это было время! Апатия, неверие в собственные силы, страх перед завтрашним днем — вот, пожалуй, основной набор ощущений человека в начале 90-х. Это было время, когда многие люди доходили до последней степени отчаяния и готовы были поверить власти как последней инстанции. Это доказывали десятки писем и обращений, приходивших на мое имя ежедневно.

Мне, как председателю и просто как человеку, невозможно было не откликнуться на многие из них. Среди них, помню, было письмо матери, которая просила перевести сына-солдата из «горячей точки» поближе к дому. Приходили письма от учителей из сельской школы, которые жаловались на отсутствие транспорта для перевозки детей из отдаленных деревень. За день я прочитывал 70-80 таких писем, сразу же помечая на них действия, которые мог предпринять в рамках своих возможностей. Примерно столько же писем обрабатывали мои помощники, но изо дня в день количество писем не уменьшалось.

— Какие традиции закладывались в первой думе?

— Доброй традицией в деятельности областной думы стало проведение выездных заседаний в городах и районах области. Особенно запомнились выездные заседания в Озерске, Пласте и Магнитогорске. Складывалось впечатление, что в становлении областной думы принимал большое участие актив руководителей предприятий и территорий. Среди них особо выделю Виктора Рашникова, в то время¬ первого заместителя генерального директора ММК. Благодаря его активной деятельности большинство законопроектов прошли высокопрофессиональную и тщательную экспертизу в службах и управлениях комбината. Он один стоил целого экспертного совета. Сегодня, благодаря таким людям, ММК сохранил лидирующие позиции как на внутреннем, так и на внешнем рынке, став одним из главных доноров бюджетов области и страны.

Отмечу еще один важный момент: в 1994 году областной парламент избежал разделения по партийно-фракционному принципу.

— Любопытно, но то, о чем вы писали в своей книге «Среди мечей законы безмолвствуют» еще 20 лет назад, актуально и в наши дни.

— Сегодня мне странно видеть, как некоторые кандидаты тратят миллионы рублей и долларов на свои избирательные кампании. В 1994 году об этом даже не шло речи: ни я, ни большинство моих коллег по СПП не вели агитации, не открывали избирательных счетов, не печатали листовки. Правда, мои соперники в округе, подчас казалось, просто состязались друг с другом в количестве сладких обещаний и объеме предвыборной рекламы. Действительно, в своей избирательной кампании основной упор я делал на встречи с избирателями. Уверен, что именно на таких встречах, когда люди смотрят друг другу в глаза, устанавливается доверие и можно без прикрас рассказать о своей программе и о том, зачем вообще нужен областной парламент.

— И зачем же?

— Напомню, что это высший орган представительной власти региона. Именно здесь, в стенах парламента, принимаются главные законы и прежде всего бюджет области.

Все шесть созывов у нас один из лучших парламентов России.

Мы выбираем южноуральских парламентариев на пять лет, в течение которых они будут отвечать по всем параметрам за экономическую и социальную стабильность в регионе, за благополучие каждого из нас. А это значит, что ошибаться в выборе нам никак нельзя.

Скворцов_ЗСО_Дмитрий-Куткин.jpg
Фото Дмитрия Куткина

03.12.2020 | 17:37
Обязательные расходы. Социальные аспекты нового бюджета Челябинской области

Бюджет Челябинской области в 2021 году традиционно останется социально ориентированным. Ожидается, на социальную сферу пойдет 70 % его расходов: областные власти сохранили все объемы обязательств по здравоохранению, образованию и соцполитике. Как именно будет выстроена работа, рассказала первый заместитель губернатора Челябинской области Ирина Гехт.

03.12.2020 | 13:19
Мерка чистоты. Южный Урал первым в стране разработал региональные экостандарты

Более жесткие нормы и правила будут добровольными для исполнения, но часть из них может обрести законодательную форму.

Вчера | 16:13
На южноуральский спорт в 2021 году планируется выделить 4, 1 миллиарда рублей

На южноуральский спорт в 2021 году планируется выделить 4, 1 миллиарда рублей. Такую цифру озвучил на брифинге заместитель губернатора Челябинской области Вадим Евдокимов.

02.12.2020 | 18:36
В двух селах Аргаяшского района восстановили памятники участникам войны

Открытие приурочено к Дню неизвестного солдата.

Новости   
Спецпроекты