Момент свободного полета, или Записки директора

7 Декабря 2009 Автор: Терехина Ольга Васильевна

Будущий 2010 год объявлен Годом учителя

Будущий 2010 год объявлен Годом учителя. Конечно, наша газета будет писать об успехах и проблемах огромной и разноплановой системы образования нашей области. Но, кроме этого, нам хотелось бы рассказать о внутреннем мире человека, получившего право носить высокий статус Учителя, о его заботах, сомнениях, радостях и горестях.

Сомнения разрушают


Признаюсь честно, только совсем недавно, спустя несколько лет после моего вхождения в должность директора, я почувствовала, что имею право говорить: «Моя школа!» Да, было непросто. Но разве лучше было бы сидеть на месте, обрастая тиной?! Конечно, так тепло и уютно в своем болоте, но нельзя всю жизнь прожить там, надо простирать свой взор к полноводной реке.


Жалею ли я о том, что приняла предложение стать директором? Обычно я дисциплинирую себя одной мудрой фразой: «Сомнения разрушают». Безусловно, сомнения, раздумья должны быть, но на этапе принятия решения. Когда выбор сделан, надо идти вперед, а не топтаться на месте или тем более поворачивать назад или делать шаги в сторону.


С точки зрения обывателя работа директора школы привлекательна и незамысловата: выступила на линейке 1 сентября, олимпиады, конкурсы, фестивали. Потом отпраздновала послед-ний звонок, выпускной провела! Для меня работа условно делится на две части: содержание образовательного процесса и создание условий для жизни школы. Иногда говорят, что директор школы — это завхоз.

Нет, он — не завхоз, он — кладоискатель. У завхоза работа достаточно конкретна. А директор иногда, как Иванушка из русской сказки: пойди туда — не знаю куда, возьми то, не знаю что. И когда что-то получается, хочется услышать слова одобрения. А люди порой считают, что так и должно быть.

Не спорю, делать школу лучше — наша работа. Пережив ряд разочарований, поняла: мнение окружающих важно, но самый беспощадный цензор для себя — я сама.

Школа — это праздник?


Я всегда хотела быть педагогом, поэтому, когда пришло время выбирать профессию, другие варианты мною даже не рассматривались. Возможно, это одна из особенностей человеческой памяти — вспоминается только хорошее. Но, так или иначе, свои школьные годы сейчас я могу назвать одним словом — праздник. В то время еще не было такого понятия, как «тусовка», но школа была для нас не только местом, где мы учились.

Мы были не просто одноклассниками, а сообществом друзей, которые не расставались даже на каникулах.


Трудно сравнивать современную школу с моими воспоминаниями пятнадцатилетней давности. Сейчас я четко разделяю для себя: тогда я жила в созданных для меня условиях, теперь моя задача — создавать их для других. Поэтому хотелось бы в своей работе достичь уровня профессионализма моих Учителей.


Вот и моя Машенька стала первоклассницей. Она учится в 37-й школе. Моя дочка — представительница уже четвертого поколения нашей семьи, связанного с этой школой. Здесь преподавала моя бабушка, мама и тетя окончили 37-ю школу, вслед за ними я и сестра получили здесь образование, и вот теперь очередь дошла до Маши.


Меня часто спрашивают, почему я не взяла ее в школу, где работаю сейчас директором. Маши еще не было на свете, но я уже знала, что мы не будем с ней «обитать» в одной школе. Учитель и его ребенок в одной школе — это груз ответственности для ребенка и ахиллесова пята педагога. Я вижу подтверждение этой мысли на практике.

В этом году нашу школу окончили несколько детей педагогов, и я искренне поздравила учителей с этим событием, с наступлением новой эры в их педагогической жизни. Теперь у этих педагогов-мам начался момент свободного полета. Например, я никогда не смогу относиться к своей дочери, как педагог, я всегда буду чувствовать себя матерью. Это выше профессии.

Почему я «ехидна»


Позволила себе приходить в школу поздно — в 8:30. Решила, что мне необходимо самой провожать дочку в школу, тем более сейчас, когда она только-только начала свой школьный путь. Из-за моей вечной занятости Маша больше времени проводит с бабушкой и дедушкой, а не с мамой. Моя близкая подруга порой говорит мне фразу из старого фильма: «Лена, ты — не мать, ты — ехидна».


С горечью должна признать, что она права. Вот, например, грустная история с отчетными концертами Маши в музыкальной школе. Как только подходит время очередного концерта, и дочка ждет меня, чтобы показать, чему она научилась, у меня в школе самым роковым образом случаются форсмажорные обстоятельства.

Однажды, в 6 часов вечера в школе прорвало трубу, и я не могла уйти на концерт, пока не устранили последствия этой аварии. В другой раз время концерта совпало с очень серьезной беседой с родителями ученика. Встретиться с ними надо было именно в этот момент, никак не позже, поскольку ситуация с ребенком была очень тревожная, не терпящая промедления.

Потом мой очередной поход на концерт дочки срывает вызов «скорой»: одному из наших педагогов стало плохо. Не могла же я уйти из школы в такой момент!


Удача, что мне самой удалось отвести Машу 1 сентября в первый класс. Но и на линейке в своей школе я обязана была быть, тем более что к нам приезжал заместитель губернатора Челябинской области Валентин Буравлев (в нашей школе работает музей милицей-ской славы). Признаюсь, что я использовала служебное положение и получила разрешение развести по времени торжественные линейки в своей школе и в Машиной.

Мне удалось побыть со своим родным ребенком только 15 минут, а потом… первосентябрьский праздник в своей школе.


Я вижу, как мой ребенок взрослеет. Мне очень страшно потерять свою нишу в ее жизни, и я сделаю все, чтобы этого не случилось. Но я не могу не работать, даже с экономической точки зрения у меня нет такой возможности. Впрочем, наверное, это только отговорка. Надо честно признаться себе, что мне просто нравится моя работа. Очень надеюсь на Машино понимание и чуткость.

Ваш ребенок — самый лучший!


Как воспитать достойного человека? Я посоветовала бы родителям больше любить своих детей. Ваш ребенок для вас — это центр вселенной. Он — самый лучший, самый успешный. (Конечно же, в рамках разумного.) Жизнь и без того успеет указать вашему ребенку на его недостатки. Будьте для него светлым и радостным оплотом.

Культивируйте у него состояние успеха, он должен прочувствовать его, запомнить и стремиться испытывать его вновь и вновь.


Я не понимаю смысл «вызова на ковер к директору». Мы можем вместе с учеником, с родителями обсудить ситуацию. Ведь главное — не найти способ наказания, а выяснить причину произошедшего. Кстати, о наказании. Иногда в интересах ребенка лучше вообще оставить информацию в связке ученик — учитель.

Бывали случаи, когда после возвращения из школы родители оскорбляли, унижали, а иногда и просто избивали своих детей.


В своей диссертации я пыталась разобраться, что мы, педагоги, должны сделать, чтобы каждый ребенок попал в ситуацию успеха. Я выбрала такую тему, потому что убеждена: все должно свершаться ради конкретного результата. Не хочу, чтобы моя диссертация пылилась на полке, пусть даже в очень красивом переплете.


Мы использовали методики, которые помогли реальным детям нашей школы в конкретных ситуациях, а не «где-то, кому-то, когда-то». Надеюсь, что жизнь этих ребят стала чуть проще, они стали увереннее, почувствовали до этого неведомый им вкус — вкус победы. Они состоялись как люди. Ради этого стоит работать.

Надо знать правила игры


Говорят, что молодым трудно работать в школе. Давайте будем реалистами и признаемся честно: а когда молодым специалистам любой профессии было комфортно и уютно на первом рабочем месте?! Скорее всего это нормально. Ведь даже опытные работники, переходя на новое место работы, переживают стресс. А тут вообще все с нуля! Начало всегда сложно и некомфортно.


Я не считаю, что жизнь учителя именно сейчас непомерно тяжела и абсолютно беспросветна в материальном смысле. Ведь тот, кто поступает в пединститут, должен понимать: куда он идет, какую профессию выбирает. При этом очень четко понимать, на какую зарплату может рассчитывать.

Одним словом, правила игры известны на старте. И пусть эти условия не всегда конкурентны с модными направлениями, каждый вправе делать свой выбор… Для меня важно то, что государство делает для педагогов многое: осуществляет доплату молодым специалистам, введено вознаграждение за классное руководство, пусть в небольшом количестве, но выделяется жилье.

Качественно работай, реализуй потенциал — и уже через год работы можно претендовать на повышение категории. Творите, дерзайте и становитесь обладателями нешуточного гранта: президентского или губернаторского. Да, нам хотелось бы большего. Но считать, что нам не уделяют внимания и ничего не делается для поднятия престижа профессии, создания условий жизни учительства — лицемерие.

Так распорядилась судьба, что живем мы здесь и сейчас. Хорошо это или плохо?


Три года в нашей школе не было ни одного молодого специалиста. А нынче пришли сразу трое. И еще этот год оказался у нас особенным, потому что мы набрали пять (!) классов первоклашек — почти 140 человек! Значит, будем жить и работать!


P.S. Газета продолжит публикацию материалов о южноуральском учительстве.

Поделиться

17.04.2024 | 14:29
Как «Трактор» обрел памятник, кормил собак и сыграл «Брата-2»

Для челябинского «Трактора», который завоевал бронзовые медали чемпионата КХЛ, нынешний сезон стал особенным. И пока спортивные аналитики подбивают статистику и анализируют выступление команды, «ЮП» вспомнила самые яркие моменты прошедшего регулярного чемпионата и плей-офф.

08.03.2024 | 14:14
Светлана Ишмуратова: «Мировой биатлон без россиян неинтересен!»

Двукратная олимпийская чемпионка поделилась с «ЮП» впечатлениями от стадиона и сегодняшнего биатлона.

07.04.2010 | 10:54
Непарадные размышления, или Зачем учитель приходит в класс

«Признаюсь, меня несколько смущают и удручают большие собрания учительства: конкурсы, конференции, семинары, и не потому что аудитория эта незнакома или наоборот, знакома слишком хорошо...»

29.03.2010 | 11:27
Какой классный самый классный

Вчера были подведены итоги областного конкурса профессионального мастерства классных руководителей «Самый классный классный». Победителем была признана учительница русского языка и литературы классный руководитель миасской школы № 26 Елена Артышева.

Новости   
Спецпроекты