Высшая школа. В инженеризацию через открытия или «меловой период»?

23 Июня 2011 Автор: Богданова Ирина Леонидовна
Высшая школа. В инженеризацию через открытия или «меловой период»?

В России сегодня острая нехватка инженерных кадров. Разработана программа модернизации экономики. А воплощать ее некому, так как две трети выпускников инженерных специальностей по профессии не работают. Программа по повышению престижа профессии инженера предполагает, в первую очередь, увеличение числа бюджетных мест на технических специальностях при сокращении бесплатных мест в сфере гуманитарных наук.

В России сегодня острая нехватка инженерных кадров. Разработана программа модернизации экономики. А воплощать ее некому, так как две трети выпускников инженерных специальностей по профессии не работают. Программа по повышению престижа профессии инженера предполагает, в первую очередь, увеличение числа бюджетных мест на технических специальностях при сокращении бесплатных мест в сфере гуманитарных наук.

Однако если называть вещи своими именами, то абитура в инженеры не идет. Конкурс маленький, берут кого попало, на выходе получаются не очень квалифицированные работники. Насколько серьезна инженеризация в такой ситуации? В качестве собеседников по этой теме «ЮП» решила привлечь специалистов-экспертов.

На новый лад

Галину Казакову, заместителя министра образования и науки Челябинской области мы попросили разъяснить, есть ли сегодня взаимосвязь между работодателями и системой образования?

— В службе занятости запросы, в основном, на рабочие специальности, — отвечала Галина Михайловна. — У нас некому печь хлеб, засевать поля, заниматься сервисом!

Мы обращались в Высшую школу экономики. Там предлагают сделать соответствующие расчеты на уровне нашего субъекта федерации. На три года мы сможем с их помощью предвидеть, какие специалисты нужны. Хотим увидеть реальную ситуацию в каждом муниципалитете. Вузы будут готовить специалистов, которые смогли бы удовлетворить потребности всех наших сорока трех территорий.

Представители министерства образования и науки много раз обсуждали проблемы на заседаниях регионального отделения Союза промышленников и предпринимателей и объединения ПромАсс. В результате возникли определенные договоренности. В частности, разработана областная целевая программа, касающаяся профобразования. Она рассчитана до 2015 года и находится сейчас в стадии согласования.

Президент РФ и наш губернатор Михаил Юревич не раз говорили о государственном заказе специалистов. Это нечто сродни системе распределения по окончании вуза, которая существовала в советские времена. Но, естественно, она будет несколько изменена — на новый лад, с учетом современных реалий. Еще система образования нуждается в нормативно-правовом регулировании. Сегодня у нее нет рычагов по взаимодействию с работодателями. Пока все на уровне эмоций. Ко мне в Интернет-приемную поступают, например, сообщения: «Накажите вузы за то, что они готовят не тех специалистов и не в тех количествах!». Но мы пока это сделать не можем — нет полномочий.

Специфика нашего региона: металлургия, машиностроение, автодороги, строительство, сельское хозяйство. Эти направления мы привели в основу кластеров — объединений образовательных учреждений и работодателей. Сейчас договариваемся с работодателями о степени финансового участия в реализации программы, рассчитанной до 2015 года.

Вскоре мы будем участвовать в конкурсе региональных программ профобразования. До 18 июля должны предоставить заявку в Министерство образования и науки РФ на участие в этом конкурсе. Если выиграем, нам дадут возможность отработать модель по взаимодействию системы образования с работодателями (в нашем случае избрано металлургическое направление).

Далее ее смогут применять в других регионах со схожей структурой экономики. В результате будет создана работающая, эффективная образовательная система, которая реализует запросы производства.

Физика для детсадовца

Далее наше общение с экспертами пошло по методу контраста. Уж очень различались их взгляды на проблему (а истина, надо полагать, где-то посередине). Вот мнение декана физического факультета Челябинского государственного педагогического университета Светланы Бабиной. Ей был задан вопрос:

— Чтобы быть инженером, надо знать физику, математику, но на учительские профессии этих направлений устойчивый недобор. Кто же станет передавать знания ученикам, кто разовьет в них интерес к техническим профессиям?

— Скучно там, где физика, математика — только на доске, «меловые». Думаю, чтобы увлечь предметом, детям надо давать больше самостоятельности в работе, организовывать обучение через творчество, игру. Огромный потенциал имеют образовательная робототехника, научные игрушки и развлечения — такие теперь есть. Наш преподаватель, доктор педагогических наук Манана Дмитриевна Даммер разработала методику опережающего обучения физике. Учебный материал в ее трактовке изложен в очень простых выражениях. Чтобы детям текст был понятен. Много картинок (это — обязательно!). И еще ее методики рассчитаны на некое движение, на так называемый экшн. Дети не должны сидеть на уроках и молча внимать учителю. Или засыпать от скуки. Они должны двигаться, проводить опыты, экспериментировать, вести наблюдения. А другая наша выпускница, Вера Николаевна Севастьянова, уже десять лет ведет занятия по занимательной физике в подготовительной группе… детского сада. Так что все выполнимо. И инженеризация. Вполне!

Алексей Г., преподаватель Южно-Уральского государственного университета:

— Стране нужны инженеры, но вот незадача: ЕГЭ по физике сдают только восемь процентов школьников. Остальные выбирают что полегче — гуманитарные предметы. А поступают на те специальности, где на выходе можно будет неплохо зарабатывать. В компьютерщики, программисты идут. Когда эти студенты учатся только на третьем курсе, их уже «разбирают» разные фирмы. И они идут работать — переводятся на заочное. А вот в инженеры что-то никто не зовет. В промышленности пока картина неприглядная, упадок. Но современные ребята не хотят работать за идею, обрекая себя на нищенское существование. Так уж их воспитали: успешен тот, у кого деньги есть!

Светлана, учитель-методист:

— Инженеры?! Не смешите меня! Где вы видите заводы? Моя дочь ныне выпускница. Пойдет в медицинский (хотя больше нравится литература). Но там, в медицине, деньги просто появились, можно заработать. А учителям по-прежнему мало платят; бухгалтеров же, экономистов, юристов как собак нерезаных!

Не от хорошей жизни

Владимир Рушанин, ректор Челябинской государственной академии культуры и искусств:

— Я не хочу вступать с кем-то в полемику, но как обществовед могу заявить: есть общемировая тенденция, которая говорит о преимуществе гуманитарного образования сегодня. Приоритет в высокоразвитом обществе, в том числе с эффективной экономикой, отдается людям, которые будут работать с человеком: учителю, врачу, психологу. А не тем, кто будет работать, скажем, с металлом. При том, что технологии в мире растут. А высокотехнологичное производство требует все меньше инженеров, техников, рабочих. Все сейчас автоматизировано. Эти процессы мы наблюдаем.

Поверьте, не от хорошей жизни вузы бросились когда-то в гуманитаризацию. Будем откровенны: чтобы готовить гуманитария, надо гораздо меньше вложить в него. А что значит готовить технаря? Нужны лаборатории, дорогостоящее оборудование, база практик. И что значит готовить, например, психолога? Указка, книга, микрофон… Затраты гораздо меньшие.

Ирина Карташева, декан филологического факультета Челябинского государственного университета:

— Инженеризация, с одной стороны, конечно, благо. С другой… Произойдет вымывание гуманитарной составляющей из образования. Уже сейчас идет сокращение часов и преподавательских ставок на гуманитарных факультетах. По литературе — сокращение программы. Дети сейчас смотрят телевизор, читают Интернет. К книгам интереса все меньше. Мне кажется, мы совершаем ошибку. Литература это еще и воспитание чувств, формирование нравственности! Все национальные идеи «прописаны» и воплощены на страницах русской литературы. Горько порой читать сочинения ребят… Раньше в них были перлы, мы их вылавливали. Они вызывали смех. А сейчас это настолько часто встречается, что перлами уже не назовешь — обычное явление, общее место. Предчувствую: если будет, действительно, больше льгот для инженерных направлений, количество абитуриентов, поступающих на гуманитарные профессии, снизится. И вновь возникнет перекос.    

Поделиться

02.05.2024 | 11:35
Как победа «Металлурга» в Кубке Гагарина скажется на имидже Южного Урала

Южноуральская команда под руководством Андрея Разина, переиграв ярославский «Локомотив» в финальной серии, вернула Кубок Гагарина в Челябинскую область. В финальной серии до четырех побед против «Металлурга» ярославским хоккеистам не удалось выиграть ни одного матча. Серия завершилась с разгромным счетом 4:0.

28.04.2024 | 15:27
В Челябинске стартует сезон тренировок на открытом воздухе

Почти 200 тысяч горожан регулярно занимаются физкультурой.

21.07.2011 | 17:00
Стобалльники из глубинки.В Челябинской области подведены окончательные итоги ЕГЭ-2011

Всего Единый государственный экзамен сдавал 48 тысяч 901 выпускник. Из них за одиннадцатый класс (включая выпускников профессиональных училищ, вечерних школ) — 15 тысяч 201 человек.

29.06.2011 | 14:06
Приведи друга и получи скидку

На прошлой неделе стартовала приемная кампания в высшие учебные заведения...

Новости   
Спецпроекты