Председатель Челябинской городской Думы Станислав Мошаров подвел итоги первого года муниципальной реформы

7 Октября 2015 Автор: Евгений Аникиенко
Председатель Челябинской городской Думы Станислав Мошаров подвел итоги первого года муниципальной реформы

Нынешний год стал особым для Челябинска. В целом завершился эксперимент с передачей мэрией части полномочий внутригородским районам, ставшим самостоятельными муниципальными образованиями, а также переход к «одноглавой» системе управления городом.

Как проходит реформа местного самоуправления? Что она даст городу и горожанам? Об этом читателям «ЮП» рассказал председатель Челябинской городской Думы Станислав Мошаров.

Реформа — не ради реформы!

— Каким он был, первый год реформирования? Что уже сделано и что предстоит сделать?

— Это был непростой, но очень яркий и интересный год. Напомню, что в сентябре 2014 года мы первыми в России запустили реформу местного самоуправления Челябинска, главная цель которой — приблизить власть к людям, чтобы проблемы местного масштаба решались оперативнее, с учетом пожеланий горожан. Правда, в связи с переменами в федеральном законодательстве (за это время оно корректировалось трижды) пришлось по ходу вносить свои изменения и в реформирование МСУ.

К примеру, в марте в федеральном законодательстве появился еще один вариант для управления городом. Кроме того, за это время изменился Бюджетный кодекс РФ, и нам пришлось принять целый ряд нормативных документов в связи с передачей бюджета внутригородским районам.

Тем не менее, на мой взгляд, мы прошли этот этап достаточно ровно и безболезненно, создали все институты управления, а сейчас наступило время реализации наших планов. Но пока еще рано подводить окончательные итоги. Только через 2-3 года мы поймем, насколько реформа удалась. К слову, на федеральном и межрегиональном уровнях внимательно следят за челябинским экспериментом, по этому пути уже пошли Самара и Махачкала. Предстоит пройти и муниципалитетам Челябинской области.

— А как идет передача части полномочий, в частности бюджетных, на региональный уровень?

— Здесь тоже приходится менять подходы, вносить в бюджетную и налоговую политику свои коррективы. Например, раньше бюджет города во многом формировался за счет поступлений налогов на имущество физических лиц, земельного и НДФЛ. В прошлом году содержание дошкольного образования мы передали на областной уровень вместе с НДФЛ и транспортным налогом. Тогда мы просчитали, что город только выиграет: при бюджетных обязательствах в 3 млрд рублей источники налоговых поступлений передавались на 2,5 миллиарда. Но, на мой взгляд, имеет смысл вернуть некоторые налоговые источники городу, причем желательно напрямую в районы, например по вопросам благоустройства. Тогда жители сразу будут видеть, куда идут эти деньги. Взять транспортный налог — сегодня в Челябинске он собирается примерно в миллиард рублей.

Чистый воздух и вода…

— Важная забота депутатов — чистота и порядок в городе…

— Это так. Минувшим летом губернатор Борис Дубровский на благоустройство Челябинска выделил 210 млн рублей, и мы их напрямую равными долями направили в районы на обустройство дворов, детских спортивных и игровых площадок.
Вообще, наши депутаты оперативно реагируют на просьбы людей. К примеру, из-за ошибки при проектировании инженерных коммуникаций жители одного из кварталов Ленинского района были вынуждены обходить трубы, а после нашего вмешательства в проект внесли изменения, предусмотрели переходы и проблема разрешилась. Другие примеры — перенос по депутатскому запросу контейнерной площадки во дворе домов по Гагарина и Кутузова, обустройство асфальтированного тротуара, после чего ученики, ранее ходившие в школу по лужам и грязи, теперь добираются до места учебы «посуху». Такие примеры есть и в других районах.

— В последнее время в Челябинске ходят слухи о возможном повышении тарифов на воду…

— Пока это только проект. Мы на последнем заседании Городской думы рассмотрели техзадание по проекту программы модернизации МУП «ПОВВ», и первоначальные цифры МУП в 39 млрд рублей были уменьшены до 6,2 млрд. Система водоочистки и очистные сооружения эксплуатируются много лет и, чтобы не пострадало качество воды, требуют обновления, но где взять деньги? Не исключено, что наряду с бюджетными средствами будет привлечен и инвестор. Рентабельность должна достигаться за счет экономии, внедрения новых технологий, но и «тарифную составляющую» исключить нельзя. Ее будет утверждать областное министерство тарифного регулирования и энергетики. По закону общий рост коммунальных платежей не должен превышать уровень инфляции.

Транспортная модель

— Не секрет, что многие маршрутчики занимаются частным извозом подпольно, не платят налоги, а муниципальный транспорт нередко работает в убыток…

— С нелегалами, серыми схемами пассажирских перевозок будем бороться, сейчас этот вопрос прорабатывается в Городской думе на рабочей группе. Кроме того, сегодня зачастую происходит дублирование маршрутов частного и муниципального транспорта, а порой и автобусных и троллейбусных. Есть и другие проблемы. Чтобы не допускать этого, мы тщательно проанализировали ситуацию в пассажирских перевозках в Челябинске. Транспорт должен быть комфортным, а цена доступной. Где то нужно просто посмотреть и оптимизировать затраты. Внутри предприятий тоже есть резервы экономии. Некоторые депо были ликвидированы, а вырученные средства пошли на погашение долгов предприятий муниципального транспорта. Еще Челябгорэлектротранс может перейти в другую энергогруппу, что, по расчетам, позволит экономить 38 млн рублей в год. В результате депутаты предложили схему выхода на рентабельность. Компенсация расходов транспортных МУПов из бюджета растет каждый год, и так больше работать нельзя. Мы ставим задачу в 2-3 раза сократить эту нагрузку на бюджет.

Что касается частных перевозчиков, мы никого не выдавливаем из городских маршрутов и готовы работать в конкурентном поле. Мало того, на днях Городская дума приняла решение о том, что льготников могут перевозить не только муниципальный, но и частный транспорт. Бюджет готов компенсировать эти расходы, но чтобы вести учет, частникам нужно установить в маршрутки терминалы. А они зачастую не хотят нести эти расходы.

Конкурировать на равных

— А какова ситуация на межмуниципальных маршрутах?

— Этот вопрос курирует областное министерство транспорта, Челябинска это касается напрямую. Пересекая границу Челябинска, водители из Копейска или Коркино встают на выгодные маршруты, создают ажиотаж в час пик. Отследить их невозможно. Разве это конкуренция на равных? С 1 января вступит в силу Федеральный закон о транспортном обслуживании, принятие которого затянулось в Госдуме на 7 лет. И вот появилась реальная надежда, что пробелы в законодательстве, которыми пользуются недобросовестные перевозчики, будут восполнены.

— Будут ли остановки транспорта оснащены системой видеонаблюдения?

— Это вопрос ближайшей перспективы, как только появятся средства. Хотя уже есть договоренность с мэром Москвы Сергеем Собяниным, который предлагает Челябинску совершенно бесплатно предоставить программное обеспечение. В Москве такая система успешно реализована. Этот вопрос несколько затормозился, но я уверен, задумка будет реализована. Как и планы по оснащению остановок световыми табло, внедрению автоматизированной системы управления светофорами.

Стратегия агломерации

— Есть ли движение по созданию Челябинской агломерации?

— Сейчас мы разрабатываем единую стратегию агломерации, которая будет тесно увязана со стратегиями развития городов — членов агломерации и региона. Кроме того, предстоит разработать комплексный инвестиционный план агломерации, который предполагается завершить в течение года. Этот вопрос будет обсуждаться на масштабном форуме, который пройдет 7 и 8 октября в Челябинске под эгидой Союза российских городов.


14.05.2021 | 14:23
Челябинские единороссы отстаивают чистоту партийных рядов

Депутаты от «Единой России» просят региональный оргкомитет не допустить на праймериз политиков, ставящих личные амбиции выше интересов партии.

14.05.2021 | 13:35
«Зеленая» инфраструктура. Как главы формируют комфортную среду.

Телеграм-канал «Глав.Индекс» поднял вопросы формирования новой городской инфраструктуры. Он повысил рейтинг мэра Челябинска Натальи Котовой, проинспектировавшей обновление среды, создание комфортных условий для жизни.

14.05.2021 | 16:42
Челябинский парламентарий помогает абхазским депутатам бороться с коррупцией

Олег Колесников в рамках межпарламентского сотрудничества проконсультировал сухумских коллег.

14.05.2021 | 16:18
В Челябинской области на трассах в сторону Уфы и Кургана вводят ограничения

Управление федеральных автодорог «Южный Урал» предупредило о введении ограничений на трассе М5 «Урал».

Новости   
Спецпроекты