Опытным путем. В Челябинской области будут вводить ликбез для глав и ликвидировать администрации
Челябинская область не только заимствует лучшие муниципальные практики у других субъектов РФ, но и сама задает тренды.
- «Мы не догматики». Борис Дубровский призывает не списывать экономические проблемы на национальный характер
- В Челябинской области копируют американскую систему выборов
Информационно подковать
— Виталий Борисович, с чем связана актуализация вопросов по реформированию системы управления на местах?
— Губернатором было дано поручение использовать в нашей области лучшие муниципальные практики других субъектов РФ, но мы активно работали в этом направлении и ранее, часто даже опережая другие регионы. Например, на год раньше, чем в Ленинградской области (в 2008 году. — Прим. авт.), начали вести работу по укрупнению муниципальных образований путем их объединения. Безусловно, с учетом мнения проживающего на данных территориях населения. За последние же месяцы мы совершили две поездки — в Тюменскую и совсем недавно в Ленинградскую область, где почерпнули полезный опыт, который собираемся в ближайшее время применить в нашем регионе.
— В чем этот опыт заключается?
— Тюменская область, например, является одним из лидеров в стране по качеству подготовки резерва кадров высших должностных лиц муниципалитетов. Курсы повышения квалификации специалистов есть и у нас, такие занятия проводят, в частности, начальники управлений, различные заместители, но в Тюмени с лекциями выступают руководители органов исполнительной власти первого звена. Подобную практику мы хотим использовать и в наших реалиях, к лету запланирован ряд обучающих семинаров, которые позволят резервистам заблаговременно подготовиться к тем проблемам, с которыми они столкнутся уже на государственных должностях.
Задача заключается в том, чтобы информационно подковать, например, будущих глав муниципальных образований, сделав их специалистами в широком круге вопросов — от формирования бюджета, закупок и проблем ЖКХ до законотворчества. Тогда не будут возникать ситуации, когда человек, пришедший во власть, например, из бизнеса, будет слишком долго входить в курс дела и допускать типичные ошибки. Главный посыл в том, что у власти должны быть профессионалы.
— А что дала поездка в Ленинградскую область?
— Там с 2011 года успешно реализуется проект по ликвидации администраций городских поселений, то есть полномочия по вопросам местного значения передаются с уровня городского поселения на уровень муниципального района. Это позволяет избежать дублирования функций администраций, в частности, по вопросам о земельных отношениях, ЖКХ, градостроительстве, а также сэкономить бюджетные средства путем сокращения штата чиновников.
К тому же в ряде районов нашей области, например в Карталинском, существуют конфликты между такими администрациями, часто завязанные на межличностных отношениях, а страдает от этого население. В итоге, чтобы решить, на первый взгляд, несложный вопрос о, скажем, ликвидации прорыва труб, гражданам приходится лавировать между администрациями города и района, пытаясь найти ответственных за решение проблемы.
На данный момент в Челябинской области существует 11 муниципалитетов, где городские поселения являются центром муниципального района, и некоторые из них, например Саткинский и Ашинский, одобрили возможность проведения подобной реформы: есть вероятность, что уже в этом году там удастся передать полномочия с уровня городских поселений на уровень района.
— Таким образом, администрации городских поселений будут просто-напросто ликвидированы. Какие сложности могут возникнуть в ходе такого весьма радикального реформирования?
— Подводные камни в деле совершенствования муниципальных практик, конечно, есть, но они носят преимущественно технический характер. Например, при ликвидации администраций городских поселений необходимо также в достаточном объеме под новые полномочия передавать и имущество, а также учитывать специфику договорных отношений, перестраивать этот механизм, ведь многие граждане и организации имеют те или иные договоренности именно с городскими администрациями.
Укрепить вертикаль
— Речь так или иначе идет, в частности, о заимствовании опыта муниципального управления? Как в этом вопросе учитывается региональная специфика?
— Мы ничего не копируем, а встраиваем лучшие муниципальные практики страны в реалии нашего региона. Рассмотрим это на простом примере. В Ленинградской области существует институт сельских старост, являющихся на добровольных началах основными помощниками глав поселений, до которых они доносят проблемы, требующие моментального решения: где-то покосился забор или нужно установить контейнеры для мусора.
Население наших сельских поселений оказалось, в связи с низкой социальной активностью, к применению данной практики именно в таком виде не готово, но нам удалось создать в ряде районов некие подобия этих институтов. Например, в Варненском районе работают инспекторы, выполняющие функции сельских старост, но за определенную плату, а в Пластовском районе решением данных вопросов занимаются работники администрации.
— Вместе с тем Челябинская область не только заимствует те или иные муниципальные практики, но и задает тенденции. В частности, в недавнем принятии закона о новом порядке избрания мэров мы являемся первопроходцами...
— Действительно, главы городских округов и муниципальных районов теперь будут избираться собранием депутатов, что увеличивает не только роль представительных органов, но и ответственность населения за избрание депутатов, возрастает и роль губернатора, который будет участвовать в формировании комиссии по отбору кандидатур. Это, на мой взгляд, должно укрепить вертикаль власти.
Кстати говоря, данным законопроектом активно интересовались в Ленинградской области. Да и в целом идет взаимообмен идеями. Нашими муниципальными практиками интересуются также в Курганской, Тюменской и Свердловской областях, налаживаем мы и взаимоотношения с Крымом.
— Какую реальную пользу для населения могут принести данные реформы?
— Одной из основных целей реформ являются повышение административной управляемости территорий и экономия средств местных бюджетов. Сэкономленные ресурсы могут быть направлены на реализацию тех или иных социальных программ в муниципалитетах, а улучшенное качество управления позволит более оперативно решать текущие проблемы населения, сблизит его с властью.
Поделиться