Горячая линия Минздрава для вернувшихся из-за границы: 8 (351) 240-15-16. 
Оперативная информация по коронавирусу в мире, стране и регионе.

В гастрономическом масштабе. В Челябинской области обостряется конкуренция среди продуктовых гипермаркетов крупных сетей

26 Ноября 2015 Автор: Алина Голованова Фото: Вячеслав Шишкоедов
В гастрономическом масштабе. В Челябинской области обостряется конкуренция среди продуктовых гипермаркетов крупных сетей

В крупноформатной продуктовой рознице Челябинской области растет число гипермаркетов. Правда, происходит это cегодня за счет лишь федеральных и транснациональных игроков.

Нынешней осенью Челябинск пополнился сразу двумя продуктовыми гипермаркетами петербургской сети «Лента», а в декабре прирастет международным проектом — французским Auchan — Магнитогорск. Локальные же игроки планов по расширению на Южном Урале — как в столице, так и в городах области — в настоящее время не вынашивают, ссылаясь на резкое ухудшение экономической ситуации в стране. Тяжелая обстановка в экономике, негативно влияющая на спрос, — не то, на чем приходится сейчас сосредоточивать внимание, отмечают ритейлеры.

Больших — немного

В южноуральской рознице представлено несколько сетей, торгующих продуктами питания и при этом работающих в нашем регионе только или в том числе с крупными форматами. Среди них игроки и международного, и российского, и регионального масштаба. Это французский Auchan (в Челябинске и Магнитогорске) и входящий в структуру немецкой группы компаний центр мелкооптовой торговли Metro Cash and Carry (в Копейске и Магнитогорске). Действуют на рынке и федеральные ритейлеры — «Карусель», принадлежащая московской Группе X5 (по одному гипермаркету в Челябинске и Миассе), и «Магнит», являющийся проектом краснодарского ЗАО «Тандер» (четыре гипермаркета в Челябинске, пять в Магнитогорске и один в Миассе).

В столице Южного Урала конкурируют между собой и проекты федеральных сетей, работающие в нашем регионе только в одном городе. Это гипермаркет «Наш», принадлежащий московскому «Седьмому континенту», и новичок на челябинском рынке — петербургская сеть «Лента». Торгуют в Челябинске «по-крупному» и локальные игроки: холдинг «Русский дом», представленный на продуктовом рынке гипермаркетом «Теорема», и компания «МОЛЛ», развивающая собственную сеть гипер- и супермаркетов, а также магазинов у дома под брендом «Молния», и также проект по франшизе SPAR. «Молния», правда, в отличие от своего конкурента — «Теоремы», представлена крупным форматом и в области (согласно информации на сайте компании, всего гипермаркетов под этой вывеской в регионе семь: шесть из них  в Челябинске, один   в Миассе).

Транснациональные и федеральные компании, несмотря на непростую ситуацию в экономике, свою экспансию в городах Челябинской области не замораживают. Так, «Лента» этой осенью увеличила свое присутствие на рынке Челябинска в сегменте крупноформатной розницы, а в декабре Auchan откроет свой второй  после Челябинска гипермаркет на Южном Урале — в Магнитогорске.

«Лента» растянулась

Петербургская сеть, которая пришла на южноуральский рынок в начале этого года, открыв в феврале гипермаркет по адресу: Блюхера, 126, ближе к концу 2015-го — в октябре и ноябре — пополнилась в Челябинске еще двумя гипермаркетами. Напомним, в сентябре «Лента» объявила о заключении соглашения с Группой компаний «О’Кей» о покупке трех магазинов и трех земельных участков. Два из трех магазинов, купленных под гипермаркеты формата «стандарт», находятся в Челябинске (один — в Волгограде). А на участках, один из которых тоже расположен в столице Южного Урала (остальные — в Омске и Таганроге), «Лента» планирует построить новые гипермаркеты в 2016-2017 годах.

Об открытии второго магазина «Ленты» в Челябинске, который как раз и занял здание, приобретенное у конкурента, по адресу: ул. Черкасская, д. 23, компания сообщила в конце октября. Общая площадь этого гипермаркета в формате «компакт» составляет 14 600 кв. м, из которых на торговую площадь приходится 6 000 кв. м. На полках представлено около 19 тысяч наименований товаров. А в ноябре «Лента» открыла свой третий в Челябинске гипермаркет  в формате «стандарт». Общая площадь магазина, расположившегося на Копейское шоссе, д. 64 (в ТРЦ «Алмаз»), составила 15 697 кв. м, из которых 7 665 кв. м — торговое пространство. Ассортимент включает в себя около 26 тысяч наименований.

Как отмечают в компании, во всех гипермаркетах «Ленты» наряду с продукцией федерального ассортимента и товарами под собственными торговыми марками покупателям предлагается и местная продуция. «Лента» активно работает с местными производителями, — сообщила корреспонденту «ЮП» Анастасия Кузнецова, менеджер по корпоративным коммуникациям отдела по связям с общественностью компании «Лента». — Так, на сегодняшний день количество локальных поставщиков в наших магазинах в Челябинске выросло на 60 % по сравнению с февралем 2015 года».

С открытием третьего магазина в Челябинске «Лента» расширила свое присутствие на Урале до 12 гипермаркетов в шести городах. В компании рассчитывают на то, что новые магазины позволят эффективнее использовать возможности логистической инфраструктуры, в частности, нового распределительного центра в Екатеринбурге, открытие которого запланировано на конец этого года.

«Ашан» атакует

Не стоит на месте и французский ритейлер, до недавних пор представленный на Урале четырьмя гипермаркетами: двумя в Екатеринбурге (с 2006 г. и с 2008 г.), одним в Челябинске, действующим с декабря 2011‑го, и одним в Тюмени   с февраля 2013‑го. Под занавес 2015 года компания намерена расширить свое присутствие в УрФО  и именно в Челябинской области. В регионе это открытие станет  прецедентом, потому что на Урале магазин французской сети впервые появится не в миллионнике, а в городе с численностью населения 417 тысяч человек — Магнитогорске. Напомним, в Магнитке это будет уже второй международный проект, первым стал несколько лет ТЦ Metro Cash and Carry.

Открытие «Ашана» в формате «Сити» в городе металлургов изначально было проанонсировано на ноябрь, но, по уточненным данным, оно состоится в декабре. Как рассказали нашему изданию в компании, общая площадь магазина   более 8000 кв. м, в ассортименте будет представлено 23 тысячи наименований товаров, 40 % из которых — продовольственные, 60 % — непродовольственные. Как и в других гипермаркетах ритейлера, в магнитогорском будут установлены столы для упаковки посуды, личных вещей, тортов. «В хлебном отделе будет находиться пекарня, в которой всегда можно будет найти свежеиспеченный хлеб, в отделе кулинарии можно будет приобрести блюда собственного производства, отдел свежей рыбы предоставит услуги по чистке рыбы», — отметили в «Ашане».

  — Мы стремимся к тому, чтобы наши клиенты, имея все тот же бюджет, покупали большее количество товаров, — комментирует «ЮП» новое открытие Мария Курносова, директор по внешним коммуникациям «АШАН Россия». — Мы бы хотели, чтобы у всех была такая возможность, именно поэтому торговой сети необходимо развитие. В данном случае   в рамках региона, тем более  что Магнитогорск является крупным городом Челябинской области. Нельзя забывать и о принципе «мы выбираем, нас выбирают»: собственник торгового центра, в котором будет располагаться наш магазин, остановил свой выбор именно на нашей компании. Он считает, что, сотрудничая с нами, его торговый центр будет иметь хорошую динамику и привлекательность в глазах клиентов.

В «Ленте» тоже не исключают возможности экспансии в города области. «Мы заинтересованы в укреплении своих нынешних позиций на рынке, а также в открытии новых магазинов в тех городах, в которых мы в настоящий момент не присутствуем, включая города с населением менее одного миллиона жителей», — сообщили «ЮП» в пресс-службе компании. В любом случае ритейлер уверен в дальнейшей реализации программы открытия гипермаркетов, в 2016 г. «Лента» намеревается увеличить число таких открытий выше уровня 2014 года (более 31‑го).

Конкуренция — не самое страшное

Однако ситуация с усилением позиций продуктовых сетей на Южном Урале неоднозначная. Если международные и федеральные игроки продолжают свою экспансию, то местные программу развития, по крайней мере в отношении крупноформатной розницы, приостанавливают. Как отметили в компании, развивающей сеть «Молния», о расширении в Челябинске и городах области речи не пойдет до изменения ситуации на рынке. А ситуация эта на сегодня очень непростая, поэтому ужесточение конкурентной обстановки — не самый насущный вопрос, добавили в сети.

— Конкуренция  усилилась более всего между гипермаркетами, расположенными в торговых центрах, — дает свой комментарий «ЮП» директор по маркетингу ООО «МОЛЛ» Юрий Блохин. — Сетевые магазины, конкурируя между собой, продолжают развиваться за счет сокращения доли индивидуальных предпринимателей и нецивилизованной торговли.  Но в настоящий момент главная проблема — это резкое ухудшение экономической ситуации в стране и регионе и падение реальных доходов населения, а конкуренция — в меньшей степени.

Мысль о том, что главное сегодня — покупательская способность, которая заметно просела, косвенно подтверждают и федеральные игроки. Так, о том, что покупатель стал более рачительным, говорят в «Ашане». Как отметила Мария Курносова, в Челябинске, как и в целом по стране, потребительское поведение претерпело значительное изменение в связи с экономической ситуацией: сегодня клиенты осознанно подходят к выбору товара, оптимизируя бюджет. «Мы отмечаем увеличение спроса на «товары первой цены», — говорит наш спикер, — то есть потребитель начинает экономить за счет продуктовой корзины, отдавая предпочтение более дешевым товарам. Кроме того, увеличивается число клиентов, которые приходят в гипермаркет только за продовольственными товарами. По нашим данным, их доля занимает почти 30 % от общего числа покупателей».

В петербургской сети проблему экономного потребителя рассчитывают решать за счет политики низких цен, которой «Лента» планирует придерживаться и дальше. «Мы проводим регулярные промоакции, дающие возможность приобрести товары со скидкой до 70 %, предоставляем скидку в 5 % по карте лояльности, а также дополнительные скидки от 3 % до 8 % для социально уязвимых категорий граждан», — сообщили нам в «Ленте».

Подстраховка нон-фудом

В онлайне, между тем, где продовольственные ритейлеры продают товар категории «нон-фуд», спрос довольно устойчивый. Поэтому для традиционной продуктовой розницы альтернативная торговля служит в непростой период своего рода подушкой безопасности.

Так, в «Ашане» сообщили нам о том, что в их интернет-магазине, который в Челябинске начал функционировать год назад, спрос на непродовольственные товары стабильно высокий, по объему заказов Челябинск регулярно входит в ТОП‑10. «Товары-лидеры по продажам меняются в зависимости от сезона, — отмечают в компании. — Например, летом самыми популярными товарами на Auchan.ru были бассейны и батуты, а в период новогодних продаж — игрушки и подарки. Это вполне традиционно и ожидаемо».

Чтобы интернет-магазин развивался и дальше, в компании расширяют ассортимент. Если в начале года на сайте были представлены только мебель, игрушки и товары для сада, то уже сегодня для заказа доступны товары для декора,  электроника, детские товары, музыкальные инструменты. «Поскольку основное направление, которое мы развиваем на сайте, — это товары для дома и семьи, в ближайшее время будем наполнять наш сайт именно этими категориями», — отметили в «Ашане», добавив, что весь ассортимент интернет-магазина доступен для заказа южноуральцам.

21.01.2021 | 11:06
Невольные хлеба. Челябинские компании переводят работников на самозанятость

Челябинские компании под шумок пандемии переводят работников на самозанятость, чтобы сэкономить на налогах. Такая схема оптимизации налогообложения противоречит закону, но ковидные ограничения помешали наработать практику выявления подобных нарушений, указывают юристы.

14.01.2021 | 15:57
Спасение льготами. В регионе подсчитали объемы «антиковидной» поддержки бизнеса

С 20 марта по 2 декабря 2020 года предприниматели региона получили около 11 млрд рублей на возобновление деятельности и неотложные нужды. «Антикризисные» программы льготного кредитования бизнеса сработали эффективно, отмечают эксперты.

18.08.2016 | 10:53
Ипотечное оживление. Кредиты на «квадраты» в Челябинской области снова в цене

Южноуральский рынок ипотечного жилищного кредитования (ИЖК) демонстрирует уверенный рост. Положительная динамика наблюдается как в отношении количества кредитных организаций, работающих с ипотекой (с начала года число таких банков выросло в полтора раза), так и в объемах кредитования (заметный рост отмечен и в штуках, и в деньгах).

18.08.2016 | 10:42
В челябинской ипотеке время снижения — ставок, взносов и возраста заемщика

Участники ипотечного рынка Челябинской области рассказали нашему изданию о нескольких трендах, наметившихся и ожидающихся в этой сфере. Опрошенные игроки сообщили о тенденциях на сокращение процентных ставок и величины первоначального взноса, а в одном из банков поведали о росте в общем кредитном объеме доли бюджетников и о том, что южноуральский заемщик помолодел. Респонденты прогнозируют и дальнейшее развитие рынка ипотеки в заданном направлении.

Новости   
Спецпроекты