Как фигуристка из Челябинска стала феей в шоу Тарасовой и тренером в Италии
Спортивный век фигуристок короткий. Многие из девушек сходят с дистанции уже в 17-18 лет. Не стала исключением и одна из перспективных челябинских спортсменок начала 2000-х Ольга Сухарева.
- Не легкая атлетика. Челябинские спортсмены входят в сборную России
- Уходим под воду. Пловцы в ластах готовятся к Кубку России
- В Челябинске прошел чемпионат России по фигурному катанию на коньках
Коньки по наследству
На коньки трехлетнюю Олю поставили неслучайно: когда-то ее мама занималась фигурным катанием, а потом по ее стопам пошла старшая сестра нашей героини. Именно на ее тренировке во дворце спорта «Юность» Сухарева-младшая, стоя у бортика и глядя на юных фигуристок, заявила: «Я тоже туда хочу!»
— До сих пор помню, как с бабушкой и дедушкой в двухполозных конечках, привязанных к валенкам, каталась на катке на территории военного института, — смеется Ольга, первым тренером которой стала Людмила Касатова из «Тодеса». — Вся семья помогала потом с тренировками. Часто во дворец спорта меня отводила бабушка. Когда я уставала, предлагала ей: «Давай, бабушка, я пойду на пенсию, а ты на тренировку...»
Как признается бывшая спортсменка, ради фигурного катания ей многим пришлось пожертвовать. День был расписан буквально по минутам: музыкальная школа, тренировка, школа, вечерняя тренировка... Но зато результат не заставил себя ждать: уже в младшем возрасте она входила в число лучших в Челябинске.
Начинала Оля как одиночница, потом в 8 лет ее поставили в пару, но партнер уехал, и спортсменке снова пришлось возвращаться в «одиночки». Один сезон девушка откаталась в Санкт-Петербурге, куда ее позвали тренироваться под руководством известного тренера Людмилы Смирновой. Но пробиться в группе талантов, собранных со всей России, не получилось. Зато вернувшись в Челябинск, фигуристка добилась значительных успехов.
— Самым удачным для меня стал сезон 2004 года. Тогда на I зимней Спартакиаде учащихся я в 16 лет выполнила норматив мастера спорта, заняв пятое место в общем зачете. Первые четыре места были у спортсменок из Санкт-Петербурга и Москвы, — вспоминает Ольга. — Тогда оказаться рядом с выигравшими турнир воспитанницами Жанны Громовой, учениками которой когда-то были Ирина Слуцкая, Илья Авербух, Николай Морозов и другие известные спортсмены, было чем-то фантастическим...
Сейчас оценивая уровень мастерства спортсменов, Ольга говорит, что сравнивать катание того времени и сегодняшнее бессмысленно.
— Когда я каталась, редко кто выступал с тройными акселями, а сейчас малыши (а как еще назвать 11-13-летних фигуристок?) прыгают четверные, — констатирует девушка. — Мы в этом возрасте еле-еле выполняли «кандидата» с двойными. Технически сейчас планка поднялась очень высоко, и сравнивать тот уровень катания, который был тогда у нас, и уровень катания сегодняшних фигуристок нельзя. Это небо и земля.
Тарасова была как мама
Карьеру Ольга Сухарева завершила в 19 лет, когда после очередного сезона съездила в США по программе Work and Travel, а вернувшись, поняла, что без летних сборов в работу включаться сложно. Тем более что уже подрастала новая плеяда талантливых фигуристок, с которыми было сложно конкурировать. Так девушка пришла к работе наставником. Сначала к хрупкой блондинке приходили взрослые, а потом она переключилась на работу с детьми.
— Мир фигурного катания — одна большая деревня, где все друг друга знают. Когда я работала тренером, мне написала подруга, которая каталась в шоу Татьяны Тарасовой, — рассказывает фигуристка. — Всего было три шоу: «Щелкунчик», «Снежная королева» и «Спящая красавица». На последнее я и попала в массовку.
Но в ходе репетиций в Новогорске Татьяна Анатольевна дала новой артистке роль одной из пяти фей — Феи доброты. Шоу под руководством легендарного тренера поставили за две недели, а потом обкатывали его в Голландии.
— Конечно, Татьяна Анатольевна своеобразная, могла крепкое словцо сказать там, где оно максимально работало, помогало сосредоточиться. Но я очень рада, что попала на самое первое шоу именно к ней, — говорит Оля. — «Здесь не сиди: попа замерзнет!», «Куда пошла? Надень, накинь куртку» — она заботилась о нас как мама. После этого опыта на ура шло все остальное.
Было это десять лет назад, в 2011 году. На льду с челябинкой работало немало звездных фигуристов. Одной из коллег «феи доброты» была Ирина Слуцкая, игравшая фею Карабосс.
— Когда видишь фигуристов с экрана, совсем не представляешь, что в жизни они самые обыкновенные люди, открытые и дружелюбные, — делится девушка. — Взаимовыручка, общение на равных, и ты не чувствуешь себя десятым звеном в этом шоу, ты чувствуешь себя наравне с ними.
Самой большой сложностью для артистов шоу, делится бывшая спортсменка, было принципиальное отличие спорта от ледовых постановок, где никто не требует исполнения тройных или четверных прыжков, но нужна искренняя игра.
— Нужно было сыграть так, чтобы зритель поверил, встал в конце представления и зааплодировал со слезами на глазах, — поясняет Ольга. — Сейчас у фигуристов на соревнованиях каждая программа — это мини-спектакль. Все понимают, что на одних прыжочках далеко не уедешь. В наше же время все гнались за техникой, и было в порядке вещей исполнять программу под задорную русскую народную с каменным лицом.
Шоу с английским акцентом
В Москве Ольга отработала в трех шоу. После заключительного, «Аладдин», поехала работать в Иваново, в одно из отделений школы фигурного катания серебряного и бронзового призера Олимпийских игр Ирины Слуцкой. С таким багажом опыта и знаний, а на тот момент девушка получила два высших образования, для нее были открыты все дороги. И занесло россиянку в русско-английское шоу, где она отработала пять лет.
Жить приходилось на две страны, признается Оля. Репетировала труппа в России, ведь почти весь состав был российским, а выступала в Лондоне в концертном зале Royal Albert Hall или Гайд-парке. Все шоу проходили на ура: российских артистов, так искренне играющих на льду, местная публика боготворила.
— Российские и английские шоу технически отличались. Российское рассчитано на большую площадку, а иностранные очень камерные, у фигуристов места ровно столько, сколько есть на сцене, — рассказывает Ольга, игравшая в основном в кордебалете. — При этом лед на сцене настоящий. Сначала было сложно вписываться в декорации, но потом привыкла. Говорят, еще сложнее работать с оркестром. На таких шоу нет декораций, только задник. И при этом существует риск свалиться в оркестровую яму.
Репертуар в Лондоне был исключительно классическим: «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Питер Пен». Главной задачей перед артистами ледового шоу была, как и у Тарасовой, эмоциональная игра.
— Там от тебя ждут балета на льду, — вспоминает девушка. — И мы оправдывали ожидания зрителей. Практически во всех спектаклях были свои изюминки: например, у нас во многих постановках солистка ходила по льду на пуантах, выступали воздушные гимнасты, которые парили на полотнах, использовалась пиротехника. Все это добавляло представлению зрелищности.
Дольче вита по-итальянски
А потом неожиданно, как бывает только, наверное, в кино, в Олиной жизни случилась Италия. На Апеннинах челябинка оказалась опять же благодаря российским коллегам. Работавшая в Италии знакомая искала себе замену. Вопрос, соглашаться или нет, перед Ольгой не стоял.
— Удовольствие от работы в шоу колоссальное, но скакать, когда тебе за 30 и ты по меркам фигурного катания старушка, уже не можешь. Нужно искать другие варианты, — считает спортсменка. — Опять же перепрыгивать с тренировочной работы на шоу и бросать детей, а потом возвращаться тоже неправильно. И я решила попробовать поработать в Италии.
Много времени на сборы Ольге не потребовалось, и уже через пару недель она была в окруженном Альпами небольшом городке Мерано, что находится на севере страны в провинции Больцано. В Италии любят фигурное катание, и в каждом городе работают спортивные клубы. Именно в такой школе фигурного катания и начала работать тренером южноуральская спортсменка.
— Клуб работает как с детьми, так и со взрослыми. Конечно, есть свои особенности, связанные с итальянским менталитетом, — рассказывает Оля. — Там очень бережно относятся к психике детей. Они выходят на соревнования, где ставятся оценки, только к восьми годам. И это большой плюс: для детей соревнования должны быть праздником, а не испытанием. Также детям нельзя делать замечания, например, по весу. Обычно тренеры прибегают к помощи диетологов и нутрициологов, которые деликатно рекомендуют родителям скорректировать питание.
Работает челябинка в российско-сербском тренерском коллективе. Первое время со своими подопечными русская наставница общалась на английском, благо все подростки владеют им более или менее. А потом перешла на итальянский, учить который начала сразу по приезде.
Оля признается, что Италия ей оказалась близка по менталитету.
— Меня привлекает открытость итальянцев, их любовь к жизни, их «дольче вита». Там стараются наслаждаться жизнью: позволяют себе аперитивы среди дня, громко разговаривают, не скупясь на эмоции. Любой предприниматель, даже самый маленький закроет свою лавочку на выходные, чтобы провести время с семьей, — делится Оля, темпераментно жестикулируя и улыбаясь. — Но вместе с тем те спортсмены, которые хотят достичь результата, понимают, что им нужно пахать и пахать, и сотрудничество с русскими тренерами в этом отношении дает им очень многое.
Поделиться