ЕГЭ — это «социальный лифт»

18 Июля 2008 Автор: Терехина Ольга Васильевна

Владимир СадыринНынешняя школьная выпускная кампания сопровождалась любопытным явлением — всеобщим, всероссийским вниманием к ЕГЭ, которое нередко носило истерически-скандальный характер. Южноуральцам, живущим в режиме ЕГЭ с 2002 года, было странно наблюдать за яростными перепалками вокруг такой формы аттестации выпускников школ.

Беседовала Ольга Терехина   

Владимир СадыринНынешняя школьная выпускная кампания сопровождалась любопытным явлением — всеобщим, всероссийским вниманием к ЕГЭ, которое нередко носило истерически-скандальный характер. Южноуральцам, живущим в режиме ЕГЭ с 2002 года, было странно наблюдать за яростными перепалками вокруг такой формы аттестации выпускников школ.

Вот только некоторые заголовки материалов на эту тему в печатных и электронных СМИ: «ЕГЭ получил двойку», «ЕГЭ. Вопросов больше, чем ответов», «Школа несогласных», «Неудовлетворительный ЕГЭ» и тому подобное. Нам рассказывали о выпускниках и их родителях, недовольных результатами экзаменов, о том, что они собирают подписи за отмену этого экзамена и возвращение к привычной форме аттестации, о множестве апелляций, о различных махинациях вокруг ЕГЭ. Что же произошло? Почему вдруг так вспенилось до сих пор относительно спокойное море ЕГЭ? Сейчас, когда страсти вокруг экзаменов несколько улеглись — выпускники школ получили аттестаты, свидетельства о ЕГЭ, сдали документы в вузы и ждут зачисления,— можно спокойно поговорить о причинах такого небывалого накала эмоций вокруг ЕГЭ. Наш собеседник — министр образования и науки Челябинской области Владимир Садырин.

— Дело в том, что многие регионы долгое время оттягивали свое вхождение в эксперимент по ЕГЭ, и решились на него только в самый последний момент — извест­но, что такая форма аттестации приобретает силу закона в следующем, 2009 году. Поэтому регионы решили успеть освоить организацию экзамена, пока он находится на стадии эксперимента. Соответственно количество сдававших ЕГЭ резко увеличилось и перевалило за миллион.

Анализируя ситуацию вокруг нынешнего ЕГЭ, можно заметить, что жалобы, поиски виноватых, паническое настроение в основном исходили от тех регионов, которые только-только начали свое вхождение в ЕГЭ. Разумеется, они ощутили определенный психологический дискомфорт, ведь знания выпускников впервые оценивались не самими школьными учителями, а независимым арбитром — компьютером.

Давайте порассуждаем на эту тему. Уже не один десяток лет система получения водительских прав устроена таким образом, что обучают водителей и экзаменуют их разные структуры. Разумеется, и здесь есть много вопросов: нерадивым ученикам кажется, что ГИБДД спрашивает с них слишком строго, экзаменаторы бывают недовольны качеством подготовки выпускников автошкол. И прием экзаменов сейчас совершенствуется, например, правила дорожного движения сдаются на компьютере, а не члену экзаменационной комиссии. Есть автодромы, где за правильностью прохождения трассы тоже следят компьютеры. И все равно остается много проблем в качестве подготовки водителей. Этот пример я привел для того, чтобы провести аналогию с ЕГЭ.

На мой взгляд, главная причина всех последних недоразумений вокруг ЕГЭ — неготовность общества понять и принять тот факт, что некоторые выпускники не смогли освоить курс средней школы даже на удовлетворительную оценку.

К сожалению, в последнее время общество стало воспринимать школу, а особенно 10-11-е классы, как трамвай: на первой остановке «1 сентября» родители приводят ребенка в школу и забирают на последней — «Выпускной бал», считая, что школа ОБЯЗАНА дать ему в качестве билета за проезд аттестат. Чувствуете разницу: не ребенок ОБЯЗАН освоить учебные дисциплины и доказать это на экзамене, а школа ОБЯЗАНА выдать аттестат. До тех пор, пока не появился независимый экзаменатор в виде ЕГЭ, так и происходило — педагоги на выпускных школьных экзаменах ставили тройки тем, кто не заслужил даже такой посредственной оценки.

Общество, увидев истинную картину качества знаний школьников (в некоторых регионах от 25 до 30 процентов выпускников получили двойки), испытало настоящий шок. Вот это и есть главная причина нынешних панических настроений, поиска виноватых, бури возмущений. Но виноват здесь вовсе не ЕГЭ, он всего лишь инструмент, и инструмент объективный для проверки знаний, полученных за время обучения.

- А как наша область в этом году сдала ЕГЭ?

— Результаты неплохие. По всем предметам наши показатели выше, чем в среднем по России. Например, в Челябинской области доля двоечников по математике — 9 процентов, а по России этот процент гораздо выше — 23,5. Подобная разница и по другим учебным дисциплинам, а по некоторым предметам она еще более значительна.

- Но ведь двойки все же есть. Что будет с этими выпускниками, получат ли они аттестат о среднем образовании?

— Скажу вам больше: в этом году 22 человека из 21 тысячи южноуральских выпускников получили по две двойки. Что будет с ними? Это проблема тех, кто получил эти двойки. Раньше, в советское время, выпускники школы, получившие двойки на экзаменах, пересдавали их осенью. Сейчас сразу возникнет вопрос: а как же тогда поступление в вуз? Наверное, ответ на него будет прост и понятен: хочешь поступать в вуз — учись лучше. У нас в обществе, к сожалению, очень распространено такое явление, как вузоцентризм. Справедливости ради надо сказать, что в какой-то степени оно объясняется нежеланием родителей отпускать сыновей в армию, уменьшением количества отсрочек.

Уверенно могу сказать, что у нас увеличилась доля ребят и девчат, которые действительно хотят учиться, получать знания и затем поступать в вуз. Но, к сожалению, почти не уменьшилась доля тех, кто пришел в десятый класс, чтобы легко и без напряжения провести эти два года с надеждой, что тройку на экзаменах им все равно поставят. Так вот на следующий год этой надежды у них больше не будет. Эксперимент в 2009 году приобретает силу закона, и аргумент «в пользу ученика» теперь больше не будет действовать. Мне кажется, что выпускникам будущего года надо прежде всего задуматься о качестве своих знаний, а не о том, хорош ЕГЭ или нет.

Анализируя итоги выпускных экзаменов последних лет, могу сказать, что у нас незначительно уменьшилась доля медалистов. До эксперимента по ЕГЭ, в 2001 году, их было 5,5 процента от общего количества выпускников, нынче их доля составляет 5,1 процента. Поэтому вряд ли можно утверждать, что ЕГЭ отрицательно повлиял на ситуацию с медалистами.

Мы стремимся развивать олимпиадное движение. Необходимо сделать так, чтобы как можно больше детей поступали в вузы нашей области по результатам олимпиад. Сейчас решается вопрос признания на всероссийском уровне олимпиады ЮУрГУ. В этом году все победители и призеры всероссийских предметных олимпиад, а их у нас 54 человека, по сути дела освобождались от ЕГЭ, в аттестат им сразу выставлялась пятерка. Я думаю, что это справедливо.

- Владимир Витальевич, сейчас много спорят о тестовых заданиях по гуманитарным предметам, например по литературе, а что вы думаете по этому поводу?

— Никто не заметил, что наша область добилась разрешения сдавать литературу либо в форме ЕГЭ, либо в форме сочинения, и выпускники сами делают выбор. Получилось, что у южноуральских выпускников двоек по литературе намного меньше, чем в среднем по России,— почти на 25 процентов.

Я придерживаюсь мнения, что все-таки сочинение должно остаться в качестве одного из выпускных экзаменов. Молодой человек, выходящий из стен школы, должен уметь грамотно излагать свои мысли, воззрения.

- Хорошо, а как же быть с математикой? Ведь ЕГЭ открыл нам глаза на то, что практически каждый десятый выпускник не может освоить курс средней школы по этому предмету.

— Уже четвертый год подряд мы предлагаем ввести некоторые изменения в проведение ЕГЭ по математике — в первом листе, где экзаменующийся указывает общие сведения, сделать графу «не буду решать часть С». Решение заданий в этой части не нужны для тех, кто не собирается поступать в вуз. Такие молодые люди и сейчас не решают этих заданий — просто не могут. Но мы волей-неволей вынуждены проводить, по сути дела, с пустыми бланками никому не нужную работу, копируя их, передавая в Москву, там тоже их обязаны рассматривать. Спрашивается, зачем?!

- А как быть тем, кто поступает в гуманитарный вуз: тоже не решать часть С по математике?

— На этот вопрос пока нет ответа. Скорее всего, контрольно-измерительные материалы ЕГЭ должны создаваться дифференцированно, в соответствии с профилем школы. Никто не говорит, что ЕГЭ абсолютно безупречен. Как и все новое, он требует доработки и совершенствования, в этом нуждаются тестовые материалы, надо думать, что делать с выпускниками школ разных профилей.

Но все равно у ЕГЭ множество преимуществ — выпускники освобождены от лишней нервотрепки во время вступительных экзаменов. Родителям не надо тратиться на поездку своего ребенка-абитуриента в другой город, искать там ему жилье — можно по почте отправить копии документов.

Как-то я спросил мнение о ЕГЭ у директора Брединской средней школы. Она ответила мне с улыбкой: «Какое у меня может быть мнение, если оба моих ребенка — и сын, и дочь — поступили в ЮУрГУ на бюджет, не выезжая из Бредов!» И таких примеров можно привести множество.

А главный аргумент — с будущего года ЕГЭ становится законом, и мы должны его выполнять.

Поделиться

Вчера | 14:29
Как «Трактор» обрел памятник, кормил собак и сыграл «Брата-2»

Для челябинского «Трактора», который завоевал бронзовые медали чемпионата КХЛ, нынешний сезон стал особенным. И пока спортивные аналитики подбивают статистику и анализируют выступление команды, «ЮП» вспомнила самые яркие моменты прошедшего регулярного чемпионата и плей-офф.

08.03.2024 | 14:14
Светлана Ишмуратова: «Мировой биатлон без россиян неинтересен!»

Двукратная олимпийская чемпионка поделилась с «ЮП» впечатлениями от стадиона и сегодняшнего биатлона.

07.04.2010 | 10:54
Непарадные размышления, или Зачем учитель приходит в класс

«Признаюсь, меня несколько смущают и удручают большие собрания учительства: конкурсы, конференции, семинары, и не потому что аудитория эта незнакома или наоборот, знакома слишком хорошо...»

29.03.2010 | 11:27
Какой классный самый классный

Вчера были подведены итоги областного конкурса профессионального мастерства классных руководителей «Самый классный классный». Победителем была признана учительница русского языка и литературы классный руководитель миасской школы № 26 Елена Артышева.

Новости   
Спецпроекты