В спектакле «Конек-Горбунок» Молодежный театр предложил русский вариант супергероя
Премьера челябинской «Молодежки» по сказке Петра Ершова напоминает расписанную в стиле палехской миниатюры волшебную шкатулку, внутри которой бесконечный космос из ярких образов, авторских шуток, цитат из современных фильмов и даже политических аллюзий. Первые показы прошли 24 и 25 ноября.
- Наши актеры. Ольга Телякова — в ее копилке ролей есть и великолепная Нора, и властная Кабаниха, и скупая Коробочка
- О взрослой жизни детских писателей. ФЛЮС Ефима Ховива и реабилитация Сергея Черепанова
— Я сам написал инсценировку, — рассказал режиссер. — Текст рождался из замысла. Я сохранил сюжетную линию и текст Ершова, но вплел новые образы. Художественное, музыкальное и пластическое решение спектакля стало следствием этого замысла. Когда я искал варианты оформления, наткнулся на серию советских иллюстраций в палехском стиле. Среди них — Гагарин. С ним я пошел к художнику Антону Сластникову, и, отталкиваясь от этого образа, мы стали придумывать мир спектакля.
Художник по костюмам Елена Хохлович создала многослойные яркие костюмы, режиссер по пластике Варвара Зырянова поставила несколько танцевальных фрагментов в стиле «русский народный хип-хоп».
— Это как если бы вы жили в деревне, но при этом очень хотели бы быть модными, — объяснила хореограф суть этого танцевального направления, которое они с Дмитрием Писаревым придумали для постановки. Получился своеобразный синтез элементов русского народного танца и хип-хопа.
По замыслу режиссера, на сцене нет громоздких декораций. Зато много крупного, действительно сказочного реквизита. Например, волшебная кобылица и ее жеребцы — огромные кони-качалки, которые выкатываются на сцену и на которых можно забраться верхом. В массовых сценах актеры, играющие народ, выходят на сцену со звездами и планетами, прикрепленными к шестам. А каких жар-птиц придумали художники и изготовили в бутафорском и столярном цехах Молодежного театра! Настоящее волшебство! Как и обещал Дмитрий Писарев, они светятся и в буквальном смысле летают над зрительным залом, приводя в восторг и детей, и взрослых. Из декораций в спектакле используются станки для хора и огромная Рыба-Кит.
— В сказке Ершова на ките живут православные люди. Я придумал по-другому, — раскрывает свой замысел режиссер. — У нас на его спине — японские пагоды и гора Фудзи. Я рассуждал так: из Тобольска когда-то отправлялись покорять Сибирь. Экспедиции доходили до Тихого океана. Вот и наш Конек-Горбунок с Иваном доедут до края земли и увидят остров. А что за остров у нас в Тихом океане? Япония. Там часто происходят землетрясения, а еще это место, где находится самая крупная в Тихом океане база Военно-морского флота США (у Ершова кит проглотил 33 корабля). Из всех этих ассоциаций и сложился образ.
Не сразу художники и режиссер придумали, каким должен быть Конек-Горбунок. Задача состояла в том, чтобы он игрался живым планом и выглядел как человек.
— Это странное существо, смесь пони и верблюда, — продолжает Дмитрий Писарев. — Для меня он символизирует, возможно, русский дух. Это некое провидение для Ивана, а может, и для России, если смотреть шире. Еще я вспомнил образ водителя «антилопы гну» из романа Ильфа и Петрова «Золотой теленок». Там это некий мастер на все руки, помощник во всех делах.
В итоге Конек-Горбунок получился супергероем, способным выйти из любой ситуации, русским вариантом Капитана Америка. При этом он не просто помогает Ивану пройти все испытания, но и дает ему возможность самому стать героем.
Следующие показы спектакля «Конек-Горбунок» уже в январе следующего года.
Поделиться