Эксперты «Сигарного клуба»: Челябинску не хватает бизнес-патриотизма

1 Июня 2018 Автор: Станислав Смирнов Фото: Людмила Потапова
Эксперты «Сигарного клуба»: Челябинску не хватает бизнес-патриотизма

Эксперты сигарного клуба поспорили о том, почему Челябинская область не вошла в список лидеров рейтинга инвестиционной привлекательности. В числе версий — заскорузлое мышление муниципальных властей, нехватка узкоспециализированных площадок для развития компетенций бизнеса и даже нелюбовь челябинцев к своему городу.

Напомним, что «Сигарный клуб» проводит медиахолдинг «Гранада Пресс». На этот раз темой встречи были заявлены итоги участия Челябинской области в Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ), который проходил в Северной столице с 24 по 26 мая. В дискуссии участвовали директор регионального агентства инвестиционного развития (АИР) Анатолий Лобко и начальник управления пресс-службы губернатора Дмитрий Федечкин (которым скоро предстоит побороться за пост мэра Миасса), а также член областной Общественной палаты Андрей Минченко и региональный представитель Клуба лидеров по продвижению инициатив бизнеса Денис Константинов, политолог Андрей Лавров и руководитель городского Агентства инвестиционного развития Татьяна Степанова.

Динамика прироста

Топ-20 регионов национального инвестиционного рейтинга субъектов РФ Агентства стратегических инициатив был представлен на площадке ПМЭФ 25 мая. Челябинская область не попала в этот список, сохранив 22-ю позицию, что спровоцировало волну скепсиса в адрес правительства региона. Как известно, ранее губернатор Борис Дубровский ставил задачу перед правительством попасть в первую десятку, а затем двадцатку лидеров. В прошлом году Южный Урал продвинулся вверх сразу на десять пунктов: с 32-го на 22-е место. Однако цель, обозначенная главой региона, пока не достигнута, и эксперты объясняют причины по-разному.

Денис Константинов в рассказе о форуме и сбывшихся (и несбывшихся) ожиданиях назвал результаты рейтинга «провалом», однако Дмитрий Федечкин предложил избегать таких формулировок. «За четыре года существования рейтинга мы находимся на самой высшей отметке, — отмечает он. — Были же мы и на 33-м месте, и так далее. При этом все регионы сегодня играют в эту игру, конкуренция обостряется. И по динамике прироста Челябинская область в последние годы выглядит даже лучше, чем Татарстан, Чувашия или Калужская область».

Нацрейтинг основывается на суммировании баллов, победителем становится тот, кто наберет 300 баллов. «Разница между 22-м и 20-м местом всего четыре десятых балла, то есть в пределах погрешности», — добавляет Федечкин.

Анатолий Лобко обращает внимание, что прирост по инвестициям в основной капитал по итогам 2017 года составил около 50 % (по отношению к 2016-му) и регион приблизился к цифре 200 млрд рублей. «Это очень высокие показатели, какие были у нас в докризисный период», — сказал он.

Андрей Минченко называет составление рейтинга «очень непрозрачной историей» и апеллирует к важным для региона событиям последнего времени: решение о проведении в Челябинске саммитов ШОС и БРИКС, серьезные подвижки в проекте строительства ВСМ Челябинск — Екатеринбург, создание четырех ТОСЭР. «Инфраструктура поддержки бизнеса у нас тоже на уровне. И я не слышал о каких-либо существенных конфликтах между властью и бизнесом, что говорило бы о плохом инвестклимате», — говорит Минченко.

Эхо прошлого

Первое место в нынешнем рейтинге заняла Тюменская область, которая за год поднялась на пять мест. Вторую строчку заняла Москва, третью — Татарстан. Свердловская область также улучшила свои позиции, с 33-го места регион поднялся на 20-ю строчку. Поскольку места в рейтинге отражают настроения бизнеса по отношению к властям, напрашивается вывод, что в других регионах предприниматели более лояльны. В Челябинской области проблемы с доверием к власти?

Это проблема национального масштаба, сложившаяся исторически, уточняет Андрей Лавров. Еще с петровских времен, когда любой купец отдавал себе отчет в том, что власть может его «мордой об стол, бороду остричь и забрать все». Это недоверие — эхо прошлых лет, согласен Андрей Минченко. По его мнению, чтобы изменить ситуацию, нужно больше и чаще говорить об успешных примерах взаимодействия власти и бизнеса. Из-за таких пробелов в информпространстве во многом и складывается не лучшее представление об инвестклимате в регионе, считает он.

Дмитрий Федечкин рассказал о знакомом предпринимателе из Миасса, у которого действующая власть «вымораживает» бизнес, хотя речь идет о «мелкотравчатой» конкуренции: один торгует шортами, другой юбками. «Казалось бы, они ни в чем не пересекаются, но при этом создаются некие искусственные препятствия, подключается депутатский корпус... Вот если позвонить ему с вопросом для рейтинга, что он скажет?», — риторически отмечает Федечкин и, пользуясь присутствием политического оппонента, спрашивает разрешения отправить бизнесмена в АИР: может, удастся как-то урегулировать этот вопрос.

— Только «за», — соглашается Лобко.

Парадигма мышления

Свердловская область выросла в рейтинге во многом за счет ажиотажа вокруг проекта высокоскоростной магистрали, уверен Дмитрий Федечкин: «Мы же всегда говорили о ВСМ Челябинск — Екатеринбург, и по касательной им, конечно же, досталось. Мы потянули Екатеринбург за собой».

С учетом того, насколько принципиальна позиция губернатора по этой тематике, Анатолий Лобко уверен, что эффект будет в любом случае. «Мы достигнем своей цели, но с некоторой отсрочкой, — говорит он и предупреждает о некоторой субъективности со своей стороны, когда озвучивает следующую мысль: — Может быть, стоит немного усилить лоббирование по кабинетам в Москве? Если мы говорим про первую двадцатку».

Эксперты склоняются к тому, что регион в какой-то мере тормозят муниципалитеты. По словам Лобко, руководству муниципалитетов не всегда доступна парадигма мышления губернаторской команды, понимающей всю важность задач. Поэтому бизнесмены, которые обычно ведут дела с муниципалами, удивляются готовности регионалов помогать и содействовать. «Они говорят, что местные власти, пользуясь административным ресурсом, наоборот, палки в колеса вставляли, — говорит директор АИР. — Поэтому надо с регионального уровня этот парадигму мышления максимально спроецировать на муниципалитеты».

Однако и в Челябинске не все гладко. По мнению Анатолия Лобко, жителям областного центра не хватает бизнес-патриотизма. «В Челябинске есть некий негатив по отношению к своему городу. Не хватает уверенности, амбициозности», — говорит он.

Места покупные?

Денис Константинов напоминает, что изначально инвестпривлекательность регионов измеряла «Опора России», а поскольку обслуживание рейтинга требует затрат, это дело передали АСИ.

— Вы что, намекаете на то, что места в нацрейтинге покупные? — ищет подвох Лавров.

— Да вы что, смеетесь что ли. Когда государство и АСИ решили вести этот рейтинг, дублировать его уже не было смысла. Индекс «Опоры» послужил основой. И раньше он не охватывал всю страну. Сейчас рейтинг стал более профессиональным, в нем много частностей.

Так вот, по данным «Опоры» Челябинская область три года подряд (еще не так давно, пять-семь лет назад) была в тройке лучших. «Мы входим в пятерку регионов по промышленному потенциалу. В рейтинге по инвестклимату мы не можем быть ниже по определению, потому что промышленный потенциал дает ключевую инвестпривлекательность, дает платежеспособный спрос», — уверен Константинов.

— Предприниматели сегодня не нуждаются в комплексной опеке, — продолжает он. — Им прежде всего важно, чтобы конкретные проблемы, с которыми они сталкиваются, решались незамедлительно. Когда мы перейдем конкретно к людям, начнем анализировать частности, тогда исправим свой инвестклимат. Нужно дать возможность бизнесу наращивать компетенции. Предприниматели могли бы общаться друг с другом на выставках и специализированных площадках, передавать друг другу неявные знания, накапливая таким образом компетенции и повышая свою конкурентоспособность. А у нас, грубо говоря, десять лет нет выставочного комплекса. Да нам и не нужен мегакомплекс. Достаточно площадки там, например, где «Галерея Континент», или на месте разорившегося фермерского рынка.

Андрей Лавров назвал бизнес-образование лишь «дешевой» надстройкой над классическим образованием, в которое и надо вкладываться, чтобы улучшить инвестклимат. «Основа инвестпривлекательности не нефть, а люди, — говорит он. — Потенциал у нас и правда колоссальный, а если мы ставим для себя главным вектором улучшение человеческого, образовательного капитала, то становимся инвестиционно привлекательными стратегически, на века».

Поделиться

20.03.2024 | 15:41
В Челябинске показали новый трамвай со звездным названием

Модель Усть-Катавского вагоностроительного завода с февраля испытывают на улицах областного центра.

06.03.2024 | 09:03
Челябинской молодежи рассказали, как начинать бизнес без ошибок

Со школьниками и студентами пообщался Александр Калинин, президент «Опоры России».

06.03.2024 | 15:33
Юрист объяснил, что ждет «дробильщиков» бизнеса после послания Путина

В послании президента Федеральному собранию были затронуты три вопроса, связанные с правом и предпринимательством.

01.03.2024 | 09:01
По новым правилам. Какие законы заработают с марта 2024 года

В России начал действовать закон, предусматривающий конфискацию имущества за преступления против безопасности России. Об этом 28 февраля заявил председатель Госдумы Вячеслав Володин, сообщается в телеграм-канале палаты.

Новости   
Спецпроекты