Сбить давление. Челябинский бизнес перестанут «кошмарить», надо только подождать
Эффект от реформирования контрольно-надзорных органов (КНД) бизнес должен почувствовать через год-два.
- В Челябинской области не ослабевает давление на бизнес со стороны контрольно-надзорных органов
- Челябинская область лидирует по внедрению дорожной карты реформы КНД
Мероприятие, на котором выступил с докладом Савва Шипов, было заявлено как круглый стол по вопросам улучшения инвестиционного климата и проходило в МФЦ «Территория бизнеса». Заседание, однако, было посвящено более узкой тематике — снижению административной нагрузки на бизнес в контексте реформы КНД, которая проводится в России с 2016 года.
Снижение ущерба
«Нам, к сожалению, нечем похвастаться», — призналась начальник управления государственной службы правительства Челябинской области Татьяна Язовских, отвечая на вопрос об ощущениях эффекта от работы по «разгрузке» предпринимателей. По ее словам, в 2017 году количество плановых проверок бизнеса в регионе составило 543, внеплановых — более 6 тысяч. Это много: в соответствии с поручением президента количество внеплановых проверок не должно превышать 30 % от плана, тогда как на Южном Урале эта цифра составила 92 %. О том, что количество внеплановых проверок постоянно растет, заявлял на недавнем XII съезде лидеров «Опоры России» и бизнес-омбудсмен Александр Гончаров.
Однако это не следует расценивать как показатель неудачной реализации реформы КНД. Как утверждают чиновники, о конкретных результатах говорить еще рано, ведь это поэтапная работа, при этом некоторые принципы меняются, подходы пересматриваются. «Мы еще в процессе», — заметил вице-губернатор Челябинской области Руслан Гаттаров, когда предприниматели стали жаловаться на рост количества внеплановых проверок.
Одним из примеров гибкости работы по реформированию можно считать переход к оценке эффективности КНД по критериям снижения ущерба. «Мы уходим от системы, при которой главным показателем хорошей работы контролера является количество проведенных проверок и наложенных штрафов. Теперь основным показателем результативности и эффективности станет снижение ущерба и вреда жизни и здоровью людей. Чем меньше людей гибнет при пожарах, тем эффективнее работает система контроля. Чем меньше выбросов, тем лучше работает экологический контроль», — пояснил Савва Шипов. При этом Челябинская область не просто следует федеральным трендам, но и является одним из лидеров в УрФО по внедрению таких показателей, добавил замминистра.
«В рамках целевой модели регион сделал все, чтобы заложить основу перехода к проверкам именно по критериям причиненного вреда, изменить саму систему, — подтверждает Руслан Гаттаров. — Если потенциальная угроза жизни и здоровью людей минимальна, зачем такой бизнес проверять? Если проверки есть и при этом есть проблемы, то где эффективность?»
Руслан Гаттаров считает важным двигаться сразу по нескольким направлениям: это и уход от «палочной» системы оценки эффективности КНД, и передача надзорных полномочий с федерального уровня на региональный, а также «взросление» самого бизнеса, который должен понимать, что жалобы в КНД на конкурента имеют эффект бумеранга.
Кровью и потом
По словам Саввы Шипова, в настоящий момент сформирован единый реестр проверок и введены надзорные каникулы для малого бизнеса, освобождающие от плановых проверок на трехлетний срок. При этом, как заметил чиновник, мораторий может быть продлен, но только в том случае, если контрольно-надзорные органы не перейдут на риск-ориентированный подход. Этот принцип подразумевает распределение всех подконтрольных объектов на категории с высокими, средними и низкими рисками. Частота плановых проверок будет регулироваться в зависимости от того, к какой категории риска отнесен объект. Если высокий риск, то плановые проверки проводятся раз в год, средний — не чаще трех раз, низкий — проверки не проводятся.
Савва Шипов называет «прорывом» тот факт, что в 2017 году риск-ориентированный подход начал применяться для 28 видов госконтроля, причем массово. «Это стоило нам много крови и пота, потому что было и сопротивление, были попытки загнать все объекты в высокий риск и сделать непрозрачными критерии разделения, — говорит он. — Однако уже сегодня к низкой категории риска отнесено 1 млн 244 тысячи объектов, что означает их полное освобождение от плановых проверок. На наш взгляд, это тот результат, который позволяет говорить о неприменении моратория. В целом же за последние семь лет число проверок снизилось с 2,7 до 1,4 млн к 2017 году».
Поскольку КНД активизировались по внеплановым проверкам, следующим шагом (он прописан в проекте как вторая степень зрелости КНД) станет введение риск-ориентированного подхода и в этом сегменте, добавляет Савва Шипов. Это должно произойти в следующем году. Именно 2018 год, по его словам, будет ключевым в решении проблемы внеплановых проверок, соответственно, и положительный эффект реформирования системы станет более очевидным для бизнес-сообщества. «Мы должны понимать, что реальный эффект от работы, которая сейчас делается, бизнес почувствует через год, а то и два, — говорит он. — Предприниматели даже не поверят, когда это произойдет, подумают, что это случайность. Поверят только после того, как пройдет время и они поймут, что это системное явление. К сожалению, любая реформа подобного масштаба работает именно так».
Напомним, программа по реформированию системы КНД должна быть реализована к 2025 году.
Паспорт приоритетного проекта реформирования КНД в Челябинской области на 2017-2019 годы был утвержден в августе 2017 года. В проекте участвует 17 региональных органов исполнительной власти, осуществляющих 27 контрольных полномочий. На реализацию проекта в 2018-2019 годах из регионального бюджета будет направлено 5,7 млн рублей.
Поделиться