В гастрономическом масштабе. В Челябинской области обостряется конкуренция среди продуктовых гипермаркетов крупных сетей

26 Ноября 2015 Автор: Алина Голованова Фото: Вячеслав Шишкоедов
В гастрономическом масштабе. В Челябинской области обостряется конкуренция среди продуктовых гипермаркетов крупных сетей

В крупноформатной продуктовой рознице Челябинской области растет число гипермаркетов. Правда, происходит это cегодня за счет лишь федеральных и транснациональных игроков.

Нынешней осенью Челябинск пополнился сразу двумя продуктовыми гипермаркетами петербургской сети «Лента», а в декабре прирастет международным проектом — французским Auchan — Магнитогорск. Локальные же игроки планов по расширению на Южном Урале — как в столице, так и в городах области — в настоящее время не вынашивают, ссылаясь на резкое ухудшение экономической ситуации в стране. Тяжелая обстановка в экономике, негативно влияющая на спрос, — не то, на чем приходится сейчас сосредоточивать внимание, отмечают ритейлеры.

Больших — немного

В южноуральской рознице представлено несколько сетей, торгующих продуктами питания и при этом работающих в нашем регионе только или в том числе с крупными форматами. Среди них игроки и международного, и российского, и регионального масштаба. Это французский Auchan (в Челябинске и Магнитогорске) и входящий в структуру немецкой группы компаний центр мелкооптовой торговли Metro Cash and Carry (в Копейске и Магнитогорске). Действуют на рынке и федеральные ритейлеры — «Карусель», принадлежащая московской Группе X5 (по одному гипермаркету в Челябинске и Миассе), и «Магнит», являющийся проектом краснодарского ЗАО «Тандер» (четыре гипермаркета в Челябинске, пять в Магнитогорске и один в Миассе).

В столице Южного Урала конкурируют между собой и проекты федеральных сетей, работающие в нашем регионе только в одном городе. Это гипермаркет «Наш», принадлежащий московскому «Седьмому континенту», и новичок на челябинском рынке — петербургская сеть «Лента». Торгуют в Челябинске «по-крупному» и локальные игроки: холдинг «Русский дом», представленный на продуктовом рынке гипермаркетом «Теорема», и компания «МОЛЛ», развивающая собственную сеть гипер- и супермаркетов, а также магазинов у дома под брендом «Молния», и также проект по франшизе SPAR. «Молния», правда, в отличие от своего конкурента — «Теоремы», представлена крупным форматом и в области (согласно информации на сайте компании, всего гипермаркетов под этой вывеской в регионе семь: шесть из них  в Челябинске, один   в Миассе).

Транснациональные и федеральные компании, несмотря на непростую ситуацию в экономике, свою экспансию в городах Челябинской области не замораживают. Так, «Лента» этой осенью увеличила свое присутствие на рынке Челябинска в сегменте крупноформатной розницы, а в декабре Auchan откроет свой второй  после Челябинска гипермаркет на Южном Урале — в Магнитогорске.

«Лента» растянулась

Петербургская сеть, которая пришла на южноуральский рынок в начале этого года, открыв в феврале гипермаркет по адресу: Блюхера, 126, ближе к концу 2015-го — в октябре и ноябре — пополнилась в Челябинске еще двумя гипермаркетами. Напомним, в сентябре «Лента» объявила о заключении соглашения с Группой компаний «О’Кей» о покупке трех магазинов и трех земельных участков. Два из трех магазинов, купленных под гипермаркеты формата «стандарт», находятся в Челябинске (один — в Волгограде). А на участках, один из которых тоже расположен в столице Южного Урала (остальные — в Омске и Таганроге), «Лента» планирует построить новые гипермаркеты в 2016-2017 годах.

Об открытии второго магазина «Ленты» в Челябинске, который как раз и занял здание, приобретенное у конкурента, по адресу: ул. Черкасская, д. 23, компания сообщила в конце октября. Общая площадь этого гипермаркета в формате «компакт» составляет 14 600 кв. м, из которых на торговую площадь приходится 6 000 кв. м. На полках представлено около 19 тысяч наименований товаров. А в ноябре «Лента» открыла свой третий в Челябинске гипермаркет  в формате «стандарт». Общая площадь магазина, расположившегося на Копейское шоссе, д. 64 (в ТРЦ «Алмаз»), составила 15 697 кв. м, из которых 7 665 кв. м — торговое пространство. Ассортимент включает в себя около 26 тысяч наименований.

Как отмечают в компании, во всех гипермаркетах «Ленты» наряду с продукцией федерального ассортимента и товарами под собственными торговыми марками покупателям предлагается и местная продуция. «Лента» активно работает с местными производителями, — сообщила корреспонденту «ЮП» Анастасия Кузнецова, менеджер по корпоративным коммуникациям отдела по связям с общественностью компании «Лента». — Так, на сегодняшний день количество локальных поставщиков в наших магазинах в Челябинске выросло на 60 % по сравнению с февралем 2015 года».

С открытием третьего магазина в Челябинске «Лента» расширила свое присутствие на Урале до 12 гипермаркетов в шести городах. В компании рассчитывают на то, что новые магазины позволят эффективнее использовать возможности логистической инфраструктуры, в частности, нового распределительного центра в Екатеринбурге, открытие которого запланировано на конец этого года.

«Ашан» атакует

Не стоит на месте и французский ритейлер, до недавних пор представленный на Урале четырьмя гипермаркетами: двумя в Екатеринбурге (с 2006 г. и с 2008 г.), одним в Челябинске, действующим с декабря 2011‑го, и одним в Тюмени   с февраля 2013‑го. Под занавес 2015 года компания намерена расширить свое присутствие в УрФО  и именно в Челябинской области. В регионе это открытие станет  прецедентом, потому что на Урале магазин французской сети впервые появится не в миллионнике, а в городе с численностью населения 417 тысяч человек — Магнитогорске. Напомним, в Магнитке это будет уже второй международный проект, первым стал несколько лет ТЦ Metro Cash and Carry.

Открытие «Ашана» в формате «Сити» в городе металлургов изначально было проанонсировано на ноябрь, но, по уточненным данным, оно состоится в декабре. Как рассказали нашему изданию в компании, общая площадь магазина   более 8000 кв. м, в ассортименте будет представлено 23 тысячи наименований товаров, 40 % из которых — продовольственные, 60 % — непродовольственные. Как и в других гипермаркетах ритейлера, в магнитогорском будут установлены столы для упаковки посуды, личных вещей, тортов. «В хлебном отделе будет находиться пекарня, в которой всегда можно будет найти свежеиспеченный хлеб, в отделе кулинарии можно будет приобрести блюда собственного производства, отдел свежей рыбы предоставит услуги по чистке рыбы», — отметили в «Ашане».

  — Мы стремимся к тому, чтобы наши клиенты, имея все тот же бюджет, покупали большее количество товаров, — комментирует «ЮП» новое открытие Мария Курносова, директор по внешним коммуникациям «АШАН Россия». — Мы бы хотели, чтобы у всех была такая возможность, именно поэтому торговой сети необходимо развитие. В данном случае   в рамках региона, тем более  что Магнитогорск является крупным городом Челябинской области. Нельзя забывать и о принципе «мы выбираем, нас выбирают»: собственник торгового центра, в котором будет располагаться наш магазин, остановил свой выбор именно на нашей компании. Он считает, что, сотрудничая с нами, его торговый центр будет иметь хорошую динамику и привлекательность в глазах клиентов.

В «Ленте» тоже не исключают возможности экспансии в города области. «Мы заинтересованы в укреплении своих нынешних позиций на рынке, а также в открытии новых магазинов в тех городах, в которых мы в настоящий момент не присутствуем, включая города с населением менее одного миллиона жителей», — сообщили «ЮП» в пресс-службе компании. В любом случае ритейлер уверен в дальнейшей реализации программы открытия гипермаркетов, в 2016 г. «Лента» намеревается увеличить число таких открытий выше уровня 2014 года (более 31‑го).

Конкуренция — не самое страшное

Однако ситуация с усилением позиций продуктовых сетей на Южном Урале неоднозначная. Если международные и федеральные игроки продолжают свою экспансию, то местные программу развития, по крайней мере в отношении крупноформатной розницы, приостанавливают. Как отметили в компании, развивающей сеть «Молния», о расширении в Челябинске и городах области речи не пойдет до изменения ситуации на рынке. А ситуация эта на сегодня очень непростая, поэтому ужесточение конкурентной обстановки — не самый насущный вопрос, добавили в сети.

— Конкуренция  усилилась более всего между гипермаркетами, расположенными в торговых центрах, — дает свой комментарий «ЮП» директор по маркетингу ООО «МОЛЛ» Юрий Блохин. — Сетевые магазины, конкурируя между собой, продолжают развиваться за счет сокращения доли индивидуальных предпринимателей и нецивилизованной торговли.  Но в настоящий момент главная проблема — это резкое ухудшение экономической ситуации в стране и регионе и падение реальных доходов населения, а конкуренция — в меньшей степени.

Мысль о том, что главное сегодня — покупательская способность, которая заметно просела, косвенно подтверждают и федеральные игроки. Так, о том, что покупатель стал более рачительным, говорят в «Ашане». Как отметила Мария Курносова, в Челябинске, как и в целом по стране, потребительское поведение претерпело значительное изменение в связи с экономической ситуацией: сегодня клиенты осознанно подходят к выбору товара, оптимизируя бюджет. «Мы отмечаем увеличение спроса на «товары первой цены», — говорит наш спикер, — то есть потребитель начинает экономить за счет продуктовой корзины, отдавая предпочтение более дешевым товарам. Кроме того, увеличивается число клиентов, которые приходят в гипермаркет только за продовольственными товарами. По нашим данным, их доля занимает почти 30 % от общего числа покупателей».

В петербургской сети проблему экономного потребителя рассчитывают решать за счет политики низких цен, которой «Лента» планирует придерживаться и дальше. «Мы проводим регулярные промоакции, дающие возможность приобрести товары со скидкой до 70 %, предоставляем скидку в 5 % по карте лояльности, а также дополнительные скидки от 3 % до 8 % для социально уязвимых категорий граждан», — сообщили нам в «Ленте».

Подстраховка нон-фудом

В онлайне, между тем, где продовольственные ритейлеры продают товар категории «нон-фуд», спрос довольно устойчивый. Поэтому для традиционной продуктовой розницы альтернативная торговля служит в непростой период своего рода подушкой безопасности.

Так, в «Ашане» сообщили нам о том, что в их интернет-магазине, который в Челябинске начал функционировать год назад, спрос на непродовольственные товары стабильно высокий, по объему заказов Челябинск регулярно входит в ТОП‑10. «Товары-лидеры по продажам меняются в зависимости от сезона, — отмечают в компании. — Например, летом самыми популярными товарами на Auchan.ru были бассейны и батуты, а в период новогодних продаж — игрушки и подарки. Это вполне традиционно и ожидаемо».

Чтобы интернет-магазин развивался и дальше, в компании расширяют ассортимент. Если в начале года на сайте были представлены только мебель, игрушки и товары для сада, то уже сегодня для заказа доступны товары для декора,  электроника, детские товары, музыкальные инструменты. «Поскольку основное направление, которое мы развиваем на сайте, — это товары для дома и семьи, в ближайшее время будем наполнять наш сайт именно этими категориями», — отметили в «Ашане», добавив, что весь ассортимент интернет-магазина доступен для заказа южноуральцам.

Поделиться

17.04.2024 | 17:17
Челябинск представит креативный потенциал Урала

В областном центре пройдет окружной форум «Российская креативная неделя».

05.04.2024 | 12:22
Алексей Текслер озвучил инициативы по поддержке российских регионов

Глава региона принял участие в совещании, которое провел Владимир Путин.

18.08.2016 | 10:53
Ипотечное оживление. Кредиты на «квадраты» в Челябинской области снова в цене

Южноуральский рынок ипотечного жилищного кредитования (ИЖК) демонстрирует уверенный рост. Положительная динамика наблюдается как в отношении количества кредитных организаций, работающих с ипотекой (с начала года число таких банков выросло в полтора раза), так и в объемах кредитования (заметный рост отмечен и в штуках, и в деньгах).

18.08.2016 | 10:42
В челябинской ипотеке время снижения — ставок, взносов и возраста заемщика

Участники ипотечного рынка Челябинской области рассказали нашему изданию о нескольких трендах, наметившихся и ожидающихся в этой сфере. Опрошенные игроки сообщили о тенденциях на сокращение процентных ставок и величины первоначального взноса, а в одном из банков поведали о росте в общем кредитном объеме доли бюджетников и о том, что южноуральский заемщик помолодел. Респонденты прогнозируют и дальнейшее развитие рынка ипотеки в заданном направлении.

Новости   
Спецпроекты