Возможно ли стройка без «долевки»? Что ждет рынок жилья Челябинской области

12 Декабря 2018 Автор: Евгений Аникиенко Фото: Вячеслав Шишкоедов
Возможно ли стройка без «долевки»? Что ждет рынок жилья Челябинской области


Какие перемены происходят в стройкомплексе Южного Урала с переходом от долевого строительства к проектному финансированию? И приведут ли они к повышению качества и доступности жилья?

Это стало одной из главных тем прошедшего в Екатеринбурге V Международного строительного форума Тупикин_министр строительства.jpg«100+ Forum Russia». На нем министр строительства и инфраструктуры Челябинской области Виктор Тупикин рассказал о работе нового совещательного органа — Уральского совета «Содружество в сфере строительства». Что он может сделать для реализации «долевой» реформы и подъема стройиндустрии?

— Что собой представляет этот совет? Для чего он был создан?

— Совет «Содружество в сфере строительства» — это уникальная площадка, на которой обсуждаются актуальные вопросы в строительной сфере для поддержания баланса интересов общества, власти и бизнеса.

Напомню, что этот совет был создан по инициативе правительства Челябинской области и челябинского межрегионального союза строителей в августе 2017 года. Поначалу в него вошли представители власти и строительного сообщества Челябинской, Курганской и Свердловской областей. Позже, в 2018 году, в совет вошли представители Республики Беларусь, сделав его международным, а также федеральный центр нормирования в строительстве.

В прошлом году было проведено два заседания совета в Челябинске, в апреле 2018-го еще одно в Кургане. А на строительном форуме «100+ Forum Russia» прошла четвертая встреча содружества.

Дом в кредит

— Что уже сделано за это время? Взять проблемы долевого строительства…

— Главная задача содружества — обсуждать актуальные проблемы строительства и формировать предложения по совершенствованию федерального законодательства. В этой связи нам очень интересен опыт Беларуси, где несколько другой подход к строительному законодательству. Они тоже что-то берут у нас. Важной темой в работе совета стал переход от долевого строительства к проектному финансированию через так называемые эксроу-счета. Застройщики будут брать кредиты на строительство жилья, и обман дольщиков станет невозможным. Но есть опасение, что переходного периода, который заложен до июля 2019 года, возможно, не хватит, поскольку и застройщики, и банковская система не в полной мере к этому готовы. Поэтому в Минстрой РФ, Совет Федерации нами направлены предложения, направленные на совершенствование закона о долевом строительстве, которые в первую очередь будут стимулировать застройщика и не приведут к удорожанию стоимости жилья.

— А какие это предложения?

— В их числе — подготовка земельных участков, создание социальной и сопутствующей инфраструктуры. Должны быть введены инструментарии, которые позволят эффективно работать не только крупным застройщикам, но и небольшим компаниям. Важно не допустить хоть и условной, но монополизации, что может привести к росту стоимости квадратного метра. Совет провел сбор и анализ предложений застройщиков по их взаимодействию с кредитными организациями для запуска механизма проектного финансирования жилищного строительства и по внесению корректив в законодательство. В тех изменениях, которые сегодня подготовлены в законе о долевом строительстве и обсуждаются в Госдуме, эти предложения учтены. Но, на мой взгляд, нельзя допускать перегибов. Подход к совершенствованию законодательства о долевом строительстве должен быть взвешенным, а решения обоснованными. Тогда застройщики будут возводить дома, не снижая объемов и качества, а люди — приобретать квартиры по доступным ценам.

— Какие еще проблемы строительной отрасли удалось решить на федеральном уровне?

— Наши предложения, сформированные в рамках содружества, а также на ежегодной конференции «Техническое регулирование в строительстве», были учтены в изменениях законодательства о риск-ориентированном подходе в контрольно-надзорной деятельности в строительстве, для пресечения использования контрафактной продукции и стимулированию добросовестных производителей стройматериалов. Это должно повысить качество строительства, снизить угрозу аварийности.

Среди последних нововведений, родившихся после обсуждения в рамках содружества, — изменения в Градостроительный кодекс по повышению ответственности органов, проводящих экспертизу проектной документации, за соответствие требованиям технических регламентов. Раньше ответственность была разделена, за это отвечали и органы Госэкспертизы, и Госстройнадзор. Теперь же Госстройнадзор контролирует только соответствие нового объекта проекту. Также из Градостроителььного кодекса была исключена избыточная процедура повторной экспертизы проекта, если в него внесены изменения, не влияющие на безопасность здания.

Кроме того, на площадке совета обсуждаем внедрение автоматизированных систем ведения строительной документации, удаленного электронного документооборота между заказчиком, генподрядной и подрядными организациями, авторским надзором.

— Свои нестыковки возникают и из-за разных подходов к техническому регулированию строительства?

— Это так. На сегодня основной проблемой в техническом регулировании остается вопрос разных требований к безопасности зданий и сооружений со стороны федеральных органов (Минстрой, МЧС, Роспотребнадзор и др.). Мы предлагаем привести их «к общему знаменателю», и наш голос услышан.

Одним из важнейших итогов прошедшей в Челябинске в октябре 2018 года VI конференции «Техническое регулирование в строительстве» стали предложения в адрес правительства РФ о внесении в общероссийские законы ряда изменений. Так, Минстрою России передаются полномочия по согласованию требований, предъявляемых федеральными органами к строящимся объектам.

— А будет ли продолжена программа переселения из аварийного жилья?

— Решение о ее продлении на федеральном уровне уже принято. В этом плане нам стоит изучить опыт Москвы по сносу «хрущевок» в рамках программы реновации. Это еще одно направление, по которому работает совет. Сейчас вырабатываем предложения по запуску реновации в регионах Урала. Но в малых городах, в отличие от мегаполисов, думаю, помимо сноса ветхих домов за счет всех источников финансирования можно применять и другие механизмы. К примеру, на основе частно-государственного партнерства. Муниципалитет может профинансировать замену изношенных коммуникаций, а инвестор — строить жилые дома. Мы подготовили свои предложения по развитию таких территорий, дополнительной поддержке застройщиков, которые будут реализовывать эти механизмы.

14.01.2019 | 14:59
Финансы на проверку. Кто контролирует денежные средства в Челябинской области

Одно название — Главное контрольное управление Челябинской области — способно вызвать трепет у чиновников и бизнесменов. В его ведении — государственный финансовый контроль, а также регулирование контрактной системы в сфере госзакупок и имущественных отношений.

11.01.2019 | 14:28
Стоит ли ожидать дальнейшего роста цен на бензин в Челябинской области

Стоимость бензина на Южном Урале в январе выросла почти на 80 копеек. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) отмечает, что подорожание топлива в регионах не перешло за отметку в 1,7 %, то есть находится в пределах договоренностей правительства и крупных нефтяных компаний.

Вчера | 16:39
К саммитам ШОС и БРИКС в центре Челябинска обновят 14 объектов культурного наследия

Глава региона взял под контроль важную для имиджа города работу по возрождению исторических зданий.

Вчера | 12:06
Прокуратура подтвердила законность транспортной реорганизации скорой Копейска

Правомерность аутсорсинга автотранспорта неотложки проверялась по инициативе депутата Госдумы Анатолия Литовченко.

Новости   
Спецпроекты