Обучение в вузах по-новому
Переход высшей школы на государственные образовательные стандарты третьего поколения обсудили вчера на круглом столе, участниками которого стали представители ведущих вузов нашего региона, главного управления по труду и занятости населения Челябинской области и регионального министерства образования.
Переход высшей школы на государственные образовательные стандарты третьего поколения обсудили вчера на круглом столе, участниками которого стали представители ведущих вузов нашего региона, главного управления по труду и занятости населения Челябинской области и регионального министерства образования.
Министерство образования РФ предложило новые образовательные стандарты для вузов, введение которых запланировано уже в 2011 году. Двухуровневая Болонская модель (бакалавриат и магистратура) теперь вводится во всех высших учебных заведениях страны. Также предполагается сокращение академических часов, постепенный уход от обучения на очной форме в течение пяти лет (по итогам которого выдается диплом специалиста). Акцент в образовательном процессе планируется сделать на развитии личных качеств каждого студента.
— Новые стандарты образования в вузах отличаются прежде сего тем, что идет постепенный уход от академических знаний, так называемых «ЗУНов» (ранее действующая модель «знания-умения-навыки» в стандартах образованиях второго поколения). Идет переход к образовательным компетенциям, развитию личных качеств обучающихся, — говорит начальник отдела вузов и науки регионального министерства образования Анна Лымарь.
Новые стандарты направлены на подготовку в вузах компетентных специалистов с развитыми личными качествами, умеющих легко адаптироваться в современной экономической ситуации, удовлетворяющих потребностям рынка труда. В новых образовательных стандартах четко прописан перечень направлений специализаций, он сокращен на 145 пунктов. Кроме того, недельное число академических часов обучения уменьшилось в процессе преобразований с 54 до 45.
— Новые стандарты разработаны на основе профессиональных стандартов обучения, которые ранее предлагали сами работодатели. Вот эта смычка интересов работодателей и политики образовательных учреждений — основа нововведений, — считает Анна Лымарь.
Кроме того, сами вузы имеют возможность проявить инициативу и скорректировать образовательный процесс в зависимости от чаяний работодателей.
— В настоящее время понятия работодателей очень размыты в плане того, какие кадры им нужны. Структура спроса и предложения на рынке труда весьма разрозненна. Работодатель не знает, кого он захочет получить на рабочее место не только через четыре года, но даже через год, — говорит заместитель начальника главного управления по труду и занятости населения Челябинской области Вера Трофимова.
На рынке труда Южного Урала сегодня на одну вакансию юриста претендуют 33 человека, на вакансию экономиста — 32 человека. При этом только двадцать процентов областного банка вакансий составляют предложения от работодателей, где требуется высшее образование. Восемьдесят процентов вакансий — это рабочие специальности, которые в настоящее время наиболее востребованы работодателями.
При этом численность выпускников вузов нашего региона с каждым годом уменьшается, причина — «демографическая яма», спад рождаемости в девяностые годы прошлого века. Если в 2009 году на региональную биржу труда с просьбами в трудоустройстве обратились десять тысяч выпускников вузов, то в прошлом году уже только восемь тысяч.
— Ежемесячно в главном управлении по труду и занятости населения Челябинской области формируется рейтинг востребованных профессий на региональном рынке труда. К сожалению, в большинстве случаев выбор профессий выпускниками школ во многом зависит от пожеланий их родителей, что не является верным, — говорит Вера Трофимова. — Есть проблема в отсутствии четкого и детального прогноза от работодателей нашего региона, его координации с образовательными программами высшей школы.
Другое требование, которое диктуют новые стандарты образования в вузах, — подготовка бакалавров либо магистров высшей школой, минуя звено специалитета.
— В ЮУрГУ подготовка бакалавров и магистров по стандартам второго поколения ведется уже пятнадцать лет, причем в числе лидеров в этом процессе технические факультеты, — говорит ответственный секретарь приемной комиссии ЮУрГУ Александр Губарев. — Бакалавриат подразумевает солидную подготовку по естественно-научному циклу, общепрофессиональному циклу, которая ведется на протяжении четырех лет. Если предприятию нужен узкий специалист, обладающий весьма конкретными навыками, то здесь соискателю на должность целесообразно обучиться в течение двух лет в магистратуре. Магистерские программы разрабатываются индивидуально, под каждого конкретного студента, что очень удобно.
В перечне направлений специалитета ЮУрГУ остались на 2011 год лишь единицы, в основном это специальности, связанные с оборонной тематикой, а также клиническая психология и таможенное дело.
— В Челябинской государственной академии культуры и искусств, учитывая специфику вуза, специалитет останется при подготовке вокалистов, инструменталистов, дирижеров, актеров и режиссеров театра и ТВ. В остальном будут действовать принципы подготовки на бакалавра либо магистра, — говорит проректор по учебной работе ЧГАКИ Сергей Буцык.
После введения в вузах стандартов образования третьего поколения аттестация новых учебных направлений будет проводиться только по итогам первого выпуска. Согласно существующему законодательству, студенты не прошедших аккредитацию учебных направлений подлежат призыву в армию.
— На мой взгляд, здесь существует явная недоработка, эта ситуация обострится при переходе на новые образовательные стандарты. Ни одно направление из нововведенных в вузах не будет аккредитовано, пока не пройдет первый выпуск студентов, по итогам которого и будет проводиться аттестация, — говорит Александр Губарев. — В связи с этим есть риск призыва в армию молодых людей, обучающихся на новых специальностях, пока еще не имеющих аккредитации. Возможно, новые стандарты образования третьего поколения в вузах претерпят в дальнейшем корректировку. Так ли это — покажет время.
Поделиться