Под выборным ударом. Как проходит предвыборная кампания в Челябинской области
Избирательная гонка по выборам депутатов Госдумы близится к своему финишу. Точку в ней поставят избиратели 18 сентября. Но для глубинных политических процессов в Челябинской области это, скорее всего, станет лишь многоточием.
- Главное слово — «дело». Владимир Мякуш уверен, что «реальные дела» преобразят регион
- Сергей Обертас: «В Челябинской области главный избиратель — женщина»
- Проба парламентаризма. Как сто лет назад челябинцы выбирали в Госдуму
- Новый глава избиркома Алексей Фартыгин — о Старостиной, «варягах» в списках и личном отношении к партиям
Как правило, для обывателей избирательная кампания начинается лишь с момента появления в их почтовых ящиках кандидатских агиток, а на улицах городов и весей — плакатов со звучными слоганами. До этого момента, если общество искусственным образом не задирают, его внимание к политическим процессам находится в состоянии спячки. Но в этом году все было несколько по-другому.
Возбудителями политического спокойствия стали единороссы, для которых ранее, по наблюдениям, как раз предпочтительнее была как можно более затяжная тишь да гладь. Но в этом году представители власти решили выйти в чисто поле с открытыми забралами куда раньше обычного. Праймериз, затеянный по весне «Единой Россией», стал не просто неким внутрипартийным тренировочным процессом — он явно изначально претендовал на более высокий статус. Это случилось как минимум потому, что до участия в нем единороссы допустили всех, независимо от того, имелся ли у тех в кармане партбилет нужного цвета. И ситуация забурлила…
— Безусловно, благодаря праймериз «Единой России» удалось захватить инициативу, раньше разбудить избирателей, — считает политолог Александр Мельников. — Причем не только их разбудить, но и вывести из спячки самих кандидатов с их штабами. Думается, для единороссов на результатах выборов это должно сказаться положительно хотя бы потому, что многие потенциальные межэлитные противоречия были сняты заблаговременно, именно на стадии праймериз. В результате представители партии власти смогли получить более комфортную конфигурацию участников выборов и в одномандатных округах, и в партийных списках. А вот значительного влияния праймериз на явку, думаю, ожидать не стоит (она во многом определяется совсем иными факторами). Я бы даже не исключил определенного уменьшения явки по причине снижения интриги и накала собственно предвыборной кампании в некоторых округах.
Напомним, в праймериз единороссов в Челябинской области заявлялись более восьмидесяти кандидатов. Явка на предварительное голосование в регионе составила 9,3 %. По признанию самих представителей партии власти, организаторы праймериз сами не ожидали явки с таким высоким показателем.
Именно во время праймериз состоялись и первые политические сенсации. От участия в выборах от партии «Единая Россия» отказался бывший губернатор области Михаил Юревич. Официально он заявил, что заметил в региональном отделении партии отсутствие заинтересованности в нем как в кандидате. Как комментировал тогда «ЮП» политолог Алексей Ширинкин, Михаил Юревич осознанно пошел на обострение политического конфликта в регионе и получил, таким образом, ответную реакцию. Тем более что, по мнению эксперта, и отношение федерального руководства партии к нему было «неоднозначным».
С этого момента начались метания бывшего политического тяжеловеса. Ходили слухи о его выдвижении то от партии «Справедливая Россия» (на возможность такого варианта недвусмысленно намекал Валерий Гартунг, однако свое «фи» из Москвы практически сразу сказал лидер российских эсеров Миронов). Позже стали говорить о договоренности Юревича с партией «Родина», но и здесь Михаила Валериевича ожидало фиаско. Далее (уже официально, а не по слухам) Юревич решил выдвинуться от партии пенсионеров. Но центральная избирательная комиссия нашла нарушения при подаче списка от партии, и экс-губернатор оказался в шаге от статуса «экс-депутат». Этот шаг сейчас выглядит лишь как формальность, ибо Юревич, надеясь на «пенсионеров», не решился выдвинуться по одномандатному округу, чем, по сути, сам лишил себя возможности переизбраться.
Но метался в политическом поле не он один.
— Самые яркие моменты нынешней кампании (метания и снятие Юревича, эпатаж и перескакивание из партии в партию Севастьянова, скандальная игра на уровне фола Гартунга) демонстрируют снижение влияния, маргинализацию или даже уход с политического поля популистских политиков призыва 90-х, — считает Андрей Лавров, представитель агентства политических и экономических коммуникаций в Челябинской области. — Идет их смена на более системных политиков эпохи стабильности и консолидации вокруг национального лидера в условиях враждебного внешнего окружения и обострения социальной напряженности.
Кто голосует за скандалы?
Чем же запомнится подходящая к финишу выборная кампания-2016 года? Отнюдь не конкуренцией идей и программ, с сожалением отмечает большинство наших экспертов.
— На мой взгляд, опять же на праймериз «Единой России» качество, содержательность дискуссии были выше, — говорит Александр Мельников. — И, как ни парадоксально, даже столкновение именно взглядов между однопартийцами и их сторонниками просматривалось отчетливее. А в самой кампании мы наблюдаем больше личностные баталии за право сохранить или получить вожделенный мандат, сопровождающиеся обилием общих лозунгов за все хорошее против всего плохого.
— О столкновении идей не может быть речи, — вторит ему Андрей Лавров. — Нечему сталкиваться. Выборы предельно откровенно показали, что партийные интересы, и уж тем более идеологии, для многих кандидатов пустой звук. У партии власти и у системной оппозиции могут меняться спикеры, суть же проводимой политики, по моему мнению, остается прежней. Несистемная же оппозиция замкнулась в своем сектантстве. Ее идеология носит сугубо негативно-критический характер. Там нет позитивной программы выхода из кризиса, кроме программы «долой царя». Как нет и новых фигур.
Свято место, как известно, пусто не бывает. Если предвыборное информационное поле занимают не программы и идеи, то их место пытаются занять скандалы и разборки. В проходящей кампании самым «шумным» кандидатом в этом смысле можно назвать Валерия Гартунга. Однако свои атаки он, как ни казалось бы это логичным, сосредоточил не на своем главном конкуренте по одномандатному округу Анатолии Литовченко. Гартунг решил громко ссориться с журналистами. Вначале он закидывал практически все южноуральские редакции письмами с требованием убрать с их сайтов фотографии с его изображением. Но политику быстро объяснили, что он человек публичный и фотографии сделаны на публичных мероприятиях, а потому закон о размещении фото лишь с его согласия на него не распространяется.
Далее Гартунг пошел дальше и заподозрил журналистов в создании организованной преступной группы. По мнению депутата, центр ОПГ находится в информационном агентстве Ura.ru, о чем он написал соответствующее заявление в правоохранительные органы. Это, пожалуй, стало самым скандальным событием предвыборного августа. Действия Гартунга осудили в Союзе журналистов России, о ситуации было доложено полномочному представителю президента России в Уральском федеральном округе.
Последнее столкновение Гартунга с журналистами связано с его давлением на редакцию газеты «Возрождение Урала», которая опубликовала критический материал о политике. В этом случае дело дошло даже до изъятия и уничтожения части тиража. Отметим, что журналисты готовы судиться с Гартунгом, доказывая правдивость каждого написанного слова в их издании.
Менее шумно в других округах. Хотя есть и там свои прецеденты. Так, в Златоустовском округе основная борьба развернулась между кандидатом от ЛДПР Сергеем Вайнштейном и единороссом Олегом Колесниковым. Здесь тоже идут и судебные баталии, и PR-столкновения. В этом округе эксперты отметили одну интересную деталь: кандидат от либерал-демократов Сергей Вайнштейн в своей агитации будто намеренно избегает любого упоминания выдвинувшей его партии, а цвета его агитационных листовок и баннеров очень напоминают цвета партии, от которой идет его основной конкурент.
Наиболее спокойный округ в плане скандалов — Магнитогорский. Там все достаточно чинно и благородно.
Абсолютное доверие
И все-таки на последней неделе основным вопросом нынешних выборов станет явка. Именно от нее будут зависеть и партийные результаты (и «Единой России», и «Справедливой России», и КПРФ, и «Яблока» и других), и результаты одномандатников. Кто-то будет стараться уговорить прийти на участки максимальное количество избирателей, кто-то, наоборот, не заинтересован в большом количестве голосующих.
— Первый вопрос, на который для себя должны ответить партии и кандидаты, выгодно ли им сейчас повышение явки, — говорит Андрей Лавров. — Ответ должен определить основную стратегию завершающего этапа кампании. В любом случае, наступил период решающих резких пропагандистских и контрпропагандистских ударов. Процент «голосующих головой» уже определился, сейчас время определиться людям, «голосующим сердцем». Здесь работают только эмоции и громкие обещания или страшилки. И конечно, кандидатам следует помнить, что запоминаются первые (ну это уже поздно) и последние фразы.
Но есть кроме кандидатов и партий на выборах еще один игрок, куда более важный. Это государство. Его интересы представляет избирком. И он сегодня делает все, чтобы явка была максимально большой. Потому что чем существеннее явка, тем честнее результаты выборов. А в этом сегодня заинтересованы и государство, и общество.
— Сама по себе деятельность избирательной комиссии отлажена и работает, на мой взгляд, как часовой механизм, — озвучил «ЮП» позицию государства глава челябинского избиркома Алексей Фартыгин. — Надеюсь, что совместно мы выполним все задачи по избирательной кампании, что выборы будут проведены абсолютно легитимно и к результатам, которые мы получим в сентябре, будет высокое доверие.
Поделиться