7 фактов из истории челябинского Камерного театра, о которых вы, возможно, не знали

26 Февраля 2018 Автор: Екатерина Сырцева Фото: Вячеслав Шишкоедов
7 фактов из истории челябинского Камерного театра, о которых вы, возможно, не знали

На самом деле, за 30 лет, которые в Челябинске существует Камерный театр, созданный в 1988 году, интересных фактов накопилось больше, чем семь. Но мы решили остановиться на моментах, о которых нам рассказали ведущие актеры театра Виктор и Надежда Нагдасевы.

Факт 1. Театр-кочевник

История Камерного начинается с мечты актера челябинского ТЮЗа Евгения Фалевича, решившего создать свой театр, который был бы «готов к эксперименту» и привлек бы «камерную аудиторию своих зрителей, таких же неудовлетворенных, беспокойных и ищущих, как мы» (так говорилось в манифесте нового театра).

Прежде чем обрести постоянное «место жительства», труппе Камерного пришлось немало путешествовать по городу. В разное время артисты ютились и в челябинском институте культуры, и в ДК «Строитель», и во дворце глухонемых. Камерный театр кочевал три года, пока 4 февраля 1991 года не получил помещение в здании на улице Цвиллинга, 15.

Тогда актерам приходилось тесниться в двух гримерках и, помимо прямых своих обязанностей, выполнять функции гардеробщиков, монтировщиков сцены, костюмеров. Сегодня все, конечно, изменилось, да и творческая труппа выросла с 7 человек, которые стояли у истоков театра, до 26 актеров. Неизменным осталось одно: зрители по-прежнему приходят сюда не только за хорошими спектаклями, но и за возможностью побыть в атмосфере театра-дома, открытого всему новому.

Факт 2. Не театральные подвалы

Здание, в котором сегодня находится Камерный театр, — это бывший особняк оренбургского купца Аврума Бреслина 1903 года постройки. Летом 2012 года в ходе капитального ремонта зрительного зала и кровли администрация театра решила проверить состояние несущих конструкций. При раскопках территории рядом со зданием обнаружились подвальные помещения шириной почти 3 метра со сводчатыми потолками кирпичной кладки.

Челябинские краеведы знали о подвалах еще задолго до этого открытия. По одной из их версий, ходы вели от театра до реки Миасс, вероятно, к пристани грузовых барж и были предназначены для перевозки грузов на телегах под землей. Но это предположение осталось без подтверждения. По словам Виктора и Надежды Нагдасевых, подземные переходы хотели использования для расширения площадей театра. Но проект оказался слишком затратным и так и не был реализован.

Факт 3. Два ведра гвоздей

Непрезентабельное, обшарпанное помещение, в котором 30 лет назад поселился Камерный театр, сегодня выглядит иначе: светлое фойе и пространство для выставок (раньше на этом месте был гардероб), буфет, уютный зал. Недавно в театре появился универсальный подъемник, позволяющий перемещать инвалидные коляски на высоту пятидесяти ступеней, и стационарная информационно-индукционная система «Исток», усиливающая звуковосприимчивость, что делает спектакли доступными для слабослышащих зрителей. Не каждый областной театр похвастается таким оснащением. А когда-то не хватало денег даже на простейшие строительные инструменты. На этот счет у Виктора Нагдасева есть еще одна история из прошлого:

— Однажды я сообразил, что все старые использованные гвозди выбрасывались в небольшое углубление за сцену, где находилось штакетное хозяйство. Вооружившись огромным магнитом, я вытащил оттуда два ведра гвоздей — и погнутых, и в нормальном состоянии, замачивал их в бензине, кривые выпрямлял. Тогда мы смогли использовать их заново.

Факт 4. «Запорожец» на сцене

Один из знаковых спектаклей, созданных в первые годы существования Камерного театра, — «Археология» по пьесе Алексея Шипенко. Авторы постановки Людмила Барат и Евгений Фалевич вместе с актерами готовились к выпуску спектакля два года. А после премьеры неожиданно для всех переехали в Израиль, передав Камерный в надежные руки режиссера Виктории Мещаниновой, которая по сей день является его художественным лидером.
«Археология» сразу же была отмечена профессиональным сообществом и удостоена главной награды на театральном фестивале «Сцена». А вот менее искушенные зрители восприняли спектакль не так восторженно. «Сюр», «это не про нас» — примерно так говорили они о новой работе Камерного театра. Но равнодушным спектакль не оставлял никого. Особенно его неожиданный финал, когда стоявший на сцене «Запорожец» вдруг заводился, каким-то чудом разворачивался на крохотном пятачке и неожиданно для всех уезжал за кулисы. Потрясенные зрители так же стремительно покидали зал — не только для того, чтобы поскорее обсудить увиденное, но и спастись от выхлопных газов.

Факт 5. Постановки без слов

В 1995 году в Камерном театре появилась первая пластическая постановка без слов «Пятое время года». На этот проект челябинских артистов вдохновили творческие эксперименты Вячеслава Полунина и спектакль «Шесть персонажей в поисках ветра» санкт-петербургского театра «Фарсы». А еще — возможность поехать с этой работой на гастроли в Германию. Спектакль поставили, но в Европе выступить так и не удалось.

После ухода некоторых актеров постановка на время исчезла из репертуара. Но вскоре спектакль был возрожден в виде постановки «Город чудиков», который впоследствии был переименован в Felicita. Сегодня увидеть его на сцене Камерного уже не получится: в 2017 году спектакль был снят с репертуара. Была еще одна пластическая постановка — «Сад камней», но и она недолго прожила на сцене театра.

Факт 6. Место для уличных музыкантов

Любители Камерного знают, что многие его постановки проходят при участии оркестра, состоящего из актеров театра. Его давним предшественником можно считать ансамбль «Детский мир» — уличных музыкантов, которые начинали свой творческий путь в подземном переходе на перекрестке улицы Свободы и проспекта Ленина. Там их заметил директор Камерного театра Алексей Пелымский и предложил сотрудничать. Сначала ребята выступали на отдельных мероприятиях, а вскоре были введены в некоторые спектакли.

Кроме того, когда-то у Камерного театра были не только свои музыканты, но и балетная группа. В нее входили студенты челябинского института культуры. Сегодня некоторые из них работают солистами оперного театра им. Глинки, выступают в составе Театра современного танца под руководством Ольги Поны.

Факт 7. Монеты на память

Когда-то давно в Камерном театре появилась традиция прибивать к краю сцены монетки. Так отмечали приезд знаменитостей. А их в истории Камерного было немало. Один из первых — актер Александр Филиппенко, который одно время входил в штат театра и гастролировал по Челябинской области со спектаклем «Мертвые души». Также в этот список входят актеры Лев Дуров, Валентина Талызина, Альберт Филозов, Алексей Петренко, Сергей Юрский, Геннадий Хазанов, Александр Калягин, Ирина Алферова, режиссер Юрий Горин. Выступала здесь и звезда французского театра и кино Анни Жирардо, которая в 1993 году приехала на Южный Урал для участия в постановке спектакля «Мадам Маргарет» режиссера Валерия Ахадова на сцене Магнитогорского драмтеатра им А.С. Пушкина.

Сегодня | 10:59
Энергия невесомости. Театр современного танца обживает новый дом

На мой взгляд, это одно из самых радостных событий уходящего года. Челябинский театр современного танца Ольги Пона в свой 27-й сезон, имея в рабочем репертуаре восемнадцать(!) спектаклей, не только переехал в новый дом по адресу: Новороссийская, 63. По просьбе Исторического музея Южного Урала театр участвует в фестивале «Дебаркадер». Он проводит открытые показы нового спектакля в новом помещении.

08.11.2019 | 09:29
За что троицкий художник ненавидит Малевича

В Челябинске открылась выставка картин Галины Левшич.

30.10.2019 | 11:35
Выстрел в себя. Александр Черепанов ставит спектакль о лидере рок-группы Nirvana

Ноябрьскую премьеру «Курт» в драмтеатре имени Наума Орлова определяют как эксперимент. В спектакле, посвященном Курту Кобейну, не будет прямых указаний на его биографию.

21.10.2019 | 16:04
Пойти на риск. Что ждать челябинским зрителям от Камерного театра

С 17 по 23 октября в Челябинске прошел театральный фестиваль «Камерата». Проводится он с 1992 года. Начинался как фестиваль спектаклей только Камерного театра. Теперь это проект международного уровня, представляющий лучшие современные постановки из столиц и регионов России, из европейских театров.

Новости   
Спецпроекты