Игра на миллион. Почему Челябинск лидирует на рынке игровых комнат в России

2 Апреля 2019 Автор: Юлия Махлеева Фото: предоставлены «Bebebee.club»
Игра на миллион. Почему Челябинск лидирует на рынке игровых комнат в России


Этот развлекательный вид бизнеса появился в мегаполисе 10 лет назад и успел за это время разрастись до внушительных масштабов. Сегодня на рынке игровых комнат Челябинска десятки предложений, значительно превышающих спрос у населения. Чтобы выжить, новые игроки активно демпингуют, вынуждая старожил бизнеса идти на акции и расширять перечень услуг.

Мечты из 90-х

 Детские игровые комнаты сегодня занимают весомую долю в индустрии развлечений Челябинска. Притом что полностью сформироваться это рынок успел всего за 10 лет. Так, если первые комнаты открылись в мегаполисе в 2010 году, то уже в 2015 году, по данным исследования компании «Авира», Челябинск вошел в пятерку лучших городов России с точки зрения развитой детской инфраструктуры, в том числе по количеству отдельно стоящих игровых комнат. Но если на тот момент их в городе насчитывалось 27, то сейчас, по данным сервиса 2ГИС, более 40. По этим показателям Челябинск является лидером на Урале, обгоняя своих соседей — Екатеринбург, Пермь, Тюмень и уступая разве что Москве и Санкт-Петербургу.

 Как признаются игроки рынка, толчком развитию бизнеса стал необычайный родительский спрос на проведение праздников под ключ. Вспоминая свое скромное детство конца 80-х — начала 90-х годов без брендовых игрушек и фееричных торжеств, папы и мамы сегодня готовы в полной мере восполнить этот пробел на своих чадах. Во многом развитию рынка послужил и рост благосостояния населения, а также демографический подъем. Пожалуй, это один из немногих видов бизнеса, где нет постоянных клиентов, зато они постоянно рождаются.

Руслана-Ниязова.jpg — В 2011 году я открыла агентство детских праздников, — рассказывает о старте бизнеса основатель франчайзинговой сети игровых комнат и детских агентств «Непоседы» Руслана Ниязова. — Мы предлагали различные развлекательные программы и шоу. Однако родителям этого было недостаточно. Они неоднократно спрашивали, нет ли у нас в городе площадок для проведения праздников, так как в квартирах тяжело было вместить желаемое число гостей и выделить место для шоу или анимации. А в Челябинске на тот момент не было ни одной отдельно стоящей игровой комнаты. Да, в ТРК были игровые пространства, есть они и сейчас. Но в них всегда было очень много народу и шума и как таковой атмосферы праздника не ощущается. Поэтому в 2013 году я открыла первую игровую комнату «На Тополинке». Аудитория сразу откликнулась. Вслед я открыла еще пять игровых комнат по франшизе в Челябинске, затем еще две в Новосибирске и одну в Уфе.

детская-комната_jarq5MKp5jM.jpg

 Женщины у руля

 Сегодня крупными игроками на этом рынке являются его старожилы — агентство праздников «Непоседы», сеть игровых комнат «Kinderland», семейный клуб «Дети 74», игровая комната «Гуси-Лебеди» и другие. Этот вид бизнеса эксперты называют сугубо женским. Практически у всех игровых комнат владелицы — опытные или молодые мамы. На открытие игровых комнат у большинства из них на первый план выходила не столько финансовая выгода, сколько свои личные, отчасти психологические причины.

 Трапезникова.jpg— Наша комната появилась 10 лет назад, наверное, самая первая в городе. В то время и мне, и всем окрестным мамочкам было элементарно некуда сходить и негде общаться, — рассказывает владелица «Семейного клуба Дети74» Людмила Трапезникова. — Появилась идея открытия семейного клуба. Изначально в нем проводились встречи по интересам, различные мастер-класс кулинарной, психологической и рукодельной направленности. Весь близлежащий контингент стекался к нам. Идею проведения праздников под ключ подкинули сами родители. Мы закупили больше игрушек, заказали большой детский лабиринт из Новосибирска. Сборщика тоже пришлось приглашать оттуда, потому что для Челябинска все это было в новинку.

Саша-Версаль.jpg Войти в игровой бизнес по личным причинам решилась и известная в нашем городе бизнесвумен и фитнес-модель, а также молодая мама Саша Версаль. Месяц назад в Челябинске открылся семейный клуб «Bebebee.club» под ее руководством. До этого Саша имела опыт ведения фитнес-бизнеса и инфобизнеса (тренинги по личному бренду).

 — Более четырех лет я занимаюсь некоммерческим проектом «Слет мам», в рамках которого для женщин с детьми проводятся обучающие и психологические тренинги, а также оказывается финансовая и моральная помощь мамам, которые в этом нуждаются. Его основная цель — дать возможность мамам в декрете выйти из четырех стен, надеть красивое платье, пообщаться, поделиться опытом, а их детям — поиграть и социализироваться, — поясняет Саша Версаль. — Раньше «Слет мам» проводился на любых площадках — и игровые пространства, и рестораны, и косметологические центры. Но потом я поняла, что для проекта нужно свое собственное пространство. Так пришла идея открыть семейный клуб. Однако «Слет мам» проводится два раза в месяц, а аренду нужно отрабатывать, поэтому я приняла решение расширить проект, организовывая детские праздники под ключ.

детская-комната_LhfiqHV8Ktk.jpg

 Вписаться в площадь

 Как отмечают эксперты, владельцам первых комнат в Челябинске удалось сорвать настоящий куш. Сегодня же рынок перенасыщен, однако количество игровых комнат ежегодно продолжает расти. Так, в конце прошлого — начале этого года в Челябинске появились новые игровые пространства «Веселяндия», «Детское время», «В гостях» и другие. Популярность этого бизнеса эксперты связывают с сравнительно легким входом на него и быстрой окупаемостью вложений, а также отсутствием каких либо бюрократических препон. Как правило, игровые пространства регистрируются как ИП по предоставлению праздничных услуг, поэтому никаких лицензий от Роспотребнадзора и Госпожнадзора владельцам получать не нужно.

Дерябина-Екатерина,-владелец-игровой-комнаты-«Гуси-Лебеди».jpg — На открытие игровой комнаты в зависимости от ее площади, оснащенности понадобится от 500 тысяч до миллиона рублей, — рассказывает владелец комнаты «Гуси-Лебеди» Екатерина Дерябина. — В эту сумму входит ремонт, установка игрового лабиринта, закуп игрушек и костюмов для аниматоров. Плюсом — аренда помещения обойдется в 30-50 тысяч рублей ежемесячно. Также для работы понадобится в помощь хотя бы один менеджер и специалист по клинингу. На чистоту родители обращают внимание в первую очередь и в этом плане придирчивее, чем «Ревизорро». Поэтому химчистка, профессиональная уборка, уф-лампы, ремонт раз в два-три года, обновление игрушек — это все то, что требует постоянных затрат.

 По словам Саши Версаль, основная проблема, с которой можно столкнуться при старте этого бизнеса — это отсутствие подходящих по площади арендуемых помещений. Чтобы вместить, к примеру, 30 взрослых человек и 10 детей, необходима комната от 140 кв. метров.

 — Три недели я искала помещение. Где то предлагали не первый этаж, где то маленькую площадь или низкие потолки, либо высокую арендную плату. Также, на мой взгляд, открывая игровое пространство, необходимо прибегнуть к услугам дизайнера и юриста, который грамотно составит договор о предоставлении услуг, — рассказывает о нюансах открытия комнаты Саша Версаль. — Немалую часть в тратах занимает реклама. У меня более 10 каналов продвижения: листовки, расклейка объявлений, кросс-маркетинг — партнерство со всевозможными магазинами и садиками, соцсети, радио, ТВ, Яндекс, сайты, регистрация в серверах 2ГИС, Гилмон. Могу сказать из своего опыта, что один канал продвижения — это в корне неправильно. Их нужно минимум четыре, чтобы человек о тебе узнал, запомнил и появилось доверие.

 Однако игра, как говорится, стоит свеч. Сегодня аренда одного часа в игровой комнате составляет 1500-2000 рублей. Как правило, для проведения дня рождения родители берут три часа и впридачу заказывают аниматора или шоу (ленточное, мыльное, цирковое, научное), которые обойдутся в среднем от 2 до 5 тысяч рублей. Впрочем, предлагают к празднику владельцы комнаты и фуршетный стол, и оформление шарами, и услуги фотографа, и выездные аниматорские программы. Но даже если отбросить все излишества, то день рождения ребенка выльется родителям в игровой комнате минимум в 7-8 тысяч рублей. Как правило, в месяц проводится 40-50 таких праздников. Перемножив последние цифры, получаем 280 — 400 тысяч рублей общей прибыли. Минус 30-50 % на постоянные расходы, и мы получим ту сумму, которую владельцы игровых комнат, как правило, кладут себе в карман. Однако дела идут в гору у старожил бизнеса, заработавших себе репутацию, а также новых игроков, не жалеющих средства на рекламу. Но далеко не все вновь открывшиеся комнаты, особенно компактных размеров, готовы вкладывать в продвижение, предпочитая привлекать клиентов за счет ценового демпинга. Например, ряд новых игровых пространств предлагают провести день рождения с тремя часами аренды и шоу всего за 3 тысячи рублей, что в 2,5 раза ниже рыночных предложений.

 По словам Екатерины Дерябиной, обострившаяся конкуренция заставляет владельцев игровых комнат проводить постоянные акции, скидки в 50 % на проведение праздников и бонусы за репосты в соцсетях.

 — Все вдруг решили, что открыть игровую комнату — это просто и интересно. Многие пространства закрылись также быстро, как и стартовали. Тем не менее мы ощущаем обесценивание продукта. Несмотря на сложившуюся ситуацию в Челябинске, мы поднимаем цены на праздники под ключ и планируем дальше расширять сеть, — подчеркнула Руслана Ниязова.

 Добавим, что также стремительно рынок игровых комнат развивается в других городах Челябинской области. Так, в Магнитогорске их насчитывается более 30, и владельцы бизнеса также выживают в условиях жесткой конкуренции. В других, малых городах, как правило, насчитывается около 5-6 комнат, способных удовлетворить спрос местных потребителей.

Сегодня | 12:58
«Маски-шоу» в офисе. Семь лайфхаков от челябинского адвоката

В Челябинске на базе Южно-Уральской торгово-промышленной палаты прошел бесплатный семинар для предпринимателей «Полиция в офисе. Что делать?»

06.11.2019 | 17:23
Представители Группы ЧТПЗ приняли участие в телемосте с президентом РФ

Президент России Владимир Путин пообщался с участниками движения WorldSkills.

08.11.2019 | 12:04
Да будут дети. Как на Южном Урале борются с бесплодием

В Челябинской области насчитывается около 17 % бесплодных пар и, несмотря на усилия докторов, их число с каждым годом растет. Чтобы подарить шанс женщинам стать матерью, в регионе активно развиваются вспомогательные репродуктивные технологии. Самая распространенная из них — ЭКО. Однако вокруг нее в последнее время ходит немало слухов.

01.11.2019 | 15:06
За парту с коляской. На Южном Урале молодых мам будут учить новым профессиям

Со следующего года в рамках нацпроекта «Демография» в Челябинской области стартует программа по бесплатному обучению молодых мам. Они смогут восстановить свои навыки или обучиться новым востребованным профессиям. А сейчас бесплатное обучение проходят граждане предпенсионного возраста. В этом году за парты сели более 1000 студентов старше 50 лет.

Новости   
Спецпроекты