Сергей Зырянов о Томинском ГОКе: «Когда давят и торопят с принятием решения, надо остановиться и задуматься»

5 Октября 2015 Автор: Руслан Сафин Фото: Владлена Шваб
Сергей Зырянов о Томинском ГОКе: «Когда давят и торопят с принятием решения, надо остановиться и задуматься»

Дискуссия на тему возможного строительства Томинского горно-обогатительного комбината в пригороде Челябинска в последнее время получила новое измерение — социально-экономическое. Все чаще можно услышать вопросы: не обернется ли кажущийся сейчас выгодным для Челябинской области проект будущими убытками? Не ответит ли население на появление еще одного потенциально опасного производства бегством?

ГОК_Зырянов-Сергей-Григорьевич.jpgКак реализация проекта повлияет на малый и средний бизнес? За экспертным мнением по этому поводу «ЮП» обратилась к директору Челябинского филиала РАНХиГС профессору Сергею Зырянову.

— Сергей Григорьевич, оправданно ли мнение, что Томинский ГОК принесет нам не выгоды, а убытки?

— При том объеме доступной информации о проекте Томинского ГОКа, который есть, ни один реалистично мыслящий человек не выскажется на сто процентов ни за, ни против. ГОК — это большой, сложный и многоаспектный проект. Понятно, что руководство Челябинской области заинтересовано в появлении новых источников пополнения областного бюджета. В случае успешной реализации этот проект сулит разовый крупный приток инвестиций, длительные ежегодные поступления в бюджет (по разным оценкам, от 800 млн до 2,5 млрд рублей) и создание более 1000 новых рабочих мест. Это серьезный экономический бонус, особенно на фоне кризиса и снижения объема валового регионального продукта.

На другой чаше весов лежит комфортность среды проживания горожан. А здесь возможные негативные социально-экономические последствия проявятся не сразу, а только в среднесрочной перспективе. Это может быть рост заболеваемости населения в связи с ухудшением экологической ситуации, что повлечет косвенные или даже прямые экономические потери как бюджета, так и населения. Это закрепление за Челябинской областью имиджа региона с высокими экологическими рисками, ориентированного на сырьевую экономику, что может снизить его инвестиционную привлекательность в сфере туризма, рекреации, сельского хозяйства. Есть и такие минусы, которые мы даже теоретически не можем сейчас спрогнозировать. Например, возможное снижение мировых цен на медь, которое сделает проект нерентабельным.

Сказать, чего в проекте ГОКа больше, выгод или убытков, можно только после серьезных экономических расчетов и оценок социальных последствий, и их обязательно нужно сделать. Сейчас главное — не спешить с окончательным решением. Ведь речь идет об объекте, который будет работать несколько десятилетий. Нужно максимально точно, насколько мы можем, спрогнозировать все возможные последствия, а для этого нужна комплексная независимая социально-экономическая экспертиза. Когда давят и торопят с принятием решения, это сигнал, что надо остановиться и задуматься.

— Кто должен провести такую экспертизу?

— Такая организация определяется в ходе открытого конкурса. В Челябинске такие структуры вряд ли можно найти. Но это могут быть компании из других регионов или даже из других государств. Заказчиком всех экспертиз должны выступить власти региона, а плательщиком — выгодоприобретатель, то есть Русская медная компания, но никак не областной бюджет.

По-хорошему, такую экспертизу нужно было начинать полтора-два года назад. Еще не поздно, но надо понимать, что она потребует определенного времени. В развитых странах в отношении подобных масштабных проектов еще на этапе технико-экономического обоснования проводится социально-экономический проектный анализ, в котором кроме технических, коммерческих и финансовых вопросов рассматриваются экологические, социальные, институциональные последствия от реализации масштабного проекта. Оцениваются и затраты на устранение этих последствий. То есть, чтобы оценить экономическую состоятельность проекта Томинского ГОКа, нужно учесть все возможные негативные его последствия и размер средств, необходимых для их устранения. При этом основополагающим должен являться принцип, что параметры экологической среды до реализации проекта и после его завершения должны быть примерно одинаковы.

В Европе и Северной Америке выполнение этих требований является обязательным, и в результате стоимость экологических и социальных мероприятий становится сопоставимой с размером технико-технологических затрат. Именно поэтому на Западе предприятия с высокими экологическими рисками предпочитают переносить в страны «третьего мира».

Таким образом, после более глубокого анализа проект Томинского ГОКа может оказаться как рентабельным, так и нерентабельным, если будут учтены все экологические и социально-экономические риски. Признаюсь, я не встречал в российской практике такого системного экспертного анализа. Но публичное, системное и профессиональное обсуждение — это единственный способ узнать, что мы в реальности можем получить от этого проекта.

— Нередко можно услышать от жителей Челябинска, что они уедут, если ГОК построят. Какая часть населения действительно может это сделать?

— Процесс миграции из Челябинска идет уже не первое десятилетие. Появление ГОКа может стать одним из катализаторов этого процесса. В 2013 году мы проводили областное социологическое исследование, и 5 % респондентов из числа трудоспособного населения заявили о готовности покинуть Челябинскую область. Каждый десятый студент челябинских вузов рассматривает возможность трудоустройства в других регионах и даже других странах. В случае появления дополнительных экологических угроз мотивация этих людей на отъезд только усилится. Хочу напомнить, что с 2006 по 2015 год численность населения в трудоспособном возрасте Челябинской области снизилась на 200 тысяч человек. По прогнозу Челябинскстата, в период с 2018 по 2030 год нас ожидает отрицательный прирост населения — примерно от 5 до 10 тысяч человек ежегодно. Кроме того, мы начинаем испытывать последствия «демографической ямы» 90-х годов, которые будут длиться лет тридцать. Так что лучше бы подумать о проведении политики по закреплению и привлечению населения в наш регион.

Я думаю, что если при принятии решения по строительству Томинского ГОКа власти будут ориентироваться только на экономические выгоды без всесторонней независимой экспертизы возможных экологических и социальных последствий, то вероятность, что Челябинск в течение полутора-двух десятилетий могут покинуть еще 5-10 % жителей, молодых и экономически активных, в том числе из когорты бизнесменов, возрастет.

Анкета эксперта: Зырянов Сергей Григорьевич

Поделиться

Вчера | 13:37
Челябинские промышленники обсудили угрозы для бизнеса в 2025 году

О повышении производительности труда, борьбе с нехваткой кадров и продолжении инвестиционных программ шла речь на последнем в этом году заседании Союза промышленников и предпринимателей (СПП) Челябинской области.

28.11.2024 | 09:36
Чего не хватает туристической отрасли Южного Урала

На заседании правительственной комиссии по развитию туризма, которое провел 25 ноября вице-премьер Дмитрий Чернышенко, были подведены предварительные итоги нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства». О достижениях Челябинской области в выполнении мероприятий нацпроекта рассказал губернатор Алексей Текслер.

05.10.2018 | 09:25
Спаси и сохрани. Один из редких видов жуков обитает только в горных тундрах Южного Урала

Ученые говорят, что ему требуется особая защита.

04.10.2018 | 09:11
Квота не поможет. Челябинским писателям посоветовали самим пробивать себе дорогу на рынок

Челябинск занял 11-е место в рейтинге самых читающих городов России и с каждым годом улучшает свои позиции.

Новости   
Спецпроекты