Убийство под Рождество. Восемь женщин челябинского Камерного театра обвиняются в смерти мужчины

28 Декабря 2017 Автор: Екатерина Сырцева Фото: официальный сайт Челябинского Камерного театра
Убийство под Рождество. Восемь женщин челябинского Камерного театра обвиняются в смерти мужчины

Декабрьской премьерой в челябинском Камерном театре стал спектакль «Восемь любящих женщин» режиссера Владимира Михельсона (Санкт-Петербург), поставленный по пьесе французского драматурга Робера Тома «Восемь женщин».

Судьба пьесы

Считается, что автор этой истории, написанной в 1958 году в Ницце, не очень-то был доволен своим творением. Однако пьесу ждало большое будущее. Первая экранизация вышла в прокат в 1960 году. Но более известен другой фильм — одновременно детектив, комедия и мюзикл «Восемь женщин», снятый Франсуа Озоном в 2002 году.

Премьера пьесы Робера Тома на сцене состоялась в 1961 году в парижском театре «Эдуард VII». В России «Восемь женщин» вошли в репертуар театров в Москве, Перми, Иркутске, Новосибирске, Краснодаре. В Челябинской области спектакль по произведению Тома ставили в драмтеатре им. Н. Орлова, златоустовском «Омнибусе» и озерском театре «Наш дом».

Режиссер Владимир Михельсон впервые делал постановку в Челябинске, хотя какое-то представление о театральном контексте города он мог составить, когда ранее принимал участие в фестивале «Камерата» (правда, было это 20 лет назад) и в «Театральных опытах» «Манекена».

Замкнутый мир

Действие спектакля разворачивается в загородном особняке, от которого до ближайшего населенного пункта пять километров. Героями истории становятся восемь женщин и один мужчина, хозяин виллы Марсель. Последнего обнаруживают убитым в его спальне. Жена Марселя, его дочери, теща, сестра жены, служанка и горничная, а также родная сестра жертвы, которая присоединяется к компании чуть позже, пытаются выяснить, кто убил их кормильца. Вызвать полицию или уехать из дома женщины не могут, так как телефонный провод перерезан, машина сломана, а ворота заблокированы. Оставшись наедине друг с другом, героини вынужденно оказываются в условиях почти что очной ставки.

Владимир Михельсон и художник Софья Тюремнова (Санкт-Петербург) не делают акцент на детальной сценографии. На сцене — стол, диван, две полупрозрачные ширмы, обозначающие то ли окна, то ли стены, и лестница, ведущая к двери, которая словно повисла в воздухе. Вход в спальню Марселя становится безмолвным и мрачным свидетелем происходящего. Ширмы то и дело сдвигаются и раздвигаются таинственными мужчинами в темных костюмах. За весь спектакль они не произнесут ни слова, однако будут то и дело появляться на сцене. Роль их не до конца ясна. Тем не менее, как будто пришедшие из потустороннего мира, они нагнетают ощущение беспокойства и тревоги.

Пространство спектакля напоминает ловушку, место, из которого по каким-то странным причинам нельзя выбраться. Все его обитательницы, совершенно разные по характеру и реакциям, схожи в одном — находятся в истеричном, взвинченном, возбужденном состоянии. Единственной, кто ведет себя более или менее по-человечески и сдержанно, оказывается сестра Марселя Пьеретта. Пришедшая оттуда, из мира, оставшегося за стеной, она кажется другой. Но и это ненадолго.

История разоблачения

Сложно сказать, кто является ключевым персонажем в этой компании. А найти его, вольно или невольно, пытаешься. Ведь кто-то же из них должен оказаться убийцей. Но чем дальше, тем больше сам факт преступления растворяется в водовороте неожиданных и далеко не приятных признаний женщин. Известие о смерти Марселя как будто и не трагедия вовсе (о ней как-то быстро забывают), но оно запускает процесс разоблачения героинь этой истории.

Каждой из этих женщин руководит страх. Они понимают, что без финансовой поддержки, которой для них был Марсель, его дом, они пропадут. Страх их силен настолько, что они забывают о простых человеческих качествах — честности, благодарности, порядочности. Бабушка в исполнении Надежды Нагдасевой напоминает мадам Петухову из «12 стульев», только прячет не бриллианты в стуле, а акции в тайнике, не желая делиться сбережениями. Сюзон, персонаж Виктории Бухариной, как и ее сестра Катрин (роль Анастасии Аляевой, которая относительно недавно вошла в труппу Камерного театра), кажутся поначалу безобидными, ни в чем не виновными. Но и они являются частью этой среды, этого мира лицемерия. Для Сюзон ее будущий ребенок не радость, а проблема. Неслучайно она втайне от матери и других членов семьи идет сначала к отцу, чтобы заручиться его материальной поддержкой. При этом девушка готова отказаться от ребенка, если отец осудит ее. Значит, не так уж она надеется на своего возлюбленного — зеленоглазого блондина, работающего в банке.

Катрин выделяется на общем фоне своей детской непосредственностью, причем тоже гипертрофированной: кажется, что ей не почти 16, а нет и 12 лет. Однако в чем-то она уже переняла черты окружающих ее женщин. К примеру, первое, что она спрашивает у сестры, узнав о том, что та беременна, богат ли ее мужчина. Выяснив, что он всего лишь банковский служащий, девочка разочаровывается. По ее мнению, это значит, что он нищий: он ведь не владелец банка.

Особенно комичными и нелепыми получились горничная Луиза и вспыльчивая, неуравновешенная Огюстина — героиня, которую играет Мария Беляева, готова каждую минуту либо умереть, либо убить себя всем назло… Пытаешься найти в них что-то хорошее, понять мотивы такого поведения. И не можешь. Режиссер словно доводит до предела реакции женщин, показывая их в самом неприглядном свете, чтобы в итоге разоблачить каждую.

Чуждая природа

Правда в спектакле восторжествовала. Вернее, выяснилась — от начала и до конца. Все встало на свои места. Но какой ценой? Не будем раскрывать интригу. Для тех, кто пьесу не читал и кино не смотрел, концовка может оказаться неожиданной. При этом финал остается открытым: режиссер дает зрителю право самому решать, чем закончилась эта история. Открытым остается и вопрос, всегда ли нужно добиваться правды.

Еще одной темой, которую рассматривает Владимир Михельсон на примере этой истории, является вопрос о природе женщин, о том, что происходит, если они начинают выполнять не свою роль. По мнению режиссера, энергия мужчины активна, в основе его действий лежит поступок, за которым идут последствия. Смерть Марселя в каком-то смысле заставляет женщин начать совершать поступки. Для них это негласная проверка: смогут ли они справиться с ситуацией, взять на себя ответственность, сохранить достоинство, честно признаться в своих ошибках и понести за них наказание? Или останутся при своем? Оказывается, что не способны, что отчасти подтверждает позицию режиссера: когда женщина пытается действовать активно, она использует чуждую для себя природу действия, которая затмевает ее женское начало.

Над каждой из героинь довлеет не только обман, но и самообман. Они убеждены в собственной правоте и силе. Особенно ярко это видно на примере Пьеретты, которая говорит: «Я бы хотела, чтобы все женщины были заодно! Они бы в самом деле вели мир куда надо! А теперь мы только воображаем себя владыками мира, эту иллюзию поддерживают в нас мужчины».

Но какие же они проводники и владыки мира, если сами не знают, куда, ради чего и как они идут в этой жизни?

Вчера | 10:19
Динозавр пятилетней Евы. Режиссер Олег Хапов — о новом спектакле челябинского Молодежного театра

В Молодежном 22 декабря — премьера по пьесе современного драматурга Светланы Баженовой. Это история о том, как пятилетняя девочка придумывает огромного динозавра, который помогает ей справиться с трудностями, наладить отношения с мамой и найти новых друзей.

11.12.2018 | 13:50
Сто ролей Ларионова. Будущий актер челябинской драмы мечтал стать летчиком

В преддверии 2019 года, который в России объявлен Годом театра, «ЮП» продолжает рубрику «Актеры». На этот раз ее героем стал актер челябинской драмы, заслуженный артист России Николай Геннадьевич Ларионов.

03.07.2018 | 10:00
«Детский альбом» Петра Чайковского в Челябинском театре кукол исполнили в шесть пар рук

Финальным аккордом сезона в Челябинском театре кукол стал музыкальный спектакль без слов «Детский альбом» в постановке режиссера Александра Борока.

05.06.2018 | 16:35
Нелли Уварова: «С детьми мне гораздо интереснее, чем со взрослыми»

В Челябинске актриса Нелли Уварова рассказала, как надо воспитывать зрителя, о пути в театр, письмах счастья и истории девочки Симоны.

Новости   
Спецпроекты