Непарадные размышления, или Зачем учитель приходит в класс

7 Апреля 2010 Автор: Терехина Ольга Васильевна
Непарадные размышления, или Зачем учитель приходит в класс

«Признаюсь, меня несколько смущают и удручают большие собрания учительства: конкурсы, конференции, семинары, и не потому что аудитория эта незнакома или наоборот, знакома слишком хорошо...»

«Признаюсь, меня несколько смущают и удручают большие собрания учительства: конкурсы, конференции, семинары, и не потому что аудитория эта незнакома или наоборот, знакома слишком хорошо, а потому, что несоответствие формы и содержания здесь более всего налицо. Неосознанно, в виде первичных эмоций, совсем не хочется чувствовать себя частицей этого, пусть и интеллектуального пространства, потому что оно, как правило, в серой, темной, грустной гамме. И речь совсем не о деловом стиле одежды…»

Такими необычными словами начала свои размышления о роли и месте учителя в современной школе доктор педагогических наук, профессор кафедры общественных наук Челябинского института повышения квалификации работников образования, заместитель директора по научно-методической работе лицея № 11 Елена КИПРИЯНОВА.

Яркая кофточка для педагога

— По-моему мнению, нынешний учитель — фигура неоднозначная. Наблюдая за текучестью жизни, отмечаю как тенденцию внешние сигналы несовременности учителя. И не потому, что его экономическое положение не дает ему экономической же свободы, а потому что его отношение к жизни в какой-то степени несовременно. Помните, как говорил профессор Преображенский в известном романе М. Булгакова «Разруха не в клозетах, разруха — в головах».

Совершенно точно знаю, что форма способна менять и задавать содержание. С удовольствием читаю сейчас книгу Малколма Гладуэла «Озарение», нахожу научные подтверждения мыслям о первичности формы: сначала улыбнись, мышцы выстроятся в комбинацию и позитивный сигнал переместится в головной мозг, надень яркий платок и изменится твое настроение и образ мыслей.

Во всем нужна мера, конечно: и в яркости, нетипичности, индивидуальности и в серости, типичности, будничности, однообразии. Мера — понятие классическое, пришедшее к нам от Аристотеля, но очень современное. Потому что современный человек в идеале — мерный, гармоничный, целостный, его внешний вид и одежда, его образ мыслей и отношение к миру адекватны времени и самому себе. И конечно же, современный человек имеет свой уникальный, индивидуальный, неповторимый образ. Учитель не может являться исключением из этого правила.

Когда семье некогда

Сейчас говорят о том, что новую школу может создать только новый учитель. А современность начинается с отношения к себе, к людям, к миру. Человек вообще, и не только учитель, чтобы счастливо жить, в идеале должен соответствовать духу времени, понимать его, принимать объективные обстоятельства, в которых живет. Иначе трудно ощутить себя, найти свое место в этом мире, во времени и пространстве.

Школа была, есть и будет традиционным, достаточно консервативным, основным институтом социализации молодого поколения. Социализация — это усвоение человеком социальных норм и овладение социальными ролями. Хотя, если разобраться, то этим в большей степени должна заниматься семья. Но у нас исторически сложилось так, что вышедшая из советской действительности семья оказалась не готовой выполнять эту функцию эффективно, поскольку несколько десятилетий она выполняла общественный долг, и времени на воспитание детей практически не было, ведь и отец и мать — это прежде всего работники на производстве. Время шло, семья утрачивала свою основную функцию и навыки воспитания, и современная семья в среднем все также тратит на воспитание ребенка шесть минут в день. Грустно, но школа брала и вынуждена брать на себя ответственность за воспитание и социализацию молодого поколения, поскольку семья делает это сегодня и недостаточно эффективно, и непрофессионально.

Представляете, каким современным, продвинутым должен быть учитель, чтобы вводить молодых людей в динамичную, гибкую, сверхскоростную, с лавинообразными потоками информации жизнь? Как надо эффективно обыгрывать с ними новые социальные роли нового времени! Стоит еще вспомнить, что сейчас средний возраст работников системы образования — 50 лет. У нас замечательные учителя, но, как бы там ни было, в основном они имеют иной социальный опыт, у них другие ценностные ориентации, иное мироощущение. Кроме того, они обременены своим социально-экономическим положением, живут с мыслью, что их способности эксплуатируются, а их труд оценивается неадекватно, поэтому и базовое мироощущение учительства — пессимизм, неверие в социальную справедливость.

К тому же далеко не все учителя владеют информационными технологиями, многие отстают от детей в знании иностранного языка. Информация, которую получают сейчас дети из разных источников, широка и многообразна, а учитель, к сожалению, придает глобальное значение стандартному содержанию образования. Как вы думаете, этого достаточно?

Образование как образ

Недавно в Челябинск приезжала известный ученый из Нижнего Новгорода, доктор педагогических наук, профессор, директор Международного инновационного центра «Саморазвитие человека» Кима Яковлевна Вазина.

«Скажите, с какой целью вы приходите на урок?» — такой вопрос задавала Кима Яковлевна учителям на индивидуальных тренингах. Удивительно, но этот простой вопрос ставил их в тупик. Причем мы говорим сейчас об учителях талантливых, высокопрофессиональных. И, как вы думаете, что они в основном отвечают?!

«Мы приходим в класс, чтобы дать детям знания, умения, навыки, компетенции».
Вот здесь, в этих ответах, как в зеркале, отражается наша фундаментальная школа, что тоже хорошо! Поверьте, я с огромным уважением отношусь к традициям советской школы. Советская и российская школа действительно ориентирована на фундаментальные знания, и долгое время мы занимали лидирующие позиции в мире по подготовке победителей международных олимпиад по физике и математике. Этот уникальный мировой опыт заслуживает только положительной оценки. Сегодня лучших математиков и физиков готовят в Китае и на Тайване, потому что они заимствовали традиции советской школы.

В США, например, цель основной и средней школы — не знания, а социализация, адаптация детей к жизни. На знания, как основную цель, рассчитаны колледжи и система высшего образования. Школа же более всего воспитывает качества любви к ближнему и ответственности за него. Интересно, что часы на воспитательную работу заложены в учебном плане американской школы. В нашем учебном плане перегруз предметными дисциплинами и мы все время не успеваем. Все время торопимся, спешим, нам бы как-то успеть «втолкнуть» в ученика все больше и больше знаний, ведь информация по биологии удваивается, например, в течение полутора лет. И конечно, не успевает отразиться в школьных учебниках, но учитель должен быть компетентен как минимум.

Вообще хочется подчеркнуть, что лавинообразные потоки новой информации, новых знаний создают в современной школе массу рисков. Истинные задачи школы стираются этими информационными потоками.

Надо признать, что в государственных образовательных стандартах основной задачей современной российской школы признается социализация личности ребенка. Написать-то мы написали, а вот с помощью каких механизмов мы будем этого достигать? Когда мы напишем новые учебники, когда мы создадим новые учебные планы, когда наконец мы оснастим школу материально-техническими ресурсами, сделаем ее светлой и красивой, чтобы потом только спрашивать с нее качество и эффективность? Неужели главное, ради чего учитель приходит в класс, — это как можно больше знаний, информации в голове ученика? Чтобы он потом репродуктивно воспроизвел ее, написав ЕГЭ?! Хорошо ли, плохо ли, но написав, и главное не на два.

Получается, что несовременное государство уполномочивает несовременного учителя учить несовременных детей.

Итак, учитель, здесь и сейчас, зачем ты приходишь на урок? Какова твоя главная цель?

А если посмотреть на само слово «образование»? Какой корень у этого слова? Образованный человек — это человек, имеющий свой, уникальный, неповторимый ОБРАЗ. Эта мысль Кимы Яковлевны Вазиной очень актуальна. Воспитать ОБРАЗованного ребенка может только ОБРАЗованный педагог, уникальный и неповторимый, творящий образ себя самого, образы пространства вокруг себя и помогающий найти себя, выстроить свой жизненный сценарий своему воспитаннику.

Поэтому, мне кажется, хорошо бы всем нам, учителям, вспомнить Гете и заняться нашим делом — «созданием человека», но начать надо с себя. Сотворить себя яркими красками: учитель — непременно в ярком — это актуально. Способность к творчеству, сотворчеству, творению образа, генерированию нового — главная характеристика человека ХХI века. Открывая дверь в свой класс, учитель, живи настоящим, опирайся на прошлое, но смотри только в будущее!

ОЛЬГА ТЕРЕХИНА,
terol@bk.ru

Поделиться

17.04.2024 | 14:29
Как «Трактор» обрел памятник, кормил собак и сыграл «Брата-2»

Для челябинского «Трактора», который завоевал бронзовые медали чемпионата КХЛ, нынешний сезон стал особенным. И пока спортивные аналитики подбивают статистику и анализируют выступление команды, «ЮП» вспомнила самые яркие моменты прошедшего регулярного чемпионата и плей-офф.

08.03.2024 | 14:14
Светлана Ишмуратова: «Мировой биатлон без россиян неинтересен!»

Двукратная олимпийская чемпионка поделилась с «ЮП» впечатлениями от стадиона и сегодняшнего биатлона.

29.03.2010 | 11:27
Какой классный самый классный

Вчера были подведены итоги областного конкурса профессионального мастерства классных руководителей «Самый классный классный». Победителем была признана учительница русского языка и литературы классный руководитель миасской школы № 26 Елена Артышева.

19.03.2010 | 10:23
Праздник здоровья и красоты

Первая половина марта на Урале оказалась невероятно богатой на спортивные мероприятия, связанные с аэробикой. Их было так много и они были такими яркими, что превратились в одно феерическое детство.

Новости   
Спецпроекты