Челябинск станет площадкой эксперимента по созданию нового формата банковских офисов
В челябинских магазинах «Пятерочка» (входит в X5 Retail Group) появятся офисы «Почта-банка». Посещаемость магазинов выше, чем почтовых отделений, объясняют в кредитном учреждении. Эксперт «ЮП» называет такой подход «паразитизмом».
- Финансы на проверку. Кто контролирует денежные средства в Челябинской области
- Олег Молев: «В Челябинской области растет кредитная активность бизнеса»
В таких мини-отделениях клиенты смогут открыть счет, вклад, выпустить карту и оформить кредит. Тестирование нового формата отделений продлится около полугода, после этого будет приниматься решение о масштабировании проекта и на другие магазины «Пятерочка».
В «Почта-банке» рассчитывают, что создание банковской сети в «Пятерочке» позволит привлечь за год около 500 тысяч новых клиентов из числа посетителей магазинов. Сейчас подавляющая часть офисов банка расположена в отделениях «Почты России». На первом этапе будут открываться офисы в «Пятерочках», находящихся «в существенной удаленности» от ближайшего почтового отделения. В «Почта-банке» не раскрывают расходы на открытие мини-отделений в магазинах, отмечая только, что они сопоставимы с затратами на открытие подобных офисов в почтовых отделениях.
Создание банковской сети на базе «Пятерочки» — в рамках рыночного тренда, считает председатель правления «Почта-банка» Дмитрий Руденко. «Банки готовы кооперироваться с другим бизнесом, выходить из офисов, идти туда, где клиент», — отмечает он.
«Почта-банк» был создан в 2016 году на базе «Лето-банка». Сейчас у него 9,8 млн клиентов. Прибыль банка за девять месяцев 2018 года составила 3,86 млрд рублей (в 4,7 раза выше, чем за аналогичный период 2017 года). «Почта России» и ВТБ владеют по 49,9 % его акций. Выбор «Пятерочки», а не «Магнита», с которым у «Почта-банка» общий акционер ВТБ, объясняется давним стратегическим партнерством. В частности, банк выпускает кобрендовую карту «Пятерочка». По расчетам кредитного учреждения, ежедневно на стойке продаж в магазинах будет обслуживаться более 30 человек и оформляться не менее десяти банковских карт «Пятерочка».
В Челябинске на сегодняшний день 396 магазинов «Пятерочка» (в целом торговая сеть насчитывает около 13 тысяч). На запрос «ЮП» о том, сколько офисов банка планируется открыть в Челябинске в рамках пилотного проекта, в «Почта-банке» затруднились ответить. «Пока такой информации нет», — сказали в кредитном учреждении.
Финансовый аналитик Виталий Калугин согласен с тем, что у банка и торговой сети совпадает целевая аудитория — массовый и нижний массовый сегмент. «Проще говоря, небогатые и просто бедные, — поясняет он. — Но зачем пытаться продать им банковские услуги типа открытия счета и получения карты, неясно. Ведь эта категория людей живет от зарплаты и до зарплаты. Разве что приманивать их большим кешбэком по банковским картам именно в этой сети».
При этом, как отмечает эксперт, «Пятерочка» ничего не теряет. «Она будет получать стабильные и большие арендные платежи на миллиарды рублей в год. Если проект не взлетит, ну что ж, найдут другого арендатора, — продолжает он. — У банка же сплошные расходы. Кроме арендных платежей надо будет, возможно, устанавливать сертифицированные кассовые узлы, платить пусть и не такую большую, но зарплату массе операционистов и так далее. Впрочем, ВТБ редко задумывается об экономии расходов. При этом совершенно непонятно, на чем зарабатывать. Оборот по таким картам у откровенно бедных людей мизерный. Депозитные счета также невелики».
Разумеется, никаких законов такой симбиоз не нарушает, добавляет Виталий Калугин. «Это даже не симбиоз. Когда один партнер совершенно бесплатно наживается на другом, это паразитизм, — уточняет он. — Так что пусть творят что хотят. «Почта-банк» не имеет массовых акционеров, чтобы переживать за его капитализацию. Которую, думаю, такие проекты не повышают».
Поделиться