Техническая инфляция. Челябинские продавцы электроники и бытовой техники сообщили о регулярном росте цен на нее

22 Сентября 2015 Автор: Алина Голованова Фото: Вячеслав Шишкоедов
Техническая инфляция. Челябинские продавцы электроники и бытовой техники сообщили о регулярном росте цен на нее

Сделанное отдельными участниками рынка заявление о предстоящем повышении цен на электронику и бытовую технику не могло остаться без внимания с нашей стороны. И, как оказалось, не напрасно. Пообщавшись с представителями ЭБТ-ритейла, мы, во-первых, узнали о том, что цены на электротовары, а также почти на «все, что включается в розетку», уже ползут вверх, причем в последний месяц — еженедельно, а во-вторых, что переписывание прайсов, вероятнее всего, продолжится и в дальнейшем. Правда, разные категории товара и дорожать будут по-разному — темп и уровень роста будет зависеть от степени привязки брендов к валюте.

Чем дальше, тем дороже

Как сообщил на днях федеральному изданию Алексей Сердюченко, вице-президент по закупкам компании «Эльдорадо», до  конца года электроника может подорожать на 10-20 %.  По его словам, изменения могут произойти не во всех категориях товаров, а только в тех, где стоимость находится в прямой зависимости от курса рубля: подорожают ноутбуки, мобильные телефоны и вся встраиваемая техника, поскольку все это производится за рубежом. Прежними, скорее всего, останутся цены на телевизоры и мониторы, так как большая их часть собирается в России.

«Мы не отмечаем глобального повышения цен, такого, как в конце прошлого года, и не можем строить прогнозы на будущее», — прокомментировали нам заявление господина Сердюченко в «М. Видео», добавив при этом, что наименее привязанного к курсу валюты товара на рынке сегодня довольно много. По крайней мере, на вопрос, адресованный нашим изданием Юлии Зотовой, менеджеру по связям с общественностью «М. Видео», мы получили от представителя этой компании следующий ответ: «Количество российских производителей на рынке БТиЭ значительно меньше, чем иностранных. Но важно отметить тот факт, что большая часть иностранных компаний локализовала производство в РФ. Например, проникновение продукции, собранной у нас в стране, в сегменте телевизоров и крупной бытовой техники доходит до 90 %. Такая техника в меньшей степени подвержена курсовым колебаниям».

В то же время некоторые игроки приводят иной расклад, говорят о том, что в той или иной степени от курсовых колебаний зависит 80-90 % электроники и техники. Так, например, в компании «Найфл» заявили нам, что на рынке ЭБТ основная масса товара в общей структуре приходится либо на чистый импорт, либо на локализованное в России сборочное производство с использованием импортных комплектующих, а «чисто отечественного» среди ЭБТ-брендов очень мало. Например, процентная представленность крупной бытовой техники, в частности, некоторых холодильников с почти полным российским циклом, равна единицам, а в объемах реализации доля такого товара исчисляется 10-15, максимум 20 процентами.

«Энергичные» цены

Более того, в компании «Найфл» нам не только сообщили о большой вероятности ценового повышения в будущем, но и признались о том, что переписывание ценников уже идет полным ходом. Правда, пока стоимость товара увеличивается незначительно, и это, что называется, еще не бросается в глаза. Но, судя по тому, с какой регулярностью происходит изменения прайсов, скоро это и в глаза бросится, и по потребительскому кошельку ударит.

  — Последний месяц цены растут практически еженедельно на 2-3 %, — рассказывает «Южноуральской панораме» Владимир Найденов, генеральный директор «Найфл». — Изменения цен в той или иной степени касаются всех групп товаров и всех позиций, за исключением разве что несезонного и неходового товара, спрос на который в настоящее время минимальный. Уровень роста разный, в среднем техника и электроника уже подорожали до 10 %.

И уже сейчас очевидно, что наиболее подверженной валютному влиянию категорией товара является электроника, производство которой полностью локализовано за рубежом, — здесь речь уже идет не о единицах, а о десятках процентов ценового роста. По данным, предоставленным нашему изданию Алексеем Пятилетовым, управляющим Уральским филиалом «Евросети», в августе на рынке Челябинска средняя цена планшета выросла на 10 % (до 7700 рублей), а смартфоны в среднем подорожали на 23 % (до 8700 рублей). «Электроника в России не производится, поэтому цены на нее очень сильно зависят от курса валют», — объяснил эту неприятную тенденцию специалист. Заметное подорожание электроники, в свою очередь, не замедлило сказаться и на спросе. Если рынок смартфонов, по словам нашего эксперта, в последний месяц этого лета по сравнению с августом 2014‑го упал в натуральном выражении только на шесть процентов, то сопоставимое «штучное» проседание по планшетам достигло 46 %.

К продажам «подключилась» сезонность

Несмотря на неблагоприятную для потребителей тенденцию, люди  в ожидании дальнейшего, еще более сильного подорожания электроники и техники пока не торопятся покупать мобильные телефоны или стиральные машины. По крайней мере, участники рынка всплеска продаж сегодня не фиксируют — по словам опрошенных нами представителей ЭБТ-розницы, в настоящее время все идет своим чередом.

В «Эльдорадо», заявив о том, что из-за падения курса рубля россияне в этот раз не стали скупать технику, как в  ноябре-декабре прошлого года, отметили, что компания зафиксировала лишь сезонный, не ажиотажный подъем продаж по отдельным товарным категориям, — например, по ноутбукам, крупной БТ, телевизорам. О том, что продажи идут в рамках традиционного, присущего определенному сезону спроса, сообщили и в «Нафле». «Бешеного ажиотажа, какой был в декабре 2014‑го, пока мы не наблюдаем, — говорит Владимир Найденов. — Но сейчас, в межсезонье, и структура трат у людей другая — в августе и сентябре люди готовятся к школе и к новому сезону (покупают обувь, одежду). Продажи компьютерной техники и другой электроники выросли, но это традиционное явление — перед началом учебного года такой товар всегда активнее продается. Кроме того, с наступлением холодов люди начали покупать обогревательную технику. С окончанием дачного сезона возникла необходимость и в холодильниках и морозильном оборудовании, для хранения летних заготовок. Но все это никак не связано с валютными скачками, это особенности текущего сезона».

Кроме связанной с сезонностью структуры трат важны, по мнению эксперта, и особенности «поведения» валюты. Поскольку сейчас резких скачков курса не наблюдается, цена доллара растет плавно, а не как в декабре 2014‑го, то нет и «морального давления», и люди  не спешат делать незапланированные покупки, отметил наш собеседник. «У людей сейчас на это просто нет финансовой возможности, — объясняет топ-менеджер «Найфла». — Нет еще так называемой «жировой прослойки», которая обычно накапливается к декабрю, когда люди уже затоварены всем необходимым (одеждой, обувью, какой‑то техникой) к осени и зиме, а к отпуску еще рано готовиться». Чтобы люди кинулись сейчас скупать технику и электронику, население нужно чем‑то очень сильно взбудоражить — либо скачок валюты должен быть критическим, либо подорожание техники — существенным (от 20 %), добавил наш эксперт.

В то же время в «М. Видео», сообщив об увеличенных под занавес лета показателях, сочли уместным сослаться и на инвестиционные покупки. Отметив, что в конце августа в компании зафиксирован рост продаж в интернет-магазине на 150 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, и что основными драйверами стали Москва, Санкт-Петербург, Краснодар и Екатеринбург, этот рост здесь связали с вложениями денег. «Покупатели инвестировали средства в технику А-брендов — Apple, Samsung, LG, Sony (игровые консоли), — уточнили в «М. Видео». — Техника премиальных брендов всегда считалась хорошим вложением в нашей стране, особенно, если у покупателей нет возможности вложить средства в какие‑то более глобальные покупки».

Спрос может «разрядиться»

Как бы то ни было, но участники ЭБТ-розницы морально готовы к дальнейшему росту цен и к связанным с этим фактом последствиям, которые, вероятнее всего, не станут калькой прошлогоднего декабрьского бума. Насколько еще вырастут цены до конца года, будет зависеть от курса доллара, но производители сигнализируют, что стоимость еще будет увеличиваться, говорит гендиректор «Найфла». По его ожиданиям, если к концу 2015‑го техника и электроника подорожают значительно, те, кто планировал покупки в будущем, в декабре их, скорее всего, совершать не станут. То есть на сей раз, полагает наш собеседник, не будет ни того спроса, который обычно наблюдается в это время ежегодно, ни тех бешеных продаж, которые были спровоцированы валютным коллапсом под занавес 2014‑го.

Однако точных прогнозов по дальнейшему развитию ситуации на рынке ЭБТ и потребительского поведения эксперты давать по-прежнему не решаются, отмечая лишь то, что уже сейчас владельцы брендов совместно с продавцами корректируют политику в сфере производственно-торговых взаимоотношений. «Сейчас очень сложно загадывать что‑то наперед, горизонт планирования в последнее время стал очень узким, — говорит Владимир Найденов. — И производители с поставщиками стали очень аккуратными и осторожными — о больших запасах товара сейчас уже речи не идет, сегодня все стараются работать с меньшими, чем раньше, объемами».

В этом смысле ситуация, по мнению нашего собеседника, схожа с той, что наблюдается сейчас на автомобильном рынке, где дилеры вынуждены, подстраиваясь под реальный уровень спроса, закупать автомобили меньшими партиями. Правда, на авторынке все усложняется еще и отсутствием финансов, необходимых для закупа, а в сфере продаж техники и электроники, являющихся все же куда менее дорогим товаром, чем машины, финансовая ситуация не столь критична. Тем не менее представители и этого бизнеса рискованным вложениям предпочитают сегодня перестраховку.

Поделиться

Сегодня | 15:48
Продать идею. На Южном Урале обсудили перспективы креативных индустрий

Челябинск стал первым из городов Урала, где прошел форум «Российская креативная неделя». Это событие по-настоящему уникальное, особенно для города с богатой промышленной историей. Креативные индустрии, которым целиком посвятили это событие, представлены товарами или услугами, являющимися результатом интеллектуальной и творческой деятельности. На Южном Урале в последние годы этот сектор экономики развивается особенно бурно.

23.04.2024 | 15:10
Гонки и цифры. Челябинск принял молодежный IT-форум

Челябинск в очередной раз стал площадкой проведения всероссийского IT-форума. Если год назад слет был ориентирован по большей части на взрослую аудиторию, то в этот раз мастер-классы, конкурсы и другие активности подготовили с прицелом на молодежь. Школьники и студенты быстро осваивают новые технологии, поэтому название форума «на ТЫ с IT» стало очень символичным.

18.08.2016 | 10:53
Ипотечное оживление. Кредиты на «квадраты» в Челябинской области снова в цене

Южноуральский рынок ипотечного жилищного кредитования (ИЖК) демонстрирует уверенный рост. Положительная динамика наблюдается как в отношении количества кредитных организаций, работающих с ипотекой (с начала года число таких банков выросло в полтора раза), так и в объемах кредитования (заметный рост отмечен и в штуках, и в деньгах).

18.08.2016 | 10:42
В челябинской ипотеке время снижения — ставок, взносов и возраста заемщика

Участники ипотечного рынка Челябинской области рассказали нашему изданию о нескольких трендах, наметившихся и ожидающихся в этой сфере. Опрошенные игроки сообщили о тенденциях на сокращение процентных ставок и величины первоначального взноса, а в одном из банков поведали о росте в общем кредитном объеме доли бюджетников и о том, что южноуральский заемщик помолодел. Респонденты прогнозируют и дальнейшее развитие рынка ипотеки в заданном направлении.

Новости   
Спецпроекты