Ритейл, открой дверь. Сельхозпроизводителям Челябинской области предлагают объединяться, чтобы попасть в торговые сети

30 Января 2015
Ритейл, открой дверь. Сельхозпроизводителям Челябинской области предлагают объединяться, чтобы попасть в торговые сети

Почему торговые сети отказываются от «малышей»

 Почему торговые сети отказываются от «малышей»

 Малые фермерские хозяйства могут объединяться, чтобы упростить процедуру вхождения в торговые сети. Или вообще не претендовать на сотрудничество с федеральным ритейлом — есть и другие, менее болезненные варианты.

Сельхозпроизводители Челябинской области жалуются, что не могут пробиться в торговые сети: требования ритейла идут вразрез с коммерческими интересами предпринимателей. Эксперты считают, что с целью решения этой проблемы производителям необходимо объединиться. Об этом шла речь 29 января на пресс-конференции в ИД «Гранада Пресс».

Это «режет» нашу экономику

Предприниматели из Кундравов в свое время организовали сбор сырого молока с крестьянских подворий в деревнях Чебаркульского и Уйского районов. Позже селяне объединились в кооператив «Буренка», который теперь является одним из поставщиков сырья на Чебаркульский молочный завод. В этом же кооперативе у населения закупается мясо, из которого готовят мясные полуфабрикаты: котлеты, голубцы, фарш, поджарку, гуляш и пельмени множества видов. Кроме того, организован цех выпечки.
О попытках наладить взаимодействие с торговыми сетями рассказала индивидуальный предприниматель Дина Муратова:

«Сколько бы мы ни пытались зайти в торговые сети, все безуспешно. В соответствии с требованиями руководства сети отправляем по электронной почте коммерческое предложение, описание ассортимента, фотографии и так далее — очень много материалов.

Затем продукцию нужно предоставить на дегустацию. Что ж, пожалуйста, привозим весь ассортимент, пробуйте. Но, к сожалению, в итоге все усилия оказываются напрасными. Дело в том, что наши пельмени изготавливаются из деревенского мяса, это натуральный продукт ручной лепки, и мы не используем никаких добавок, кроме перца и соли. Соответственно, объем производства у нас небольшой — 500 килограммов в смену. Это их не устраивает, ритейлу было бы выгоднее работать с одним крупным поставщиком, который смог бы зайти сразу во все магазины сети. И это не единственный камень преткновения. В общении с сетями все сводится к тому, что нужно предоставить скидку на товар и оплатить входной бонус. Это сразу «режет» нашу экономику, ставит нас в невыгодное положение.

Сегодня у нас полный склад, образовались излишки производства. С Нового года перешли на сокращенный рабочий график — работаем до 16 часов, а не до 20, как раньше. Сейчас ведем переговоры с одним из магазинов крупной торговой сети в Челябинске, и то через посредника, который, очевидно, при перепродаже «накинет» свою цену. На днях отправили им на дегустацию всю линейку ассортимента по выпечке, ждем официального заключения.

Проблема в том, что руководство магазина пересмотрело свои планы: если до Нового года они были заинтересованы в сотрудничестве с небольшим производителем качественной продукции, то сейчас, учитывая резкий рост цен и снижение покупательской активности, ищут поставщиков продукции более низкого ценового формата. А мы ведь дали понять, что готовы перестроиться, если будет нужно. Например, их не устраивала наша упаковка, нам сказали, что «смотрится очень дешево, нужна запайка». Что ж, мы выписали в Санкт-Петербурге хорошую упаковку — хотели быть наготове, чтобы в случае заключения договора сразу же предоставить товар с учетом всех требований. Но, оказывается, теперь у них сменились приоритеты... Впрочем, как бы то ни было, они подтолкнули нас в развитии. Недавно мы начали делать еще и чебуреки, так что новая упаковка не пропадет.

Сегодняшняя непростая ситуация в экономике, я считаю, должна стимулировать предпринимателей к развитию. Покупать свинину по 220-230 рублей за килограмм для нас дорого, поэтому сейчас мы строим свиноферму на 300 голов, это будет третье наше предприятие. А в Чебаркуле арендовали магазин на 70 кв. м для будущей реализации в том числе и нашего мяса. Думаю, раз уж работать с торговыми сетями не получается, придется открывать сеть своих фирменных магазинов, чтобы не допускать перепроизводства и роста цен на свою продукцию. Мы работаем уже третий год, и за все это время цена на наши пельмени выросла со 120 до 144 рублей, то есть повысилась всего на 20 процентов. Мы работаем в ущерб своим коммерческим выгодам, чтобы не потерять больше — своего покупателя».

 В ручном режиме

Заместитель министра сельского хозяйства Челябинской области Александр Раевский напомнил о недавней встрече главы региона Бориса Дубровского с представителями крупнейших торговых сетей, работающих на территории Южного Урала. Напомним, совещание в резиденции губернатора, посвященное сдерживанию цен и увеличению доли присутствия местной продукции на полках магазинов, проходило с участием руководства торговых сетей Х5 Retail Group, ООО «Молл», «Седьмой континент» (гипермаркет «Наш»), «Проспект», «Ашан», ТС «Союз», «Метро Кэш энд Керри», «Магнит», «Дикси» и др.

«Основная мысль заключалась в том, что сети должны расширять присутствие товаров местных производителей в своих магазинах. При этом торговая наценка не должна быть завышенной, а их требования к сельхозпроизводителям должны быть каким-то образом адаптированы к местным условиям, чтобы те могли зайти в сеть. При этом цены при вхождении местных производителей должны выгодно отличаться от цен привозных товаров.

Сейчас мы пытаемся помочь производителям в каждом конкретном случае — как говорится, в ручном режиме. Иногда получается, иногда нет, но мы ищем решения. Думаю, на сегодняшний день спасением может стать создание неких объединений из нескольких небольших предприятий, чтобы заходить в торговые сети с большими объемами.

Отмечу, что достаточно широкая сеть магазинов сегодня не являются сетями в том понимании, которое заложено в законодательстве. Необходимо контактировать с этими торговыми организациями. К слову, на сайте минсельхоза опубликован перечень сельхозтоваропроизводителей, чтобы любая торговая организация могла напрямую связаться с ними».

Замминистра также напомнил, что хорошей возможностью для местных производителей реализовывать свой товар, а также информировать о нем жителей региона является проведение ярмарок в муниципальных образованиях региона.

 Повышать конкурентоспособность

Как отметила руководитель Челябинского УФАС Анна Козлова, отношения между производителями и торговыми сетями регулируются законом о торговле. «Мы не принимали заявлений от местных производителей о том, что торговые сети каким-то образом нарушают закон о торговле, когда речь идет о вхождении производителей в торговые сети, — говорит руководитель ведомства. — Поэтому говорить о том, что торговые сети кого-то не пускают или создают дискриминационные условия, все-таки не приходится.

Проблема во взаимоотношениях крупных торговых сетей и местных производителей в том, что не все предприятия могут обеспечить бесперебойную поставку в нужное время и в необходимых объемах, выполнить требования по уровню качества и упаковки.

Думаю, южноуральским производителям необходимо повышать свою конкурентоспособность, искать эффективные логистические решения. И не нужно ориентироваться только на крупные торговые сети, ведь на Южном Урале и в Челябинске присутствуют и сети регионального значения, которые могут по-своему формировать торговую политику. Есть и магазины шаговой доступности, с которыми предприниматели могут договариваться об организации фирменных отделов».

Александра Говорухина

По данным мониторинга федерального минсельхоза на 16 января 2015 года, цена на говядину в Челябинской области не изменилась, тогда как в целом по России стоимость выросла на 8 %. В Курганской области рост составил 3 %, в Свердловской – 15, в ХМАО – 10 %.

Цена на свинину на Южном Урале снизилась на 11 % — при общероссийском росте стоимости в среднем на 4 %. В Курганской области стоимость выросла на 9 %, в Тюменской области – на 8, а в ХМАО – на 9,5 %.

Цена на молоко в Челябинской области снизилась на 1 %. По России же рост составил 5 %, в Курганской области – 12, в Свердловской – 7, в ЯНАО – 5,5 %.

Стоимость сливочного масла в Челябинской области осталась прежней, тогда как в среднем по России она выросла на 5 %, в Курганской области – на 1,5, в Тюменской области – на 5 %.

Цена на рыбу не изменилась.

Читайте также:

В Челябинской области предлагают ограничить рост цен уровнем инфляции

Дубровский предложил на примере Челябинской области обкатать алгоритм действий по подъему экономики России

Место на полке. Местных производителей «проталкивают» в челябинские торговые сети

 

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты