Эксперты в пессимизме: рынок продаж авто в Челябинске по итогам 2015 года может рухнуть вдвое

20 Апреля 2015 Автор: Алина Голованова Фото: Вячеслав Шишкоедов
Эксперты в пессимизме: рынок продаж авто в Челябинске по итогам 2015 года может рухнуть вдвое

Первый квартал 2015 года ознаменовался для южноуральского авторынка заметным сокращением объемов продаж. Наибольшее падение отмечено в ценовом сегменте 1-2 миллионов рублей.

Если бюджетные марки, приобретаемые за наличку, и представительские авто, покупатели которых и в кризис ни в чем себе не отказывают, пользовались устойчивым спросом, то «средний класс» просел из-за подорожавшего кредитования.

Правда, уже с апреля дилеры отмечают возрождение спроса, вызванное программой субсидирования кредитов.

2014‑й: везло по-разному

Объемы продаж новых автомобилей в Челябинской области в 2014 году, по оценкам экспертов, сократились почти на 17 %. В Челябинске за прошлый год было продано 22 293 новых автомобиля, и львиную долю из них (86 %) составили иномарки. По данным ДК, из топ‑10 продаваемых иномарок только Mazda показала рост (1,3 %), у остальных падение за год составило от 3,1 % (Renault) до 45 % (Chevrolet).

Основным фактором, спровоцировавшим сокращение спроса, стал рост цен на авто: из-за скачков валютных курсов изменение ценников на новые машины составило в среднем 10-15 %. По данным аналитического агентства «Автостат», средневзвешенная стоимость нового автомобиля в Челябинске составила по итогам 2014 года 1,06 млн рублей, при этом на премиум-сегмент пришлось около 13 %.
Подорожало и автокредитование, что отрицательно сказалось на соответствующих продажах. По данным Национального бюро кредитных историй, общий объем действующих автокредитов в Челябинской области на 01.01.2015 снизился на 16,7 % к аналогичному периоду прошлого года, составив 50,6 млрд рублей.

Всего в прошлом году в регионе был продан 54 921 новый автомобиль. Половина из них пришлась на тройку лидеров — ГК «Регинас» (15309), «Планета Авто» (5948) и «Сейхо моторс» (4670). Из этой тройки только ГК «Регинас» удалось в 2014 году продемонстрировать положительную динамику. Правда, среди остальных участников рынка было чем похвастаться и дилерам отдельных марок. Но — будем последовательны.

— По итогам 2014 года продажи по нашему холдингу выросли на 15 %, — делится показателями с «Южноуральской панорамой» Сергей Попов, коммерческий директор ГК «Регинас» (официальный дилер Datsun, Toyota, Hyundai, Nissan, Chevrolet, Opel, Mitsubishi, Skoda, Kia, Infiniti). — Вообще, рост мы отмечаем ежегодно, но, скажу дипломатично, всегда хочется большего. Увеличение продаж в 2014-м мы объясняем отчасти тем, что многие покупатели, ожидая дальнейшего роста цен, спешили совершить крупные покупки до конца года. В итоге в декабре спрос был максимально реализован.

Шли хорошо недорогие и представительские авто. Так, закончил 2014 год с плюсовыми результатами и дилер Mercedes-Benz и Smart в Челябинской области. Как сообщил «ЮП» Вячеслав Вердыш, генеральный директор «УралАвтоХаус», в 2014-м по сравнению с 2013-м объем продаж в компании вырос на 35 %. Причем прошлогодний рост более чем вдвое превысил положительную динамику предыдущего периода: в 2013 году прирост к 2012-му составил 15 %.

В то же время некоторые компании вынуждены констатировать спад. Так, для Volkswagen рынок 2014 года закрылся с падением в 18 % от продаж 2013 года, сообщил нашему изданию представитель официального дилера марки в Челябинской области «Автоцентра Керг». Как отметили в компании, большее влияние изменение курсов валют оказывает на цену автомобилей импортного производства.

— Самыми ходовыми моделями остаются автомобили локальной сборки из-за меньшего влияния на них курсовых колебаний, — комментирует ситуацию на рынке Герман Байтингер, руководитель отдела продаж ООО «Автоцентр Керг». — Самыми уязвимыми являются производители массового сегмента, не имеющие локализованной сборки в России. Премиальные марки даже в условиях импортных поставок показывают стабильные продажи.

Этот тренд, продолжившийся и в 2015-м, подтверждают и другие эксперты.

автомобили_Шишкоедов_DSC9149.jpg2015‑й: газуют дешевые и дорогие

С началом нового года дела у автодилеров пошли не лучшим образом: ежемесячно, вплоть до апреля, участники рынка констатировали снижение объемов продаж. Самым провальным оказался март, причем по всей России. По данным Ассоциации европейского бизнеса, реализация легковых автомобилей и легкового коммерческого транспорта в стране снизилась в марте 2015‑го на 42,5 % и составила139 850 машин. По итогам трех месяцев российский авторынок сократился на 36,3 %, до 383 691 автомобиля.

Как сообщает аналитическое агентство «Автостат», на начало апреля лидерство на российском авторынке сохраняет АвтоВАЗ, реализовавший в прошлом месяце 27 423 автомобиля (минус 23 % к показателю годичной давности). «Второе место по объему продаж удерживает Hyundai — реализация 13 901 машины (минус15 %) обеспечила корейской марке лидерство на рынке иномарок, — говорится на сайте autostat.ru. — Третью строчку занимает KIA с показателем 121 21 реализованное авто (минус 32 %). Далее идет Toyota — автомобили этой марки выбрал 9731 покупатель (минус 34 %). Замыкает пятерку лидеров по-прежнему Renault, реализовавшая 9507 машин (минус 43 %). В топ‑10 самых продаваемых марок по итогам марта также вошли Nissan (8635 шт., минус 51 %), Volkswagen (6150 шт., минус 57 %), Skoda (4565 шт., минус 41 %), ГАЗ (4267 шт., минус 32 %) и Mercedes-Benz (4015 шт., минус 3 %)».

В унисон с общероссийской тенденцией просел к началу апреля и челябинский авторынок. Причем разные его участники отмечают одни и те же тенденции и дают сложившейся ситуации схожее объяснение.

«В первом квартале 2015‑го мы, как, думаю, и другие участники рынка, отметили падение — по сравнению с аналогичным периодом прошлого года оно составило 26 %, — рассказывает «ЮП» представитель топ-менеджмента ГК «Регинас». — В январе спад составил 24 %, в феврале — 23 %, а в марте — 30 %». По словам Сергея Попова, такие результаты были ожидаемы, ведь в этом году цены на авто значительно выросли. В «Регинасе» ценники увеличились, в зависимости от уровня локализации производства, от 10 % за бренды типа Datsun (многие детали производятся на АвтоВАЗе, т. е. долларовая зависимость минимальная) до 35 % за Mitsubishi. И, по мнению участника рынка, пока неясно, что будет с ценами дальше: с одной стороны, рубль укрепляется, но при этом подорожание не покрыло всех убытков производителей, поэтому скорее всего стоимость ряда машин в 2015-м еще повысится.

Подтверждая слова представителя «Автоцентра Керг», Сергей Попов сообщает о падении спроса на авто по «средним» ценам и, наоборот, устойчивом интересе одних потребителей — к бюджетным авто, а других — к представительским. «Мы продаем автомобили широкого ценового диапазона — от 370 тысяч рублей до 5,5 миллиона рублей, — говорит коммерческий директор ГК «Регинас». — Наибольший провал отмечен в среднеценовом сегменте — от 1 до 2 миллионов рублей».

Автокредиты не догоняют

Среднеценовое торможение эксперты прежде всего объясняют тем, что в связи с изменением учетной политики ЦБ РФ и ужесточением требований к заемщикам значительно сократилась доля кредитных программ. Так, в «Регинасе» она по сравнению с предыдущим периодом просела втрое, и сегодня кредитные продажи составляют в общем объеме 15 %. Если раньше те, кто имел на руках 500 тыс. рублей, могли себе позволить, сделав первоначальный взнос в 50 %, по лояльным ставкам (5-10 % годовых) взять в кредит авто стоимостью 1 млн рублей, то в первом квартале 2015‑го люди лишились такой возможности. Сегодня они предпочитают купить автомобиль классом ниже, не обременяя себя дорогостоящим кредитом. А финансово устойчивые покупатели как приобретали дорогие машины, так и продолжают брать именно их.

О проседании «среднего класса» из-за подорожавшего автокредитования говорят и другие игроки, для которых итоги первых трех месяцев нынешнего года тоже оказались неутешительными. «В первом квартале 2015‑го, в сравнении с аналогичным периодом 2014 года, объемы продаж у нас снизились на 38 %, — рассказывает «ЮП» Вячеслав Вердыш. — Меньше всего продаются сегодня автомобили стоимостью до 1,5 млн рублей: продажи таких авто сократились в два раза. Из-за дороговизны автокредита уменьшилась доля кредитных авто: у нас сегодня она составляет 20 % в общем объеме продаж, еще 10 % приходится на лизинг. Цены на авто при этом к апрелю 2015‑го выросли в среднем на 7 %, и это плюсом к прошлогоднему, 15-20-процентному росту».

В «Автоцентре Керг», где, правда, сообщают о росте в первом квартале 2015 года доли предприятия на рынке Челябинска — с 7,2 до 9,3 %, тоже отмечают, что в связи с увеличением ставок по кредитованию доля таких сделок уменьшилась.

Кредитные авто взяли на буксир

В апреле у автодилеров затеплилась надежда на пробуждение у потребителей интереса к новым авто. И поводом, который позволил на это надеяться, стало возрождение автокредитования в стране. По крайней мере, первый шаг в этом направлении был сделан, и последовал он со стороны властей.
С началом второго квартала в «Автоцентре Керг» наметился тренд на увеличение доли продаж в кредит, и это, по словам Германа Байтингера, связано со стартом госпрограммы субсидирования кредитов и лизинговых сделок. Приятную тенденцию отмечают и в «Регинасе». «Благодаря поддержке правительства — субсидированию ставок по автокредитованию — с апреля интерес к авто среди потребителей увеличился, — говорит Сергей Попов. — И мы рассчитываем, что он не затихнет и в дальнейшем. Ведь в нашем портфеле много авто, попадающих под эту программу. Это Datsun, Nissan Almera, Kia Rio, Skoda Rapid, машины по цене от 370 до 600 тысяч рублей. Этот сегмент и сам по себе доступный, а теперь еще и субсидируется государством».

Правда, участники рынка отмечают, что речь пока не идет о росте продаж — у покупателей по-прежнему сохраняются негативные настроения в отношении крупных покупок. Но дилеры надеются, что им удастся удержать объемы от дальнейшего падения. Добиться этого в первом квартале челябинские автоцентры не могли, поскольку программа господдержки на тот момент еще не действовала.

автомобили_Шишкоедов_DSC0561.jpgЛокальное везение

Как бы то ни было, но, говоря о дальнейшем развитии событий на автомобильном рынке, его участники дают неутешительные прогнозы. Так, по оценкам Вячеслава Вердыша, в 2015 году падение продаж по всему авторынку составит 40 % и самый большой провал будет отмечен в ценовом сегменте от 400 тысяч до 1 млн рублей. Сергей Попов озвучивает еще менее оптимистичный сценарий, эксперт полагает, что по итогам 2015 года авторынок ждет двукратное, по сравнению с 2014-м, падение. При этом специалист отмечает, что спад продолжится в среднеценовом сегменте, а дорогие и дешевые авто будут и дальше продаваться.

«На территории России больше всего собирается именно недорогих авто, по которым рост цен будет минимальным и, соответственно, меньшим будет падение спроса, — объясняет наш собеседник. — В нашем портфеле таких брендов — с высоким уровнем локализации — много, поэтому мы рассчитываем, что переживем этот год менее болезненно».

«Произойдет перераспределение рынка между крупными игроками, имеющими производство в России, использующими программы государственных субсидий по кредитам для розничных и корпоративных клиентов», — дает свое видение дальнейшей ситуации на авторынке Герман Байтингер. В качестве трендов‑2015 эксперт также называет борьбу за клиентов в массовом сегменте и вывод на рынок ограниченного количества новинок импортного производства.

Получить комментарий от АвтоВАЗа на момент подготовки материала нам, к сожалению, не удалось. Но судя по тому «хоровому» прогнозированию экспертов, которые в один голос прочат автопроизводству на территории России дальнейшее процветание, автомобили Lada, наряду с другими «локальными» марками, в разгар кризиса ждет большое будущее.

Поделиться

Вчера | 12:30
Южноуральцы стали чаще пользоваться зарядными станциями для электромобилей

В Челябинской области развивают сеть быстрых ЭЗС для электротранспорта.

25.04.2024 | 15:48
Продать идею. На Южном Урале обсудили перспективы креативных индустрий

Челябинск стал первым из городов Урала, где прошел форум «Российская креативная неделя». Это событие по-настоящему уникальное, особенно для города с богатой промышленной историей. Креативные индустрии, которым целиком посвятили это событие, представлены товарами или услугами, являющимися результатом интеллектуальной и творческой деятельности. На Южном Урале в последние годы этот сектор экономики развивается особенно бурно.

18.08.2016 | 10:53
Ипотечное оживление. Кредиты на «квадраты» в Челябинской области снова в цене

Южноуральский рынок ипотечного жилищного кредитования (ИЖК) демонстрирует уверенный рост. Положительная динамика наблюдается как в отношении количества кредитных организаций, работающих с ипотекой (с начала года число таких банков выросло в полтора раза), так и в объемах кредитования (заметный рост отмечен и в штуках, и в деньгах).

18.08.2016 | 10:42
В челябинской ипотеке время снижения — ставок, взносов и возраста заемщика

Участники ипотечного рынка Челябинской области рассказали нашему изданию о нескольких трендах, наметившихся и ожидающихся в этой сфере. Опрошенные игроки сообщили о тенденциях на сокращение процентных ставок и величины первоначального взноса, а в одном из банков поведали о росте в общем кредитном объеме доли бюджетников и о том, что южноуральский заемщик помолодел. Респонденты прогнозируют и дальнейшее развитие рынка ипотеки в заданном направлении.

Новости   
Спецпроекты