Федеральный взгляд. Челябинский сенатор Олег Цепкин — о том, как очистить воздух и не развалить экономику

10 Мая 2017 Автор: Андрей Темников Фото: Владлена Шваб
Федеральный взгляд. Челябинский сенатор Олег Цепкин — о том, как очистить воздух и не развалить экономику

Сенатор от Челябинской области Олег Цепкин встретился с журналистами медиахолдинга «Гранада Пресс», чтобы рассказать о своей работе на посту члена Совета Федерации Федерального собрания РФ. Несколько высказываний челябинского сенатора на разные темы, которые были затронуты во время беседы, — в подборке «ЮП».

Об экономике

«Основой экономики Челябинской области традиционно являются тяжелая и оборонная промышленность. Думаю, так будет и в дальнейшем, но вместе с этим мы должны заниматься диверсификацией экономики, развивать машиностроение, станкостроение, приборостроение — именно те отрасли, которые за последние 25 лет оказались в упадке. Кроме того, очень перспективным является околотрубное направление, то есть различные отводы, насосы, станции перекачивания и так далее. Это должно дать дополнительный толчок развитию экономики.
Что касается сельского хозяйства, то объемы производства, думаю, сохранятся, однако необходимы некие законодательные преференции для возможности развития сельхозпереработки. Это вопросы финансовых вложений, долгосрочных и среднесрочных кредитов под текущую деятельность для сельхозпроизводителей — как раз та тема, которая сегодня тормознулась на федеральном уровне, в частности, по кредитам для текущей деятельности».

Об импортозамещении

«Импортозамещение актуально для растущих предприятий машино- и приборостроения, а также околотрубной тематики. Что касается тяжелой промышленности, то металлурги с точки зрения импортозамещения находятся в рыночных условиях. И они всегда готовы отработать крупные федеральные проекты, в том числе по трубам большого диаметра. Взять, к примеру, сквозной контракт между ММК и ЧТПЗ под трубопровод «Сила Сибири». Напрямую на потоке импортозамещения стоят и наши огнеупорщики, это опять же рыночные категории, которые обусловлены ценой и качеством. Ну и сервис, который сопутствует таким категориям товаров.

Сельскохозяйственная тема, конечно, тоже очень перспективная. Когда мы говорим, что можем нарастить производство тепличных овощей, этому есть подтверждение: в прошлогодней ситуации с Турцией, когда были санкции, мы достаточно быстро смогли увеличить объемы производства. И в будущем надо просто уже толкаться на рынке. Мы должны производить свое, чтобы быть участниками этого рынка. Времена постсоветского развала позади, и сейчас все в стране, начиная с высшего руководства, понимают, что мы должны находиться в рынке именно как производители. А не просто покупать все за рубежом за нефтедоллары».

Об экологии

«Экологическая ситуация сложная, и она обусловлена региональной спецификой. Нельзя, извините, производить металл и не дымить в воздух. Вопрос в том, как управлять реальными выбросами. Этот процесс у нас слабоуправляемый, подходы не менялись с советских времен. Их надо кардинально менять. И то, что зафиксировано в решении Госсовета по итогам заседания на тему экологии, это не просто официальная позиция, а очень правильная. Нужно перейти к некоему социальному подходу управления выбросами. Человека не должно интересовать, где произошел выброс и с какого предприятия, для него главное, чтобы он мог дышать чистым воздухом там, где он работает и проживает. Чтобы воздух был по крайней мере в пределах установленных норм.

Что для этого нужно? Сначала предприятия-загрязнители должны восстановить системы пылеулавливания и другие очистные установки. Они есть везде, но либо сломаны, либо выключаются по выходным. При этом заводы должны работать в рамках реальных нормативов выбросов, а не раздутых в два-три раза, как сейчас. Эту ситуацию должны контролировать либо федеральные власти, либо областное руководство. Если мы говорим о том, что правительство области отвечает за все, что происходит в регионе, значит, областные власти должны иметь возможность управлять процессом и при необходимости привлекать предприятие к ответственности — конечно, в рамках закона.

Ну и в дальнейшем речь идет об инвестициях в новейшие наилучшие доступные технологии — то, о чем говорят сейчас на самом высоком уровне. Агрегаты по выпуску продукции нового качества, которые автоматически подразумевают гораздо меньшую экологическую нагрузку. Это долгосрочные финансовые вложения, но предприятия, которые думают о своем будущем, должны этим заниматься. Эти технологии напрямую связаны с ростом нашей экономики».

О ТОСЭР

«Решение вопроса о получении Озерском статуса ТОСЭР сейчас как раз в работе, им занимаются несколько областных ведомств и как минимум три федеральных министерства. Есть нестыковки в законодательствах относительно статуса ТОСЭР для ЗАТО, который является еще и моногородом. Мы знаем, какие нужны изменения и в какой федеральный закон их нужно вносить. Они подготовлены, вопрос решается в московских кабинетах. Поддержка есть, но пока не всех министерств. Нам нужно отработать вопрос с министерством юстиции».

О программах финансирования

«Мы можем рассчитывать на попадание в те или иные федеральные программы при наличии собственных бюджетных, а лучше внебюджетных источников финансирования. Если мы будем только ждать решения финансовых вопросов в Москве, то ничего и не сделаем. Федерация всегда будет в первую очередь прикрывать самые проблемные регионы, которые имеют уровень бюджетной обеспеченности ниже допустимых 50 % и которые не в состоянии самостоятельно справиться с этими проблемами. Потому что этот регион никуда не выкинешь из общего списка и не обанкротишь. Это одна из иллюстраций федерального подхода. Не берусь говорить, правильно это или нет. Конечно, с точки зрения отдельного региона это может показаться несправедливым, но есть ведь и Московская область, и Чукотка, и глубоко депрессивный Забайкальский край. Федеральная политика подразумевает централизацию по финансам, по всем основным решениям и проектам, то все ресурсы стекаются в федеральный центр и уже оттуда распределяются по субъектам, которые в этом особенно нуждаются. Но это не говорит о том, что мы не будем пытаться что-то сделать».

О подготовке к саммиту ШОС

«Разумеется, дополнительные объекты к саммиту должны строиться, а вот сколько именно их должно быть с точки зрения будущей самоокупаемости, зависит от планов по развитию региона и областного центра. Если отталкиваться от предельного срока окупаемости инвестпроекта в 8-10 лет, то объект должен умудриться окупиться до 2030 года. Общий уровень экономической жизни в Челябинске к этому времени должен подправиться».

О молодежи

«Мы открыли для себя такое понятие, как «экономически активный гражданин». Это молодой человек 20-25 лет, который получил образование и хотел бы принимать активное участие в общественной и экономической жизни, был бы востребован. Как привить ему это желание? Это сквозная задача. Дело в том, что на каждом этапе жизни различные ведомства и общественные организации занимаются воспитанием человека локально, в рамках этого этапа. В детском садике главная задача — выпустить здорового ребенка с какими-то минимальными навыками. Затем он идет в школу, где должен получить аттестат о среднем образовании, затем вуз с похожими задачами. Что получится из этого человека в 22 года, за это они не отвечают. И в результате мы имеем гражданина, который достиг совершеннолетия, дееспособного. При этом его ум свободен, и на этот вакуум, к сожалению, легко «насаживаются» разные идеи, в том числе глубоко реакционные, политически извращенные.

В советское время была неплохая практика воспитания молодого человека, которая была сквозной, то есть выстроенной на весь период взросления человека: пионерия, комсомол и так далее. Времена изменились, лозунги о строительстве коммунизма остались в прошлом, но этот механизм формирования активного гражданина с перинатального возраста — вот чего не хватает современной системе. Поэтому мы должны учитывать положительный опыт тех организаций».

О борьбе с коррупцией

«С коррупцией исполнительные власти борются никак по-другому, кроме как увеличивая количество разных перепроверок и согласований. Они таким образом совершенствуют свою работу. Однако для потребителей это выливается в дополнительные хождения по кабинетам, а ведь именно в этом первопричина коррупции — в том, что рядовой чиновник выполняет свою маленькую функцию за конверт. Поэтому, когда мы говорим об увеличении количества процедур согласования, это автоматически означает рост количества чиновников, которые собирают конверты. Этому должен быть разумный предел. Думаю, необходимо некое глобальное перераспределение специалистов согласовательно-разрешительно-надзорных органов в реальный сектор экономики. И нужно воспитывать под эту задачу экономически активных граждан. Наращивание реального сектора — стратегическая задача, которую необходимо решать в масштабах государства. Нужно ведь кому-то в нем работать».


16.04.2021 | 15:25
Не на словах. Что главы делают для комфортной жизни в муниципалитетах

Телеграм-канал «Глав.Индекс» поднял рейтинг мэров, проявляющих заботу о родном городе.

16.04.2021 | 09:41
Новое строим. На Южном Урале приняли закон о градостроительной политике

В конце декабря 2020 года был принят и подписан закон о комплексном развитии территорий РФ. В соответствии с ним часть полномочий была передана на уровень субъектов, а также муниципалитетов. В минувший четверг соответствующий закон приняло Законодательное Собрание Челябинской области, а это значит, что в регионе начала действовать новая градостроительная политика.

08.04.2021 | 11:00
Чем может быть полезен бизнесу «Клуб молодых промышленников»

В России заработал еще один канал взаимодействия предпринимателей с институтами развития. «Клуб молодых промышленников» призван сокращать дистанцию между бизнесом и органами власти, расшивать частные проблемы компаний путем обмена информацией, выстраивать кооперационных цепочки.

07.04.2021 | 18:00
Челябинская область вошла в топ-10 регионов по динамике оборота розничной торговли

За январь-февраль 2021 года оборот розничной торговли в регионе вырос почти на 3 % к аналогичному периоду 2020 года.

Новости   
Спецпроекты