Фактор спасения. Елена Ямпольская — о жизненной культуре в провинции

12 Апреля 2016 Автор: Марат Гайнуллин Фото: Вячеслав Шишкоедов
Фактор спасения. Елена Ямпольская — о жизненной культуре в провинции

Выпускница театроведческого факультета ГИТИСа, сотрудница «Известий», Елена Ямпольская с 2011-го — главный редактор газеты «Культура». Автор нескольких книг, последняя из которых — «О культуре и не только» — вышла на днях и включила в себя избранную публицистику последних пяти-семи лет. В Челябинск приехала для участия в праймериз «Единой России» по выборам в Госдуму, а также как член жюри кинофестиваля «Человек труда».

Скрепы, скрепы…

— Это, наверное, самый актуальный кинофестиваль, который существует сегодня в России, — говорит Ямпольская. — У нас многие считают, что можно работать «эхом Владимира Владимировича». Несколько лет назад Путин произнес «духовные скрепы», и понеслось по всей стране: скрепы, скрепы, скрепы… Он сказал, что единственная для нас идеология — это патриотизм, и теперь по всем каналам только и слышно: «Пат-рио-тизм!» Но сам-то патриотизм от слов не возникает, и любовь к Отечеству не рождается просто так. Надо для начала человеку с этим Отечеством познакомиться. И то, что герои кинофестиваля «Человек труда» — люди, которые уже давно не в тренде, а, как нам кажется, находятся на обочине жизни, наоборот, вдруг оказываются в самом центре нашего внимания, это очень здорово!

Вектор «Культуры»

— Я прошу: если вам где-то кто-то скажет, какая это газета «Культура» мракобесная, просталинская, пожалуйста, раскройте хотя бы один ее номер, составьте собственное мнение.

Газета — это то, что приятно взять в руки. Это то, что интересно читать! Это должен быть хороший литературный русский язык. А я могу отвечать за то, что в Москве редкая газета относится так же бережно к русскому языку, как наша. Иногда я беру в руки газеты своих коллег и думаю про себя: я бы ни один текст из этого номера не допустила бы до полосы!

На полосах «Культуры» присутствует политика (международная, внутренняя), история, экономика, армия, церковь — при этом без всякого фанатизма! Словом, все, за исключением, конечно, желтизны.

Те, кто жил в советские времена, помнят, что была культура, которая была понятна всем — от дворника до академика! И шутки были общие, и песни были общие. И до сих пор цитатами из тех фильмов мы разговариваем. И в Год кино все чаще вспоминают советский кинематограф, который мы упорно продолжаем нещадно эксплуатировать. И при встрече Нового года на экранах ТВ с утра до ночи гоняют одно и то же. Потому что просто нет ничего больше!

Но мы не можем жить дальше только с этим советским багажом! Молодым людям хочется видеть на экране своего ровесника, с похожими реалиями и проблемами.

Я большие надежды возлагаю на возрождение кинематографа — не в сам Год кино, а в будущем, Году экологии. Потому что уже несколько человек произнесли вслух: «Надо бы прибраться в стране!» Если это действительно будет реализовано в мощное движение, то это и будет проявлением высочайшей культуры. Мы видим, во что превратились наши скверы, подъезды, лифты. Среда очень влияет на мироощущение человека. Я совершенно уверена, что, вычищая закоулки какого-нибудь заброшенного парка, ты вычищаешь закоулки собственной души.

Рубцов или Бродский?

— Для вас, как редактора газеты российского масштаба, существуют ли понятия «региональный читатель» и «столичный»?

— Безусловно! Когда только затевалась наша новая редакция, мы сразу для себя решили, что для нас региональный читатель гораздо важнее московского. И хотя за годы моего редакторства тираж увеличился в 12 раз, большая его часть распространяется в двух столицах.

Я москвичка в пятом поколении и очень люблю Москву, но когда приезжаешь в любую точку России, ты встречаешься с людьми гораздо более интеллигентными и задумывающимися о жизни, чем те, кто называет себя москвичами. У нас нет той жизненной культуры, которая есть в провинции, в каких-то самых богом забытых селах.

— Какие фильмы могли бы выделить, которые напоминали бы советские?

— Дело ведь не в том, чтобы они напоминали советские. Просто надо делать талантливо, по-доброму, искренне и не ради того, чтобы заработать больше денег или чтобы завтра тебя объявили звездой. Для меня такие фильмы есть. Прежде всего «Легенда № 17», «Поп», «Остров». Мне очень понравился «Солнечный удар» Никиты Михалкова. И, конечно, не зря держит пальму первенства в прокате мультшедевр про богатырей.

Мы знаем, какие плачевные результаты у Всероссийского диктанта по географии. То есть люди не знают родную литературу, родную историю и не знают родной страны! Необходимо вернуть в среднюю школу астрономию. Литература должна вызывать у человека трепет перед необъятной душой человеческой, а астрономия — трепет перед грандиозностью Божьего мира! Эти два предмета очень разные, но они выполняют одну функцию в становлении человеческой личности. Однако один совсем изъят, второй преподается кое-как, на усмотрение педагога, для которого есть лишь рекомендации, какого автора он может выбрать.

Я не понимаю, почему у нас все время вопрос стоит так: или — или. Рубцов или Бродский, Шукшин или Солженицын? Надо говорить: и! Давайте покажем молодому человеку, что по нашей земле шли очень разные люди, каждый из которых по-своему желал добра своему Отчеству. Только они желали его по-разному. Пушкин на разных этапах своей недолгой жизни — это разный Пушкин. Достоевский до декабря 1849-го и после — сам себя не узнавал. А Толстой? В расцвете, в зрелом возрасте и на закате — это вообще три разных писателя! Нельзя их гвоздями приколачивать, этих классиков! Я уверена, что пора прекратить делиться на какие-то идейно-политические лагеря.

В поисках Шульженко

— Про вас пишут, что вы ярая сторонница возвращения цензуры…
 
— Мало ли что пишут! Я — ярая сторонница возвращения редактуры!
 
— Если бы вы стали министром культуры…

 — В страшном сне не придумаешь! Но я могу сказать, что нам совершенно необходимо создать систему всероссийских творческих конкурсов по самым разным направлениям, с тем чтобы поднять талантливую молодежь из всех регионов России. И конкурсы эти должны проводиться не ради того, чтобы устроить телевизионное шоу. Первый Всесоюзный конкурс артистов эстрады в 1939 году проводился не для того, чтобы в кресле покрасовался Утесов, а для того, чтобы появилась Шульженко. И тот же Утесов, осматривая претендентов, говорил: «Этот на год, этот на три, а этот — навсегда!» Так вот, надо искать тех, кто навсегда. Надо создать систему социальных лифтов для талантливой молодежи.

Я мечтаю создать в стране песенный конкурс. У нас ведь песен-то вообще нет! За последние 25-30 лет не появилось ни одной настоящей песни. Разве что парочка у «Любэ». Я бы такой песенный конкурс создала, чтобы сразу позиционировалась вся тройка: поэт, композитор, исполнитель. Именно так работала гениальная советская эстрада. Я не могу все время говорить о филармониях. Ничего важнее массовой культуры в хорошем смысле слова в жизни нет. Это то, что окружает человека постоянно, в том числе человека труда, который в филармонию не всегда пойдет.

Культурный выбор
 
— Вы подали документы на участие в праймериз «ЕР» по федеральному избирательному округу на территории Челябинской области…

 — …И подписала соглашение о честных внутрипартийных выборах. Это действительно достойный документ.
Может быть, и нескромно звучит, однако мой интерес к Уралу и интерес Урала ко мне оказались взаимными. Для меня это большая честь и большая ответственность.

Мне хотелось попробовать себя на праймериз в таком регионе, где не только богатая культурная жизнь, но где живут те люди, для которых культура, как я считаю, и должна существовать. В последнее время она забыла, для кого должна работать. Создается впечатление, что для критиков. На самом деле вот этот самый «человек труда», живущий здесь, в Челябинске, и есть самый строгий критик любых произведений искусства.

Я человек довольно адекватный и прекрасно понимаю, что мой завтрашний день зависит от того, как работает этот человек труда в Челябинске, с каким он настроением утром встанет и пойдет на работу и захочется ли ему работать. А захочет или нет, это очень во многом зависит от культуры. Не знаю, чем для меня здесь закончится праймериз, но я рада знакомству с таким грандиозным, масштабным регионом!

Если сотрудничество наше с Челябинской областью заладится, я точно могу обещать, что культурная жизнь здесь станет еще более активной, я приложу для этого все усилия!

Сегодня | 15:37
Как неординарные подходы повышают рейтинг южноуральских мэров

Телеграм-канал «Глав.Индекс» за минувшие сутки поднял рейтинг двух южноуральских мэров, а падение не зафиксировал ни у одного.

Вчера | 16:57
Если кто-то не понял. О чем говорил Владимир Путин в послании

Президент России Владимир Путин выступил с ежегодным, 17-м по счету, посланием Федеральному собранию. В этом году события ждали как никогда: с момента предыдущего обращения прошло чуть больше года, но из-за пандемии показалось, что прошла целая эпоха. И это кратно подогрело интерес к событию. Какие заявления сделал глава государства — в материале «ЮП».

Сегодня | 12:45
В Челябинске завершился конкурс пианистов имени Нейгауза

Мастер-класс шел уже второй час. Зал Челябинского института культуры был переполнен. Казалось, он разделился на два пространства. В одном находились завороженные зрители, внимавшие в полной тишине каждому звуку и каждой ремарке педагога, в другом, на сцене, находилась творческая лаборатория, где и совершалось само волшебное действо.

15.04.2021 | 13:43
Новое железо Урала. Какое будущее у горнозаводских городов

Героиня нашего очерка — это современный «хроникер» перемен, но происходящих отнюдь не на таинственной Красной планете, а совсем рядом с нами, в горнозаводском регионе Челябинской области.

Новости   
Спецпроекты