В Челябинске посвящают концерты нобелевским лауреатам

25 Апреля 2019 Автор: Марат Гайнуллин Фото: Вячеслав Шишкоедов
В Челябинске посвящают концерты нобелевским лауреатам


Еще 22 октября 2018 года челябинцы стали свидетелями, как на филармонической сцене стартовал цикл концертов, посвященный творчеству нобелевских лауреатов России по литературе. Об этом необычном проекте читателям «ЮП» сегодня рассказывает его руководитель, поэт и драматург, лауреат литературных и театральных премий Константин Рубинский.

Перечитать Шолохова с карандашом

 — Это действительно единственный подобный проект в России?

 — Да, проект единственный, уникальный. Сейчас им уже заинтересовались другие регионы. И артисты, которые у нас читают, оценили его и хотят выступать с проектом уже на других концертных площадках. Но премьера цикла, конечно, на Южном Урале.

 — Почему взяты именно нобелевские лауреаты?

 — Это самые громкие имена в русской литературе ХХ века. И Нобелевская премия свидетельствует, что их произведениями интересовались не только в России, но и во всем мире. И признание они получили тоже всемирное. Хотя некоторые писатели получали в России не признание, а неприятие и травлю. Но мы не уходим в разговор о времени, строе и политике, нас интересует больше творчество этих писателей, их бесценное литературное наследие.

 — Как вообще родилась эта идея?

 — Идея большого концертного цикла о нобелевских лауреатах появилась у меня, когда коллега из Нового художественного театра Майя Брандесова предложила подумать над литературно-музыкальным спектаклем, посвященным Михаилу Шолохову. Именно тогда было впервые произнесено имя композитора Юрия Красавина. Та задумка не реализовалась в первоначальном варианте, но стала стартом для уникального проекта, который с большим азартом поддержали челябинская филармония, симфонический оркестр и дирижер Адик Абдурахманов.

 — А как отреагировали на приглашение именитые российские актеры театра и кино? Они же знали, что им предстоит читать отрывки из произведений, дневников, стихотворения, да еще под музыку?

 — Сейчас возвращается интерес к художественному слову, к тому, что в советское время скромно и дежурно называлось «литературно-музыкальная композиция». Известные артисты с удовольствием выступают с симфоническими и камерными оркестрами. И для многих присутствие в проекте стало открытием и откровением. Например, актриса Алена Бабенко, которая выступала в программе, посвященной Ивану Бунину, призналась, что это не первый ее проект с оркестром, но впервые она была так глубоко и серьезно задета, впервые ощутила такое неразрывное сочетание текста и музыки. «Прямо мурашки бегут, когда я читаю под музыку Артемьева», — призналась она.

Рубинский_Шишкоедов_зрители_DSC9379.jpg

 — Эти концерты совсем не напоминают публичные чтения, а, скорее, похожи на мини-спектакли...

 — Да, мини-спектакли! У нас нет аплодисментов в зазорах, действие цельное. В концерте, посвященном Шолохову, у нас вдруг неожиданно появляются казаки в своих народных костюмах и поют казацкую песню, проходя по залу. Будто такая живая реальность вдруг на минуту вторгается в академическую концертную среду. Зал потрясен. Мне нравится отступать от канонов, нравится пробовать новое, неожиданное.

 — Кто и по какому принципу выбирает эпизоды для чтения?

 — Композицию создаю я. Слушаю огромное количество музыки. Где нужно, очень аккуратно, чтобы не было видно швов, сокращаю текст, соединяю несоединимое, немного меняю акценты. Для программы, посвященной Шолохову, пришлось перечитать с карандашом весь «Тихий Дон». Этот эпос – в восьми частях, даже главную его сюжетную линию, сложно уместить в одном концерте. У меня получилось путешествие по роману Шолохова, по его несущим конструкциям, фундаментальным точкам. В этом путешествии присутствуют и невероятные очеловеченные пейзажи Дона и вольных степей, и ключевые разговоры и споры героев, живые и своеобычные по языку, и история безрассудной страсти Мелехова, с момента которой словно и начинают расползаться опоры, устои привычного мира.Таким образом, личное перекликается с социально-историческим: предчувствия потрясений, смута и бои, запустение войны и отчаянная жажда новой, мирной жизни.

 — Когда вы брали эту книгу в свой проект, показалась ли она вам актуальной для нашего времени?

 — Безусловно! Сегодня, во времена уже иных смут, эту книгу изучать необходимо: она над красными и белыми, над классами и лагерями! Эта книга показывает, что в братоубийственной войне нет общей или высшей правды. Сергей Урсуляк, режиссер сериала «Тихий Дон», заметил: «Нам надо принять аксиому, что мы все — жертвы и все — победители». Кстати, Дмитрий Быков назвал эту трагическую книгу историей самоуничтожения лучшей части русского народа, самым точным, что написано о русской смуте.

Рубинский_Шишкоедов_DSC1820_оркестр.jpg

Килограммы музыки

 — Как подбирается музыка? Почему, например, взят саундтрек к фильму Сергея Урсуляка «Тихий Дон», написанный композитором Юрием Красавиным?

 — Я искренне считаю, что одна из главных удач в этом фильме — музыка. Юрий Красавин написал ее к сериалу уже упомянутого Сергея Урсуляка, но впоследствии сделал из нее отдельную сюиту. Манера музыки привязана к казачьим истокам и в то же время строится по классическому образцу, не ограничиваясь этнографическими мотивами. Проникновенная лиричность и глубокий драматизм музыки, на мой взгляд, колоссально созвучны эпосу Шолохова.

 — Вы, Константин, лично встречались с Юрием Красавиным. Как он отреагировал на ваше предложение об использовании его музыки в таком качестве?

 — С большим удовольствием и любезностью. Композиторы, с которыми мне выпало работать лично (Красавин, Артемьев), предоставили музыку для исполнения оркестром безвозмездно. Для них важна сама идея, что эта музыка где-то прозвучит, не на пленке фильма, а в другом качестве, вживую, взаимодействуя со словом.

 Мне доставило большое удовольствие общение и с Эдуардом Артемьевым, и с Юрием Красавиным. Последний специально приехал для нашей встречи в Санкт-Петербург и скопировал для меня тяжелейшую кипу партитур. Эти четыре килограмма я и привез в Челябинск — бесценный груз! А легендарный Эдуард Артемьев задумался над тем, что в «Солнечном ударе» мало музыки, и передал нам дополнительно (по собственной инициативе!) музыку из других своих фильмов — «Сибирский цирюльник», «Свой среди чужих», «Утомленные солнцем», «Раба любви», «Ближний круг».

 — Бесценный дар!

 — Именно так! И этой музыке нашлось место в партитуре концерта по Ивану Бунину.

 — Напомните, какие еще имена нобелевских лауреатов звучали в рамках проекта? И кто читал?

 — Всего пять имен лауреатов, а значит, и пять концертов. Пары выстроились такие: Александр Солженицын — Александр Филиппенко, Борис Пастернак — Евгений Князев, Иван Бунин — Алена Бабенко, Михаил Шолохов — Авангард Леонтьев, Иосиф Бродский — ваш покорный слуга. Именно Бродский и завершает наш цикл. Это, кстати, будет уникальный концерт, который состоится 6 мая.
Челябинские композиторы Татьяна Шкербина, Алан Кузьмин, Елена Поплянова написали специально к этому концерту сюиту по эпизодам жизни Бродского. Видеохудожники под управлением руководителя сообщества челябинских кинематографистов Марии Онипкиной делают видеографику к концерту. Я читаю стихи и рассказываю о Бродском.

Рубинский_Шишкоедов_DSC9598_Константин-Рубинский.jpg

 Все паровозы альты и тенора

 — Вспомним один из концертов, героем которого был Пастернак. Многие его стихи посвящены музыке. Известно, что поэт сам мечтал стать композитором и даже писал собственную музыку. Именно она звучала в проекте?

 — Да. Я специально ограничил тематику концерта Пастернака темой «Пастернак и музыка». Возможно, для некоторых поклонников поэзии это стало даже откровением, но самой большой любовью в жизни он действительно величал не поэзию, а именно музыку! Его мечта с детства — стать музыкантом. Слишком многое было связано с музыкой: мать, дружба семьи с именитыми композиторами, игра на фортепиано и первые композиторские опыты… Мечта не сбылась, но, выбрав в итоге литературу, Пастернак навсегда остался как бы на грани поэзии и музыки.

 Вообще в русской литературе мало поэтов, чья речь так музыкальна, как речь Пастернака: он относился к слову как к «носителю звука». Потому что только он мог весь мир помыслить в музыкальных образах: птица у него щебечет под сурдинку, волны шумят в миноре, а по свистку паровоза он определяет, что поезд отошел именно с Николаевского вокзала — «там все паровозы альты и тенора». Кажется, ни один поэт в XX веке не сделал для музыки столько, сколько Пастернак! Музыка и поэзия так и остались для него неделимыми — единым языком, на котором он мыслил. И в нашем концерте звучали произведения ключевых для Пастернака композиторов, а также его собственные юношеские музыкальные опыты.

 — Случались ли какие-то курьезы во время таких спектаклей?

 — Курьезы — нет, но могу рассказать, как мы поехали с Евгением Князевым и оркестром в Кыштым, нас попросили там сыграть еще один концерт по Пастернаку. Мы волновались, что публика может быть не готова к сложной теме взаимоотношений Бориса Пастернака и музыки, тем более что когда приехали в Кыштым, в фойе концертного зала работали все телевизоры, и там крутился сериал, в котором Князев играл Вольфа Мессинга. «Если местные зрители воспринимают меня только в этом качестве, им будет непросто», — сказал Евгений Владимирович. Однако кыштымская публика оказалась очень благодарной, восприняла сложный концерт с такой чуткостью, вниманием, с таким восторгом! 

Вчера | 17:37
Правда через смех. Почему огромное количество спектаклей ставится интернетом

За три года «Центр ненормативной лирики» стал в Челябинске местом сосредоточения современной драматургии, успешным независимым театральным проектом. Здесь не ругаются матом, несмотря на название. «Ненормативность» проявляется, скорее, в отходе от равнодушного восприятия современной жизни, сложной и порой абсурдной. Здесь пытаются понять, что происходит в мире и как в нем не потерять себя. ЦНЛ верен себе и поставленной задаче. В чем она, эта задача, заключается, мы спросили у создателя центра, актера Челябинского молодежного театра и режиссера Бориса Черева.

Вчера | 15:23
Второе преображение. Реставраторы сохранят исторический облик здания челябинской оперы

В Челябинском театре оперы и балета имени М.И. Глинки завершаются ремонтные работы. Главный театр региона с инспекцией посетил заместитель губернатора Челябинской области Вадим Евдокимов.

10.10.2019 | 17:04
Герой из девяностых. Сюжет для рассказов известный писатель брал из челябинских газет

Однажды Иван Бунин в беседе с Ириной Одоевцевой заметил, что писать нужно только о страшном или о прекрасном. Как хорошо ни изобразить скуку, все равно скучно читать. Когда читаешь тексты Романа Сенчина, думаешь про себя: «Этот парень, должно быть, выбрал для себя вариант «о страшном». Да и как не быть страшному, если пишет он о 90-х годах. Накануне известный российский писатель стал гостем «Южно-Уральской книжной ярмарки-2019».

08.10.2019 | 15:31
Пешком из Аркаима в Индию. Южноуральский след нашли в Стране танцующих богов

Челябинский археолог Андрей Епимахов вместе со своими коллегами из других стран принял участие в глобальном открытии, позволяющем подробно воссоздать картину жизни индоевропейцев и распространение их языков по всему миру. Результаты исследования опубликованы в высокорейтинговом журнале Science.

Новости   
Спецпроекты