Председатель Челябинской городской Думы Станислав Мошаров подвел итоги первого года муниципальной реформы

7 Октября 2015 Автор: Евгений Аникиенко
Председатель Челябинской городской Думы Станислав Мошаров подвел итоги первого года муниципальной реформы

Нынешний год стал особым для Челябинска. В целом завершился эксперимент с передачей мэрией части полномочий внутригородским районам, ставшим самостоятельными муниципальными образованиями, а также переход к «одноглавой» системе управления городом.

Как проходит реформа местного самоуправления? Что она даст городу и горожанам? Об этом читателям «ЮП» рассказал председатель Челябинской городской Думы Станислав Мошаров.

Реформа — не ради реформы!

— Каким он был, первый год реформирования? Что уже сделано и что предстоит сделать?

— Это был непростой, но очень яркий и интересный год. Напомню, что в сентябре 2014 года мы первыми в России запустили реформу местного самоуправления Челябинска, главная цель которой — приблизить власть к людям, чтобы проблемы местного масштаба решались оперативнее, с учетом пожеланий горожан. Правда, в связи с переменами в федеральном законодательстве (за это время оно корректировалось трижды) пришлось по ходу вносить свои изменения и в реформирование МСУ.

К примеру, в марте в федеральном законодательстве появился еще один вариант для управления городом. Кроме того, за это время изменился Бюджетный кодекс РФ, и нам пришлось принять целый ряд нормативных документов в связи с передачей бюджета внутригородским районам.

Тем не менее, на мой взгляд, мы прошли этот этап достаточно ровно и безболезненно, создали все институты управления, а сейчас наступило время реализации наших планов. Но пока еще рано подводить окончательные итоги. Только через 2-3 года мы поймем, насколько реформа удалась. К слову, на федеральном и межрегиональном уровнях внимательно следят за челябинским экспериментом, по этому пути уже пошли Самара и Махачкала. Предстоит пройти и муниципалитетам Челябинской области.

— А как идет передача части полномочий, в частности бюджетных, на региональный уровень?

— Здесь тоже приходится менять подходы, вносить в бюджетную и налоговую политику свои коррективы. Например, раньше бюджет города во многом формировался за счет поступлений налогов на имущество физических лиц, земельного и НДФЛ. В прошлом году содержание дошкольного образования мы передали на областной уровень вместе с НДФЛ и транспортным налогом. Тогда мы просчитали, что город только выиграет: при бюджетных обязательствах в 3 млрд рублей источники налоговых поступлений передавались на 2,5 миллиарда. Но, на мой взгляд, имеет смысл вернуть некоторые налоговые источники городу, причем желательно напрямую в районы, например по вопросам благоустройства. Тогда жители сразу будут видеть, куда идут эти деньги. Взять транспортный налог — сегодня в Челябинске он собирается примерно в миллиард рублей.

Чистый воздух и вода…

— Важная забота депутатов — чистота и порядок в городе…

— Это так. Минувшим летом губернатор Борис Дубровский на благоустройство Челябинска выделил 210 млн рублей, и мы их напрямую равными долями направили в районы на обустройство дворов, детских спортивных и игровых площадок.
Вообще, наши депутаты оперативно реагируют на просьбы людей. К примеру, из-за ошибки при проектировании инженерных коммуникаций жители одного из кварталов Ленинского района были вынуждены обходить трубы, а после нашего вмешательства в проект внесли изменения, предусмотрели переходы и проблема разрешилась. Другие примеры — перенос по депутатскому запросу контейнерной площадки во дворе домов по Гагарина и Кутузова, обустройство асфальтированного тротуара, после чего ученики, ранее ходившие в школу по лужам и грязи, теперь добираются до места учебы «посуху». Такие примеры есть и в других районах.

— В последнее время в Челябинске ходят слухи о возможном повышении тарифов на воду…

— Пока это только проект. Мы на последнем заседании Городской думы рассмотрели техзадание по проекту программы модернизации МУП «ПОВВ», и первоначальные цифры МУП в 39 млрд рублей были уменьшены до 6,2 млрд. Система водоочистки и очистные сооружения эксплуатируются много лет и, чтобы не пострадало качество воды, требуют обновления, но где взять деньги? Не исключено, что наряду с бюджетными средствами будет привлечен и инвестор. Рентабельность должна достигаться за счет экономии, внедрения новых технологий, но и «тарифную составляющую» исключить нельзя. Ее будет утверждать областное министерство тарифного регулирования и энергетики. По закону общий рост коммунальных платежей не должен превышать уровень инфляции.

Транспортная модель

— Не секрет, что многие маршрутчики занимаются частным извозом подпольно, не платят налоги, а муниципальный транспорт нередко работает в убыток…

— С нелегалами, серыми схемами пассажирских перевозок будем бороться, сейчас этот вопрос прорабатывается в Городской думе на рабочей группе. Кроме того, сегодня зачастую происходит дублирование маршрутов частного и муниципального транспорта, а порой и автобусных и троллейбусных. Есть и другие проблемы. Чтобы не допускать этого, мы тщательно проанализировали ситуацию в пассажирских перевозках в Челябинске. Транспорт должен быть комфортным, а цена доступной. Где то нужно просто посмотреть и оптимизировать затраты. Внутри предприятий тоже есть резервы экономии. Некоторые депо были ликвидированы, а вырученные средства пошли на погашение долгов предприятий муниципального транспорта. Еще Челябгорэлектротранс может перейти в другую энергогруппу, что, по расчетам, позволит экономить 38 млн рублей в год. В результате депутаты предложили схему выхода на рентабельность. Компенсация расходов транспортных МУПов из бюджета растет каждый год, и так больше работать нельзя. Мы ставим задачу в 2-3 раза сократить эту нагрузку на бюджет.

Что касается частных перевозчиков, мы никого не выдавливаем из городских маршрутов и готовы работать в конкурентном поле. Мало того, на днях Городская дума приняла решение о том, что льготников могут перевозить не только муниципальный, но и частный транспорт. Бюджет готов компенсировать эти расходы, но чтобы вести учет, частникам нужно установить в маршрутки терминалы. А они зачастую не хотят нести эти расходы.

Конкурировать на равных

— А какова ситуация на межмуниципальных маршрутах?

— Этот вопрос курирует областное министерство транспорта, Челябинска это касается напрямую. Пересекая границу Челябинска, водители из Копейска или Коркино встают на выгодные маршруты, создают ажиотаж в час пик. Отследить их невозможно. Разве это конкуренция на равных? С 1 января вступит в силу Федеральный закон о транспортном обслуживании, принятие которого затянулось в Госдуме на 7 лет. И вот появилась реальная надежда, что пробелы в законодательстве, которыми пользуются недобросовестные перевозчики, будут восполнены.

— Будут ли остановки транспорта оснащены системой видеонаблюдения?

— Это вопрос ближайшей перспективы, как только появятся средства. Хотя уже есть договоренность с мэром Москвы Сергеем Собяниным, который предлагает Челябинску совершенно бесплатно предоставить программное обеспечение. В Москве такая система успешно реализована. Этот вопрос несколько затормозился, но я уверен, задумка будет реализована. Как и планы по оснащению остановок световыми табло, внедрению автоматизированной системы управления светофорами.

Стратегия агломерации

— Есть ли движение по созданию Челябинской агломерации?

— Сейчас мы разрабатываем единую стратегию агломерации, которая будет тесно увязана со стратегиями развития городов — членов агломерации и региона. Кроме того, предстоит разработать комплексный инвестиционный план агломерации, который предполагается завершить в течение года. Этот вопрос будет обсуждаться на масштабном форуме, который пройдет 7 и 8 октября в Челябинске под эгидой Союза российских городов.


21.02.2020 | 14:20
Текслер «утопил» в Тургояке надежды хищников от бизнеса

«Озерный край» перестает быть просто красивой фразой, которой любят описывать Челябинскую область на разного рода презентациях. Теперь власть делает все, чтобы это приятное слуху словосочетание имело под собой и добротное содержание.

21.02.2020 | 12:45
Острые потребности. Анализируем решения правительства Челябинской области

Развитие первичного звена медицины, борьба с безработицей, подготовка к спортивным играм стран БРИКС в Челябинске, запрет строительства на берегу озера Тургояк и другие инициативы. О новых решениях губернатора Алексея Текслера и областного правительства — в материале «ЮП».

22.02.2020 | 11:43
На сохранение лесов регионам Урала выделят 533 миллиона рублей

Лесоводы УрФО в Челябинске говорили и о подготовке к пожароопасному сезону.

22.02.2020 | 10:27
В Челябинске мужчинам помогут психологи

В городском кризисном центре Челябинска открыли новое отделение психологической помощи для мужчин.

Новости   
Спецпроекты