Глава региона Борис Дубровский обозначил вектор развития Каслинского района
Касли называют городом мастеров, своими изделиями художественного литья прославивших его на весь мир. Здесь есть и другие уникальные предприятия, в том числе по производству электроники для оборонной, аэрокосмической промышленности. Однако в последнее время у них резко снизились заказы, накопились другие серьезные проблемы.
Касли называют городом мастеров, своими изделиями художественного литья прославивших его на весь мир. Здесь есть и другие уникальные предприятия, в том числе по производству электроники для оборонной, аэрокосмической промышленности. Однако в последнее время у них резко снизились заказы, накопились другие серьезные проблемы.
Если не принять срочные меры, это может привести к сокращениям людей, снижению поступления налогов для дотационной территории. Как не допустить развала производства, «научить заводы» работать эффективно даже в условиях предкризисной ситуации? Об этом шла речь во время визита главы региона Бориса Дубровского в Каслинский район.
Чугунное чудо
Напомним, что в 1900 году, на Всемирной выставке в Париже каслинские мастера произвели фурор, представив ажурные ворота из чугуна, которые сегодня хранятся в музее Екатеринбурга, а также знаменитую скульптуру Николая Лаверецкого «Россия», ставшую символом Отечества. Когда ее хотели купить, каслинцы ответили: «Россия не продается».
К слову, в конце 90-х цех художественного литья — одно из подразделений Каслинского машзавода, оказался на грани закрытия из-за банкротства предприятия. Но каслинцы сумели его сохранить, а в 2004 году цех (после этого он получил статус завода) выкупила компания «Мечел», которая вложила немалые средства в его модернизацию.
— На нашем предприятии был освоен и выпуск производственной продукции (шестеренки, грохота для «Мечел-кокса»), которая помогла удержаться на плаву, — говорит директор завода художественного литья Владимир Киселев.— А сейчас заказов на каслинское литье в избытке — они поступают со всех концов России. Если прошлый год сработали с небольшим убытком, то в 2014-м прогнозируется прибыль в 10 миллионов рублей. Но встала другая проблема — нехватка квалифицированных кадров. Научить художественному литью непросто, на это нужны годы. Если раньше будущих мастеров-литейщиков готовили в ПТУ, то в 90-е их набор прекратили, а затем упразднили и само училище. Но сегодня эта профессия снова востребована — завод готов принять до 100 человек и даже платить за их обучение! А где их взять — старые мастера ушли, а молодую смену долгое время не готовили?
И вот наметились перемены — несколько лет назад в гуманитарно-промышленном колледже, созданном объединением каслинских ссузов, начали обучать литейщиков этого профиля, и первые 17 выпускников (ранее они здесь проходили практику) скоро придут на завод.
Космос на тормозах
В еще более сложной ситуации оказался каслинский завод по производству радиоэлектронной аппаратуры «Радий» — оборонзаказ сократился, и приходится изыскивать новые источники выживания. Это предприятие в 1941 году было эвакуировано на Урал из Харькова, немало сделало для Победы, выпуская для фронта радиостанции. В 1993 году завод был преобразован в ОАО, с контрольным пакетом акций у госконцерна «Ростехнологии» и сохранением части оборонного профиля. Но он выпускает и гражданскую продукцию — охранно-пожарную сигнализацию для МВД, МЧС, охранных структур. Кроме того, в рамках конверсии на предприятии открыли непрофильное производство пластиковых окон, деревообрабатывающий цех, полиграфический участок.
По словам гендиректора завода Александра Вихляева, несколько лет назад на предприятии совместно с Уральским федеральным университетом разработали уникальную инновационную систему радиозондирования атмосферы нового поколения «Полюс». В 2010-м выиграли конкурс Минобрнауки РФ на получение субсидий на реализацию этого высокотехнологичного производства, с использованием спутниковых навигационных систем «Глонасс» и GPS для модернизации аэрологической сети Росгидромета. В ноябре 2011 года по заданию Роскосмоса опытный образец «Полюса» успешно прошел испытания на космодроме «Байконур», а сейчас каслинцы совместно с тульским ЦКБА разрабатывают мобильный метеорологический комплекс для космических программ. Новинка хорошо зарекомендовала себя, однако в последнее время заказы на производство таких зондов приостановлены.
— Думаю, для вас имеет смысл сотрудничать с местными заводами в рамках внутриобластной кооперации,— предлагает Борис Дубровский.— Взять такие предприятия, как «Полет», «Протон», тоже выпускающие электронику для Минобороны. Возможно, придется частично переориентировать производство на востребованную продукцию.
Александр Вихляев посетовал, что сегодня у «Радия» больше связей с Екатеринбургом, чем с Челябинском: с «Полетом» уже 2 года ведутся переговоры, а дальше бумажной стадии дело не идет. А в столице УрФО уже 3 предприятия сотрудничают с каслинским заводом, для которых он изготавливает печатные платы. Глава региона заверил, что поможет договориться о кооперации и с южноуральскими предприятиями «оборонки».
Крепче гранита?
Внутрирегиональная кооперация большие возможности открывает и для расположенного на территории Каслинского района Вишневогорского ГОКа. Здесь добывают полевой шпат — ценное сырье для стекольной, керамической промышленности. Запасов месторождения по расчетам хватит на 70 лет, и на ГОК приходится 48 % российского рынка этой продукции. Из прежних 8 российских предприятий по добыче полевого шпата из-за сюрпризов рынка осталось 2 — в Вишневогорске и поселке Малышево Свердловской области. Но в этом году, при мощности 630 тысяч тонн, Вишневогорский ГОК планирует отгрузить на 110 тысяч меньше.
— Дело в том, что многие стекольные заводы России и Белоруссии, как и производители искусственного гранита, снизили объемы производства, — сетует Геннадий Коньков, директор Вишневогорского ГОКа. — У нас объем добычи упал на 23,2 процента, но мы не сокращаем людей (на ГОКе работат 867 человек), хотя среднемесячный уровень зарплаты и пришлось снизить на 13 процентов — с 24500 до 21000 рублей. С марта перешли на 4-дневную рабочую неделю.
Масла в огонь проблем ГОКа добавляют и демпинг конкурентов из Турции, заваливших рынок полевым шпатом, который хоть и хуже по качеству, но дешевле. Измельчение, магнитная сепарация, флотация нашего сырья требуют больших энергозатрат, сказываются на себестоимости. Но без модернизации, заботы об экологии нельзя — и в 2014 году на это направляется 45 млн рублей. К примеру, замена сухого магнитного сепарирования на мокрое и сушка сырья существенно сократят выбросы в атмосферу.
Правда, проблема сбыта частично решается за счет поставки сырья (около 30 %) Снежинскому заводу керамического стекла, который входит в один холдинг с ГОКом. Вишневогорцы заботятся и об экономии: в 1-м квартале этого года на 23 % снизили расходы на электроэнергию, а потребление газа — на 14 %. Полевой шпат отправляют в Нижний Тагил, Магнитогорск, на Южноуральский керамический завод. Но этого недостаточно, и в холдинге планируют построить в Златоусте предприятие, сырье для которого будет поставлять Вишневогорский ГОК.
— Сотрудничество с местными предприятиями, внутрирегиональную кооперацию нужно развивать, — подытоживает Борис Дубровский.— По расчетам это позволит, как и предусмотрено Стратегией развития области, к 2020 году вдвое увеличить валовой региональный продукт. И каждая территория должна вносить свой вклад в общее дело. Для этого нужны свежие, креативные идеи, неординарные, творческие подходы. Перед нами стоит задача дотационную область превратить в регион опережающего развития, и я уверен, она южноуральцам вполне по силам.
Читайте также:
Развитие новых предприятий на старых площадках поможет значительно улучшить производство
Поделиться