Их дело малое. Кому и зачем в Челябинске нужна мелкая торговля?

13 Апреля 2018 Автор: Елена Подольская Фото: Вячеслав Шишкоедов
Их дело малое. Кому и зачем в Челябинске нужна мелкая торговля?

Власти Челябинска определились с количеством и обликом киосков и павильонов в городе на ближайшие несколько лет. Муниципалитет подготовил свежую схему размещения нестационарных торговых объектов. Скоро документ представят общественности и организуют торги.

Раздражают времянки

Ющенко-Николай-главный-архитектор-Челябинска.jpgНовых участков на городской карте мелкой розницы нет. По словам главного архитектора Челябинска Николая Ющенко, в городе и без этого избыток малой торговли: на 42 % больше, чем нужно по норме на душу населения.

— Кроме этого, раздражает разноформатность киосков. Нет стилевого единства, — добавляет архитектор. — Это беда связана с тем, что механизм воздействия на соответствие объектов стилевым нормам как-то не был отработан. И накопилось гигантское количество самовольных времянок. Сегодня мы пришли к тому, что нужно, с одной стороны, не пополнять существующую схему размещения НТО новыми точками, а с другой — ликвидировать самострой.

С момента старта кампании по зачистке города от нелегальных ларьков (их стали убирать в прошлом году) демонтировано уже 479 объектов (но нужно учесть, что часть киосков ставят обратно). По данным городского управления торговли, на 1 марта 2018 года в Челябинске действуют 2505 нестационарных торговых объектов. Из них разрешение на торговлю имеют только 1884 киоска и павильона. По словам начальника городского управления торговли и услуг Сергея Березуева, до 2020 года в городе снесут еще 900 нелегальных ларьков.

Ларек как двигатель прогресса

Новая схема размещения НТО поможет вписать уличную торговлю в городскую среду без архитектурных потерь, уверены эксперты. Отказываться же от «мелкой лавочки» совсем или намеренно ее сокращать неразумно: киоски удобны покупателю, держат в конкурентном тонусе ретейлеров, снижают социальную напряженность, наполняют бюджет налогами и дают работу местным жителям.

Топузов-Николай-заведующий-кафедрой-«Антикризисное-управление»-Международного-факультета-ЮУрГУ.jpg— Торговля вне стационарных магазинов прежде всего покрывает потребности покупателей с низким доходом. Тех же пенсионеров. В этом, пожалуй, главный ее плюс, — считает экономист, заведующий кафедрой «Антикризисное управление» ЮУрГУ Николай Топузов. — Кроме того, именно такую торговлю можно назвать двигателем прогресса. Сейчас в мировой экономике, особенно в услугах и торговле, есть актуальная тенденция — быстро реагирующее производство, или QRM (quick response manufacturing). Вот как раз розница в малых форматах отвечает требованиям этой концепции. Уличные предприниматели хорошо знают своего потребителя, что рождает некую адресность поставок и гибкое реагирование на параметры спроса. В том числе и поэтому ларьки становятся отличным сбытовым каналом для фермерских производств.

Даже розничному ретейлу мелкая торговля, уверен эксперт, может быть полезной. По структуре спроса в мелких лавочках сетевики могут понять, куда в том или ином сегменте им двигаться дальше. Наибольший же эффект малая торговля приносит кошельку покупателя и казне.

Не мусор, а «доноры»

Плещева-Ирина-координатор-«Коалиции-владельцев-малых-торговых-форматов-и киоскеров»-по-Челябинской-области.jpg— Не меньше 200 тысяч рублей в год добывает для государства даже самый маленький ларек в Челябинске, — утверждает Ирина Плещева, региональный координатор Ассоциации киоскеров России. — Хотя бы поэтому уличную торговую сеть нужно развивать, а не загонять в угол желанием почистить город перед саммитами 2020 года, считает она.

— Сегодня предприниматели, у которых есть нестационарные объекты, платят ЕНВД. Это примерно 15-20 тысяч рублей с каждого торгового места ежеквартально, то есть примерно 60-80 тысяч рублей в год. И это не считая налогов за работающих у них продавцов, оформленных официально, и отчислений в Пенсионный фонд, ФОМС и так далее — около 30 тысяч рублей, — поясняет наш собеседник. — По нашим оценкам, в среднем каждая торговая точка дает 150 тысяч рублей в год налогов без учета земельного. Плюс еще примерно 50-70 тысяч рублей в год предприниматели платят за аренду земельного участка.

Бюджет рискует недосчитаться своих «доноров», если на малую розницу начнутся гонения. Закрыть киоскеров в стрит-ретейл (магазины на первых этажах оживленных пешеходных улиц) вряд ли получится. Этот формат, хоть и безболезненно врастает в городское пространство, но требует от предпринимателя совершенно иных вложений. К тому же в Челябинске совсем немного зданий, технически способных приютить продовольственный стрит-ретейл.

— Незаконные ларьки, конечно же, нужно сносить. В этом я полностью согласна с властями, как, впрочем, и с тем, что торговые объекты не должны уродовать город. Но намеренно избавляться от мелких лавочек как от архитектурного мусора в корне неверно, — добавляет Ирина Плещева. — На рынке должны существовать все возможные законные формы торговли, в том числе и мелкие объекты. Это, кстати, прописано в «Стратегии развития до 2035 года».

Спасти розницу

Кроме всего прочего, мелкая торговля влияет и на общий оборот в рознице. По данным Минпромторга, за последние два года розничный оборот в России сократился на 15 %. Ситуация по рознице в Челябинской области, если судить по данным Челябинскстата, повторяет тренд лишь отчасти. В феврале оборот розничной торговли в регионе был 40 077,2 миллиона рублей, что в сопоставимых ценах составляет 111,6 % к февралю 2017-го. Если смотреть по годовым цифрам, то в 2017 году прибавка 11 % в среднем по области. Но данные действительно «средние по больнице». Итоги по обороту даны с приличным разбегом — от падения на 70 % в Чебаркуле и 33 % — в Троицком районе до скачка на 43 % в Октябрьском районе и 21 % — в Кыштыме. В Челябинске — прибавка 12 %. Однако в 2016 году оборот розницы в регионе снизился на 9,5 %, в 2015-м — на 17 %. Причем по 2016 году статистика демонстрирует рост розничного оборота в доле среднего предпринимательства на 40 %. Скорее всего, это связано с приходом в область крупных продуктовых ретейлеров и развитием сетевой розницы местных производителей, но никак не с успехами уличных продавцов.

Спасти розничные продажи от дальнейшего падения российские власти пытаются с помощью поправок в закон о торговле. Так, Минпромторг предложил заключать договоры на размещение нестационарного торгового объекта на 7 лет, а также отделить мобильную торговлю (автолавки, автомагазины) от НТО, что сильно упростит жизнь их владельцам.

Законопроект пока не принят. Главным образом, из-за юридических придирок московской администрации. По данным «Коммерсанта», столичные власти сочли незаконным пункт о предоставлении киоскеру нового сопоставимого места, если земля под объектом понадобится для госнужд.

Пока федералы обсуждают закон для розницы, челябинские киоскеры уже сумели выбить себе некоторые преференции на местном уровне. Владельцам торговых точек в Челябинске разрешили продлевать разрешение на размещение НТО без проведения торгов. Кроме того, на днях челябинские депутаты увеличили срок аренды земли под торгово-остановочными комплексами с 4 лет 11 месяцев до 7 лет. Но все эти бонусы касаются только честных продавцов, которые исправно платят налоги. Для всех остальных в Челябинске продолжится «ночь длинных ковшей».

Комментарий

Ющенко-Николай-главный-архитектор-Челябинска.jpgНиколай Ющенко, главный архитектор Челябинска:

«С этого года размещаем только торгово-остановочные комплексы, выполненные в едином архитектурном решении. В них одну половину занимает коммерческий объект — магазин или кафе, а другую — навес. В торгово-остановочных комплексах на гостевых маршрутах, их в городе 27, — повышенные требования к стилистике, материалам. Предусмотрены даже скрытые урны, информационные табло. К комплексам для размещения на остальной территории Челябинска требования попроще. Проекты проработали детально — от цвета с названием колера и до каркаса. Поскольку Челябинск не имеет возможности самостоятельно строить киоски, а потом сдавать их в аренду, как сделано в Москве, мы перестраховались тщательной детализацией в описании проектов».

Цифры

600 000 000
рублей в год приносит государству уличная торговая сеть в Челябинске (по данным ассоциации киоскеров). Примерно три четверти этой суммы идет в городской бюджет.

50
автолавок курсирует по Челябинску в 2018 году, по данным городского управления по торговле и услугам (ларьки в машинах не регулируются как НТО).

27
гостевых маршрутов в Челябинске недосчитаются мест под торговлю. Торговые ряды на этих улицах «проредили» в новой схеме размещения НТО.

91 989
индивидуальных предпринимателей числится в Челябинской области, по данным за 2018 год. Для сравнения: в 2017-м в регионе было зарегистрировано 88 723 ИП.

Поделиться

Вчера | 15:10
Гонки и цифры. Челябинск принял молодежный IT-форум

Челябинск в очередной раз стал площадкой проведения всероссийского IT-форума. Если год назад слет был ориентирован по большей части на взрослую аудиторию, то в этот раз мастер-классы, конкурсы и другие активности подготовили с прицелом на молодежь. Школьники и студенты быстро осваивают новые технологии, поэтому название форума «на ТЫ с IT» стало очень символичным.

17.04.2024 | 17:17
Челябинск представит креативный потенциал Урала

В областном центре пройдет окружной форум «Российская креативная неделя».

Сегодня | 18:11
В семье бойца СВО из Челябинска родились тройняшки

Дома новорожденных мальчишек ждет старшая сестра.

Сегодня | 12:03
Челябинская область отправила на СВО две передвижные стоматологии

Мобильные зубные кабинеты оборудованы на базе военных «Уралов».

Новости   
Спецпроекты