Иномарки буксуют. Сегмент продаж иностранных авто в Челябинске развивается медленными темпами

31 Августа 2015 Автор: Алина Голованова
Иномарки буксуют. Сегмент продаж иностранных авто в Челябинске развивается медленными темпами

Нестабильность на валютном рынке и общая экономическая ситуация в стране, негативно сказавшаяся на покупательской способности, тормозят продажи иномарок. Спад на август у некоторых челябинских автоцентров приблизился к 40 %. Если еще авто премиум-класса, чьи потребители не изменяют своим привычкам, худо-бедно продаются, то средний сегмент значительно просел.

Правда, не у всех дилеров дела идут одинаково — некоторых, в частности, выручают программы господдержки. Светлое будущее, тем не менее, эксперты пророчат компаниям с высоким уровнем локализации производства в России, особенно — в свете сентябрьского подорожания иномарок.

Продажи с разной скоростью

Ситуация на автодилерском рынке схожа с той, что наблюдается в сфере недвижимости: основную долю сделок южноуральцы совершили под занавес 2014‑го, поэтому в 2015-м продажи значительно просели — опрошенные игроки дружно заявили о спаде по итогам семи месяцев этого года. При этом если у одних наиболее провальными оказались второй и третий кварталы, то другие заявили, что начиная с весны рынок начал оживать.

– У нас в этом году падение по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составило 20 %, — рассказывает «Южноуральской панораме» Сергей Попов, коммерческий директор автоцентра «Регинас» (дилер Toyota, Hyundai, Nissan, Chevrolet, Mitsubishi, Skoda, KIA, Opel, Infiniti, Datsun). — Максимальный провал мы отметили весной. Причина одна — объективный фактор: падение спроса связано с низкой покупательской способностью населения. Сейчас ситуация более-менее стабилизировалась.

У некоторых автодилеров продажи упали более чем на треть, а по отдельным маркам — почти на 80 %. К примеру, в «УралАвтоХаусе» (дилер Mercedes-Benz) за семь месяцев зафиксировали спад в районе 37 %. И если еще в первом квартале дела в этом автоцентре шли более-менее хорошо, то во втором продажи начали сокращаться, и это снижение продолжилось и летом. Правда, третий квартал в компании все же рассчитывают завершить с показателями на уровне предыдущего периода, потому что в августе количество сделок превысило июльские показатели. Существенный спад зафиксировали и в «Сатурне» — здесь за семь месяцев 2015 г. результаты продаж RENAULT сократились по отношению к аналогичному периоду 2014 года на 38 %, а по бренду Suzuki, с более узкой целевой аудиторией, падение и вовсе достигло 78 %. Как уточнили в этой компании, самые низкие продажи RENAULT (53 % к такому же периоду прошлого года) были отмечены в первом квартале.

Правда, начиная с весны и по сей день в компании фиксируют подъем. Во II и III кварталах отставание по количеству продаж французской марки сократилось до 25 %. Пошло восстановление и по японскому бренду — выход новинки Suzuki Vitara привлек покупателей, и за последние месяцы отставание по продажам от 2014‑го уменьшилось до 33 %. «Главная причина роста продаж — принятие людьми новых жизненных и экономических условий как факта, — объясняет «ЮП» Ирина Мещерякова, коммерческий директор компании «Сатурн». – Мы продаем очень надежные автомобили с адекватным соотношением цена-качество. RENAULT — это реально средство передвижения, которое необходимо жителям Челябинска и области всегда, несмотря на экономическую ситуацию. Если нужна машина, то при выборе обязательно рассматривают эту марку».

На буксире у власти и банков

Не «заглохнуть» рынку позволяют программы поддержки от государства и акции от производителей, век которых, впрочем, недолог. А некоторые говорят и о новой волне спроса на автокредиты, в связи с их привлекательностью в нынешних условиях.

«Конечно, хорошо способствуют продажам программы господержки (Трейд-ин и утилизация) и субсидированные кредитные программы от RENAULT, — говорит Ирина Мещерякова. — В 2015 году продажи через Трейд-ин выросли значительно, и субсидии от производителей тоже очень популярны среди наших покупателей — в кредит мы продаем больше 50 % автомобилей. Акции «кредит под 0 % или 7,9 %» — это докризисные предложения». По мнению нашей собеседницы, необходимость программ господдержки и их пролонгации очевидна, и это понятно не только авторитейлу, но и правительству России и руководству компаний-импортеров.

Ссылаются на различные виды поддержки и в «Регинасе» — здесь отмечают, что именно благодаря действию специальных программ от государства и производителей продажи пока идут более-менее стабильно. «К примеру, у нас по отдельным брендам до сих пор действует Трейд-ин, — говорит Сергей Попов. — Кроме того, все еще актуальна акция, по которой автомобиль можно взять в кредит под 5,9 % годовых. Но с учетом того, что государство и производители исчерпали свои возможности с экономической точки зрения, уже сейчас идет тренд на сворачивание этих программ».

 Ситуация с автокредитами, между тем, неоднозначная — если одни говорят об их невыгодности, то другие, напротив, заявляют, что сейчас самое время для привлечения банковских займов. Так, по словам Вячеслава Вердыша, директора «УралАвтоХауса», если в начале года таких покупок в компании было очень мало, то сейчас налицо рост их доли. «Реальный уровень годовой инфляции сейчас выше, чем годовая процентная ставка по автокредиту, — объясняет наш спикер, — людям стало выгодно привлекать банковский займ — фактически он является сегодня бесплатной рассрочкой».

Цены газуют

Однако, если летом покупатели более-менее активизировались, то уже осенью автодилеры рискуют столкнуться с падением спроса — из-за очередных валютных скачков и связанного с ними роста цен на автомобили. Как сообщила газета «Коммерсантъ», четыре иностранных производителя – Ford, Suzuki, Peugeot, Citroen — заявили о повышении цен с первого сентября. Peugeot и Citroen, по данным издания, подорожают на 3 %, Ford — на 2-4 %, Suzuki — на 5 %. Некоторые — Volvo, Renault, Lifan — решили не повышать стоимость машин, а отменить бонусные программы. Но, как рассказал федеральному изданию один из источников компании, продающей Lifan, фактически отмена бонусов будет означать подорожание авто на 8 %.

«Сейчас, когда курсы выходят за определенный коридор, вполне вероятно повышение цен, — еще в середине августа высказал предположение сайту autonews.ru Сергей Удалов, исполнительный директор аналитического агентства «Автостат». — Как сильно они вырастут, будет зависеть от политики компании и от возможности снижать маржу, не получать прибыль, генерировать убытки. Те, кому важен российский рынок стратегически, кому важна доля на нем, и кто хочет продолжать продавать даже при невыгодном курсе — поднимут меньше и будут это делать плавно. Для кого такой подход неприемлем, поднимут в соответствии с изменившимся курсом и издержками. В повышении цены дистрибьюторы вынуждены маневрировать между необходимостью повышать цены в связи с изменением курса и необходимостью продавать с оглядкой на действия конкурентов».

По словам Сергея Удалова, покупатель в России не сильно привязан к бренду и пока очень легко меняет марку при более выгодном ценовом предложении. Однако некоторые представители брендов, по которым ожидается изменение прайсов, не опасаются перехода их покупателей на марки компаний-конкурентов. «Повышение цен неизбежно, как реакция на валютные скачки, но это не остановит продажи, — уверены в «Сатурне». — Наши автомобили нужны покупателям как необходимое средство передвижения, поэтому они, как и любые другие товары, в каком‑то объеме будут продаваться».
 
Другие игроки при этом придерживаются менее оптимистичной позиции. Так, по словам Сергея Попова, первосентябрьское подорожание не станет последним, и с учетом этого факта, а также в связи со сворачиванием программ поддержки, стоит ожидать очередного падения спроса. «Пока мы продаем по старым ценам — исходя еще из курса 50-55 рублей за доллар, — говорят в «Регинасе». — Но в сентябре-октябре цены начнут расти, и +5 % — это только начало: думаю, в среднем стоит ожидать не менее 10-процентного роста. Все понимают, что это неминуемо ударит по спросу, и, поскольку никто не хочет быть в лидерах падения, ценники все будут поднимать постепенно». То, что сейчас продажи идут ровно, говорит, по словам нашего спикера, о том, что люди покупают машины, опасаясь их дальнейшего подорожания.

Тем не менее некоторые все же полагают, что хуже — в плане объемов реализации — уже не будет. К примеру, не ожидают дальнейшего оттока покупателей в «УралАвтоХаусе». «У нас уменьшилась поддержка от дистрибьютора с 8 % до 2 %, но, думаю, для наших постоянных клиентов это не станет критичным, — говорит Вячеслав Вердыш. — Раньше в общем объеме продаж доля таких клиентов составляла 50 %, а остальные 50 % были случайными покупателями. В этом году вторая половина практически полностью «вымылась», а тех, кто остался, у кого ежемесячный доход равен, условно говоря, цене двадцати мерседесов, никакие скачки валют и рост цен не остановят — кто всю жизнь приобретал дорогие авто, тот продолжит их покупать».

Вторичное или локальное?

Как бы то ни было, но некоторое перераспределение на рынке, по мнению экспертов, все же неизбежно. Специалисты полагают, что валютные колебания и, как следствие, рост цен на новые иномарки приведут к тому, что определенная часть покупателей переключится на менее зависимые от курса доллара сегменты. В частности, некоторые начнут покупать авто с пробегом. «Но надо понимать, что вторичный рынок рано или поздно догоняет первичный, то есть на нем происходят те же тенденции, что и на первичном, только с отставанием», — обращает наше внимание Сергей Попов.

А вот на новые отечественные автомобили или на авто с высоким уровнем локализации производства в РФ валютные скачки действительно могут подстегнуть спрос. Зависимость от курсов валют у таких производителей минимальна, поэтому и по ценам подорожание доллара и евро сильно не ударит.

«Прежде всего  это касается, конечно, АвтоВАЗа, а также корейских машин со сборкой в России — например, «Хендай Солярис», — продолжает топ-менеджер «Регинаса». — Преимущества будут у компаний с производством на территории нашей страны — им будет сложнее свернуть свой бизнес, нужно будет поддерживать производство». То есть и падения объемов выпуска у них не ожидается, и спрос на их продукцию будет более высоким, чем на подорожавшие иномарки.

По словам нашего спикера, корейские машины уже прилично нарастили свою долю на рынке, чего, к примеру, не скажешь о «китайцах», у которых нет нормального производства в России и которые более подвержены валютному влиянию. Да и в принципе доля китайских авто в России пока, по словам эксперта, невысокая. Возможно, в будущем ситуация изменится, но, как полагает наш собеседник, вряд ли существенно.

Что ждет «за поворотом»

Кто бы что ни говорил, но все эти экономические потрясения, включая «скачущую» валюту, все же довольно больно ударили по авторынку — он ужался не только в денежном выражении, но и в плане количества точек продаж. И как быстро эта отрасль восстановится — прогнозировать с уверенностью не берется пока никто.

«Очевидно пока только одно — снижение доходности бизнеса, — говорит Сергей Попов, — автопроизводители изменили бизнес-модель, и в этом году доход от продаж у них упал по сравнению с  2014-м в четыре раза. Из-за отсутствия финансов производители сокращают количество своих автоцентров по стране, некоторые автодилеры уходят с рынка. Ведь большинство компаний закредитовано и работает на оборотных средствах, а поскольку обороты упали, компании лишились возможности совершать операции по приобретению машин». Многие, по словам нашего спикера, перешли на стопроцентную предоплату товара, но это чревато негативными последствиями уже для самого потребителя — в Челябинске были такие случаи, когда клиенты, заплатив всю сумму, в результате оставались и без автомобиля, и без денег.

По мнению Вячеслава Вердыша, несмотря на наблюдающийся в последнее время тренд на закрытие автоцентров, вряд ли стоит ожидать какого‑то глобального передела рынка. «Скорее всего, будет происходить консолидация, объединение, вряд ли кто‑то просто исчезнет», — предположил наш спикер.
При этом он справедливо заметил, что после любого кризиса наступает подъем, правда, выход из нынешнего экономического коллапса, по мнению эксперта, — вопрос в лучшем случае 2017 года.

«Планировать в сегодняшних условиях практически невозможно, — считает и Ирина Мещерякова. — Подстраиваем бизнес-процессы под сегодняшнюю ситуацию, стараясь при этом все же предлагать наиболее выгодные условия приобретения автомобиля».

Вчера | 15:13
Техосмотр на камеру. Семь новых законов, которые вступят в силу в марте

Изменения в процедуре техосмотра автомобилей, дополнительная защита персональных данных, уголовная ответственность для физлиц-иноагентов. Об этих и других нововведения первого месяца весны «ЮП» рассказали в Госдуме.

Вчера | 12:23
Не только заводы. Челябинская область пересматривает подходы к развитию туризма

Туризм может стать новой индустрией в Челябинской области, однако имеющиеся ресурсы требуют серьезного апгрейда. Справиться с этой задачей поможет активное участие региона в реализации нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства», принятие которого ожидается в первой половине 2021 года.

18.08.2016 | 10:53
Ипотечное оживление. Кредиты на «квадраты» в Челябинской области снова в цене

Южноуральский рынок ипотечного жилищного кредитования (ИЖК) демонстрирует уверенный рост. Положительная динамика наблюдается как в отношении количества кредитных организаций, работающих с ипотекой (с начала года число таких банков выросло в полтора раза), так и в объемах кредитования (заметный рост отмечен и в штуках, и в деньгах).

18.08.2016 | 10:42
В челябинской ипотеке время снижения — ставок, взносов и возраста заемщика

Участники ипотечного рынка Челябинской области рассказали нашему изданию о нескольких трендах, наметившихся и ожидающихся в этой сфере. Опрошенные игроки сообщили о тенденциях на сокращение процентных ставок и величины первоначального взноса, а в одном из банков поведали о росте в общем кредитном объеме доли бюджетников и о том, что южноуральский заемщик помолодел. Респонденты прогнозируют и дальнейшее развитие рынка ипотеки в заданном направлении.

Новости   
Спецпроекты