Эксперты «Сигарного клуба»: Челябинску не хватает бизнес-патриотизма

1 Июня 2018 Автор: Станислав Смирнов Фото: Людмила Потапова
Эксперты «Сигарного клуба»: Челябинску не хватает бизнес-патриотизма

Эксперты сигарного клуба поспорили о том, почему Челябинская область не вошла в список лидеров рейтинга инвестиционной привлекательности. В числе версий — заскорузлое мышление муниципальных властей, нехватка узкоспециализированных площадок для развития компетенций бизнеса и даже нелюбовь челябинцев к своему городу.

Напомним, что «Сигарный клуб» проводит медиахолдинг «Гранада Пресс». На этот раз темой встречи были заявлены итоги участия Челябинской области в Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ), который проходил в Северной столице с 24 по 26 мая. В дискуссии участвовали директор регионального агентства инвестиционного развития (АИР) Анатолий Лобко и начальник управления пресс-службы губернатора Дмитрий Федечкин (которым скоро предстоит побороться за пост мэра Миасса), а также член областной Общественной палаты Андрей Минченко и региональный представитель Клуба лидеров по продвижению инициатив бизнеса Денис Константинов, политолог Андрей Лавров и руководитель городского Агентства инвестиционного развития Татьяна Степанова.

Динамика прироста

Топ-20 регионов национального инвестиционного рейтинга субъектов РФ Агентства стратегических инициатив был представлен на площадке ПМЭФ 25 мая. Челябинская область не попала в этот список, сохранив 22-ю позицию, что спровоцировало волну скепсиса в адрес правительства региона. Как известно, ранее губернатор Борис Дубровский ставил задачу перед правительством попасть в первую десятку, а затем двадцатку лидеров. В прошлом году Южный Урал продвинулся вверх сразу на десять пунктов: с 32-го на 22-е место. Однако цель, обозначенная главой региона, пока не достигнута, и эксперты объясняют причины по-разному.

Денис Константинов в рассказе о форуме и сбывшихся (и несбывшихся) ожиданиях назвал результаты рейтинга «провалом», однако Дмитрий Федечкин предложил избегать таких формулировок. «За четыре года существования рейтинга мы находимся на самой высшей отметке, — отмечает он. — Были же мы и на 33-м месте, и так далее. При этом все регионы сегодня играют в эту игру, конкуренция обостряется. И по динамике прироста Челябинская область в последние годы выглядит даже лучше, чем Татарстан, Чувашия или Калужская область».

Нацрейтинг основывается на суммировании баллов, победителем становится тот, кто наберет 300 баллов. «Разница между 22-м и 20-м местом всего четыре десятых балла, то есть в пределах погрешности», — добавляет Федечкин.

Анатолий Лобко обращает внимание, что прирост по инвестициям в основной капитал по итогам 2017 года составил около 50 % (по отношению к 2016-му) и регион приблизился к цифре 200 млрд рублей. «Это очень высокие показатели, какие были у нас в докризисный период», — сказал он.

Андрей Минченко называет составление рейтинга «очень непрозрачной историей» и апеллирует к важным для региона событиям последнего времени: решение о проведении в Челябинске саммитов ШОС и БРИКС, серьезные подвижки в проекте строительства ВСМ Челябинск — Екатеринбург, создание четырех ТОСЭР. «Инфраструктура поддержки бизнеса у нас тоже на уровне. И я не слышал о каких-либо существенных конфликтах между властью и бизнесом, что говорило бы о плохом инвестклимате», — говорит Минченко.

Эхо прошлого

Первое место в нынешнем рейтинге заняла Тюменская область, которая за год поднялась на пять мест. Вторую строчку заняла Москва, третью — Татарстан. Свердловская область также улучшила свои позиции, с 33-го места регион поднялся на 20-ю строчку. Поскольку места в рейтинге отражают настроения бизнеса по отношению к властям, напрашивается вывод, что в других регионах предприниматели более лояльны. В Челябинской области проблемы с доверием к власти?

Это проблема национального масштаба, сложившаяся исторически, уточняет Андрей Лавров. Еще с петровских времен, когда любой купец отдавал себе отчет в том, что власть может его «мордой об стол, бороду остричь и забрать все». Это недоверие — эхо прошлых лет, согласен Андрей Минченко. По его мнению, чтобы изменить ситуацию, нужно больше и чаще говорить об успешных примерах взаимодействия власти и бизнеса. Из-за таких пробелов в информпространстве во многом и складывается не лучшее представление об инвестклимате в регионе, считает он.

Дмитрий Федечкин рассказал о знакомом предпринимателе из Миасса, у которого действующая власть «вымораживает» бизнес, хотя речь идет о «мелкотравчатой» конкуренции: один торгует шортами, другой юбками. «Казалось бы, они ни в чем не пересекаются, но при этом создаются некие искусственные препятствия, подключается депутатский корпус... Вот если позвонить ему с вопросом для рейтинга, что он скажет?», — риторически отмечает Федечкин и, пользуясь присутствием политического оппонента, спрашивает разрешения отправить бизнесмена в АИР: может, удастся как-то урегулировать этот вопрос.

— Только «за», — соглашается Лобко.

Парадигма мышления

Свердловская область выросла в рейтинге во многом за счет ажиотажа вокруг проекта высокоскоростной магистрали, уверен Дмитрий Федечкин: «Мы же всегда говорили о ВСМ Челябинск — Екатеринбург, и по касательной им, конечно же, досталось. Мы потянули Екатеринбург за собой».

С учетом того, насколько принципиальна позиция губернатора по этой тематике, Анатолий Лобко уверен, что эффект будет в любом случае. «Мы достигнем своей цели, но с некоторой отсрочкой, — говорит он и предупреждает о некоторой субъективности со своей стороны, когда озвучивает следующую мысль: — Может быть, стоит немного усилить лоббирование по кабинетам в Москве? Если мы говорим про первую двадцатку».

Эксперты склоняются к тому, что регион в какой-то мере тормозят муниципалитеты. По словам Лобко, руководству муниципалитетов не всегда доступна парадигма мышления губернаторской команды, понимающей всю важность задач. Поэтому бизнесмены, которые обычно ведут дела с муниципалами, удивляются готовности регионалов помогать и содействовать. «Они говорят, что местные власти, пользуясь административным ресурсом, наоборот, палки в колеса вставляли, — говорит директор АИР. — Поэтому надо с регионального уровня этот парадигму мышления максимально спроецировать на муниципалитеты».

Однако и в Челябинске не все гладко. По мнению Анатолия Лобко, жителям областного центра не хватает бизнес-патриотизма. «В Челябинске есть некий негатив по отношению к своему городу. Не хватает уверенности, амбициозности», — говорит он.

Места покупные?

Денис Константинов напоминает, что изначально инвестпривлекательность регионов измеряла «Опора России», а поскольку обслуживание рейтинга требует затрат, это дело передали АСИ.

— Вы что, намекаете на то, что места в нацрейтинге покупные? — ищет подвох Лавров.

— Да вы что, смеетесь что ли. Когда государство и АСИ решили вести этот рейтинг, дублировать его уже не было смысла. Индекс «Опоры» послужил основой. И раньше он не охватывал всю страну. Сейчас рейтинг стал более профессиональным, в нем много частностей.

Так вот, по данным «Опоры» Челябинская область три года подряд (еще не так давно, пять-семь лет назад) была в тройке лучших. «Мы входим в пятерку регионов по промышленному потенциалу. В рейтинге по инвестклимату мы не можем быть ниже по определению, потому что промышленный потенциал дает ключевую инвестпривлекательность, дает платежеспособный спрос», — уверен Константинов.

— Предприниматели сегодня не нуждаются в комплексной опеке, — продолжает он. — Им прежде всего важно, чтобы конкретные проблемы, с которыми они сталкиваются, решались незамедлительно. Когда мы перейдем конкретно к людям, начнем анализировать частности, тогда исправим свой инвестклимат. Нужно дать возможность бизнесу наращивать компетенции. Предприниматели могли бы общаться друг с другом на выставках и специализированных площадках, передавать друг другу неявные знания, накапливая таким образом компетенции и повышая свою конкурентоспособность. А у нас, грубо говоря, десять лет нет выставочного комплекса. Да нам и не нужен мегакомплекс. Достаточно площадки там, например, где «Галерея Континент», или на месте разорившегося фермерского рынка.

Андрей Лавров назвал бизнес-образование лишь «дешевой» надстройкой над классическим образованием, в которое и надо вкладываться, чтобы улучшить инвестклимат. «Основа инвестпривлекательности не нефть, а люди, — говорит он. — Потенциал у нас и правда колоссальный, а если мы ставим для себя главным вектором улучшение человеческого, образовательного капитала, то становимся инвестиционно привлекательными стратегически, на века».

25.02.2021 | 15:13
Техосмотр на камеру. Семь новых законов, которые вступят в силу в марте

Изменения в процедуре техосмотра автомобилей, дополнительная защита персональных данных, уголовная ответственность для физлиц-иноагентов. Об этих и других нововведения первого месяца весны «ЮП» рассказали в Госдуме.

25.02.2021 | 12:23
Не только заводы. Челябинская область пересматривает подходы к развитию туризма

Туризм может стать новой индустрией в Челябинской области, однако имеющиеся ресурсы требуют серьезного апгрейда. Справиться с этой задачей поможет активное участие региона в реализации нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства», принятие которого ожидается в первой половине 2021 года.

05.02.2021 | 16:41
Логика преследования. Продавец химреагентов заявил о рейдерском захвате бизнеса

Центр общественных процедур «Бизнес против коррупции» (ЦОП «БПК») встал на защиту предпринимателя, который указывает на незаконное поглощение его компании экс-партнерами из Украины и необоснованное уголовное преследование.

21.01.2021 | 11:06
Невольные хлеба. Челябинские компании переводят работников на самозанятость

Челябинские компании под шумок пандемии переводят работников на самозанятость, чтобы сэкономить на налогах. Такая схема оптимизации налогообложения противоречит закону, но ковидные ограничения помешали наработать практику выявления подобных нарушений, указывают юристы.

Новости   
Спецпроекты