Шашечки или ехать? В Челябинске увеличивается количество такси
Знаменитая фраза «Наши люди в булочную на такси не ездят!» из фильма «Бриллиантовая рука» уже стала неактуальной для жителей южноуральского мегаполиса.
- Платите на здоровье! В Челябинской области растет рынок коммерческой медицины
- Их дело малое. Кому и зачем в Челябинске нужна мелкая торговля?
Борьба с нелегалами
Зимой нынешнего года министерство дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области подписало соглашение об информационном взаимодействии с «Яндекс.Такси». Документ позволил ограничить вхождение водителей в сервис, обязав их получать разрешение на осуществление деятельности в региональном миндортрансе. Процедура не такая и сложная: юрлицо или ИП должны подать заявление (сделать это можно через портал госуслуг), приложить копию паспорта и заверенную копию свидетельства о регистрации транспортного средства, после чего оплатить 2400 рублей и в течение месяца получить разрешение. Срок его действия — 5 лет. Глава минтранса Дмитрий Микулик заявил, что соглашение с «Яндекс.Такси» ограничит возможности нелегальных перевозчиков, сделает такси безопасным и комфортным.
«Бывали случаи, когда мы выходили с рейдами на дороги области и нам попадались перевозчики, использующие логотипы известных брендов перевозок без необходимых документов и разрешений. Мы видим статистику тяжелых ДТП с участием этих перевозчиков, поэтому заявляем о своей позиции в данном вопросе», — заявил министр после подписания документа.
Соглашение мгновенно увеличило спрос на получение разрешения. В марте и апреле нынешнего года министерством было выдано 532 таких документа. За аналогичный период прошлого года водители получили 220 разрешений. Легализации перевозок поспособствовала и активная работа инспекторов ГИБДД, которые весной нынешнего года выписали 155 протоколов с подобными нарушениями, в этот же период 2017 года составлено всего 23 протокола.
«Челябинская область очень серьезно подошла к решению вопроса информационного взаимодействия с целью устранения нелегальных перевозчиков, поэтому сегодня обсуждение и подписание прошли на высоком уровне. Вообще, подписание соглашения — наше обоюдное согласие, благодаря ему мы сможем бороться с нелегалами», — заявил Алексей Сохович-Канаровский, руководитель службы по операционному управлению бизнесом «Яндекс.Такси».
Узнать точное количество работающих в Челябинске водителей данного сервиса нам не удалось, в пресс-службе компании заявили, что не раскрывают информацию о водителях и таксопарках, сотрудничающих с «Яндекс.Такси» и Uber в каждом городе. Однако уточнили, что общее число водителей во всех странах, где работают сервисы, составляет примерно 450 тысяч человек.
Современный подход
Активность столичной компании на Южном Урале объясняется желанием занять наибольшую долю рынка индивидуальных пассажирских перевозок.
«В последние несколько лет мы видим серьезные изменения на челябинском рынке такси. В регион пришли крупные игроки — Uber и «Яндекс.Такси». Им удалось снизить привычную стоимость поездок и показать новый стиль ведения бизнеса. Клиенту больше не нужно звонить диспетчеру и ждать, когда ему найдут машину. Достаточно запустить приложение на телефоне, ввести данные поездки, получить итоговую стоимость и следить за передвижением водителя. Из этих отношений пропала диспетчерская служба, что и позволило существенно снизить ценник. Не секрет, что большинство городских такси фактически являлись именно диспетчерскими службами. Они не имели собственного автопарка и просто распределяли заказы между нанятыми водителями с личными автомобилями», — отмечает экономист Олег Соколов.
Uber и «Яндекс.Такси» смогли предложить выгодные финансовые условия водителям, зачастую из собственного бюджета компенсируя разницу. Для клиентов был сделан фильтр по автомобилям, теперь на заказы не приезжали отечественные машины, их заменили иномарки. Компании работали в убыток, но это было частью их стратегии. Вскоре начались изменения для водителей, процент их выручки стал снижаться, а доходы гигантов возросли. Следующим шагом стал отказ от жесткого критерия отбора автомобилей для работы, в угоду увеличения количества работающих такси владельцам отечественных машин разрешили войти в эти сервисы.
«Доход водителя зависит от того, какое количество времени он работает с платформой, сотрудничает с Uber или «Яндекс». Такси может быть как основным, так и дополнительным заработком. Важно и то, каким образом трудоустроен водитель. Например, если он оформлен как индивидуальный предприниматель, то его доход рассчитывается следующим образом: стоимость поездки за вычетом комиссии агрегатора, если же речь идет о работе в таксопарке, то здесь помимо комиссии агрегатора есть и комиссия партнера», — пояснили нам в «Яндекс.Такси».
«Взыскать денежные средства за причиненный вред можно со службы такси (компании), в которой работает водитель. Бывают случаи, когда водитель заключает трудовой либо гражданско-правовой договор с ИП — владельцем автомобиля, а уже ИП заключает агентский договор со службой такси. В этом случае ответственность будет нести и ИП как работодатель, и служба такси. Согласно статье 1068 ГК РФ работодатель возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых обязанностей. Работниками признаются граждане, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), а также граждане, выполняющие работу по гражданско-правовому договору», — пояснил Александр Щербинин.
Если у компании нет своего таксопарка и она, по сути, является диспетчерской службой, она все равно будет нести ответственность за вред, причиненный пассажиру в результате ДТП, уточнил адвокат. Не помогут компаниям и доводы, что у них есть агентский договор, а по документам она оказывает всего лишь информационные услуги и не отвечает за пассажиров, так как не занимается перевозками.
Так что для агрегаторов такси вопрос безопасности пассажиров — это дополнительная статья финансовых расходов. В пресс-службе «Яндекс.Такси» нам рассказали, что в декабре 2017 года компания запустила программу дополнительного страхования каждого пассажира и водителя на время поездки. В случае ДТП сумма выплаты составит до 2 млн рублей.
«На тот период в Челябинске и так было достаточно служб такси, и нам удавалось зарабатывать, но их приход серьезно снизил цены. Сложно было тягаться с такими возможностями, ведь мы не могли компенсировать затраты на топливо. В нашей компании было несколько собственных машин, остальные привлекали договорами с водителями. Выжили за счет постоянных клиентов и контрактов с предприятиями. Сейчас рынок вновь восстановил баланс, — рассказал представитель городской службы такси, попросивший не называть его имени и фамилии.
На сегодняшний день в Челябинске работают 80 служб такси (данные 2Gis. — Прим. ред.), из которых многие оказывают услуги бизнес-класса, предоставляют детские кресла и готовы развозить на мини-вэнах. Средняя поездка по району в Челябинске составляет 100 рублей, по городу — от 150 рублей, до аэропорта Баландино — 400-600 рублей. Корреспондент «Южноуральской панорамы» пообщался с водителями такси и выяснил, что они получают около 70-80 % от этой суммы, если ездят на собственных автомобилях. Остальное идет диспетчерским службам.
…Бородатый анекдот про «Мадам, вам шашечки или ехать?» рассказывать не буду. Но сейчас пассажиры голосуют не только за «ехать», но чтобы были и шашечки, а также безопасно и недорого.
Поделиться