Феномен Публички. Чем челябинская библиотека отличается от финской Oodi

8 Октября 2019 Автор: Марат Гайнуллин Фото: Дмитрий Куткин, Вячеслав Шишкоедов
Феномен Публички. Чем челябинская библиотека отличается от финской Oodi


Челябинцы по-прежнему остаются читающей публикой. В этом убеждена директор Челябинской публичной библиотеки Наталья Диская, ставшая гостьей «Большой редакции» медиахолдинга «Гранада Пресс». В этом году она защитила кандидатскую диссертацию по культурологии, в которой отстаивает позицию: библиотека, безусловно, влияет на то, что происходит в культурной жизни региона.

Духовный навигатор

Вы давно не были в челябинской Публичке? И, должно быть, с ранней юности привыкли относиться к библиотеке как к узкоспециализированному учреждению? Мягкие ковры, режим строжайшей тишины, очарование пожелтевших от времени книжных страниц…

Впрочем, дело ведь не только в этих устаревших ассоциациях. Библиотека — это, оказывается, нечто большее, чем просто книги. Это как молл: не просто остров торговли, но и развлекательная индустрия со своим парком экстремальных аттракционов на любой вкус и возраст, где можно отлично провести время с семьей или в компании друзей.

Конечно же, в челябинской Публичке крен делается отнюдь не в сторону развлечений, а, скорее, в сферу духовную.

Мир книг необычайно разнообразен, и не пропасть в нем становится все труднее. Поэтому библиотека берет на себя роль своеобразного навигатора. Но, помимо этого, здесь озабочены проведением всевозможных выставок, встреч с писателями, неординарными личностями, выпуском собственного календаря знаменательных и памятных дат. И даже ежегодно проводимая ею книжная ярмарка давно уже превратилась не просто в книжное, а в большое культурное мероприятие.

библиотека_летний-зал_Шишкоедов_DSC5608.jpg

Розовый не грозит

— Чтение возвращается, челябинцы читают очень активно! — рассказывает Наталья Диская. — Мы наблюдаем это по залам нашей библиотеки. Причем среди читателей очень много молодых: кто-то готовится к курсовой, а кто-то просто пришел почитать для души. Видимо, в библиотеке действительно есть своя, очень комфортная среда, в которую хочется возвращаться.

К нам приходят семьями с маленькими детьми, и для каждого возраста есть свои увлекательные книги. И это вполне объяснимо: в достаточно жесткий век, когда идет глобальная цифровизация, человеку хочется эмоций, общения. В библиотеке есть семейный клуб, где можно проводить свой досуг самым что ни на есть интеллектуальным образом. Библиотека предлагает разные возможности для самореализации читателя. Например, у нас есть площадка «Творчество». Если для детей мы предлагаем научпоп, то для взрослых проводим фестиваль «Нон-фикшн» (не художественная литература. — Прим. ред.).

В ходе общения с Натальей Ивановной читатели интересовались, когда же наконец закончится ремонт в библиотеке и не покрасят ли ее в модный сегодня розовый цвет.

Директор поспешила успокоить: в розовый не покрасят по определению, потому что существует историческое покрытие — декоративная штукатурка, которая прибудет из Санкт-Петербурга.

— Мы стоим на страже нашей библиотеки и никому не позволим ее изуродовать, — твердо заявила Наталья Диская.

Другой читатель, очевидно, большой любитель детективного жанра, поинтересовался: а правда ли, что в Публичке есть несколько подземных секретных этажей с секретными документами?

Все секреты гостья «Большой редакции» раскрывать не стала. По-прежнему надежно служит спроектированное для библиотеки десятиярусное книгохранилище с лифтоподъемниками. Есть здесь и уникальные книги, которые содержатся в условиях строжайшей безопасности.

Подсчитать, сколько читателей приходит в библиотеку, непросто. Статистика разная в зависимости от дня недели. Например, библионочь, одна из наиболее эффективных форм привлечения читателей, может собрать до полутора тысяч человек.

библиотека_молодежь_Шишкоедов_DSC9058.jpg

Перечитать Бунина

Интересовались у директора, почему в библиотеке нет хорошего книжного магазина. Оказалось, что работа над этим ведется. И даже вносятся изменения в устав, поскольку библиотека — это казенное учреждение и ей разрешено далеко не все.

В перспективе это будет книжная лавка, которая откроется, скорее всего, на площадке абонемента. Продаваться будут исключительно новые книги. А старые, которые списываются ежегодно, будут раздаваться бесплатно.

Сегодня у Публички есть свой замечательный портал, который в сравнении с аналогами выигрывает по многим позициям. Он информационно насыщен, здесь есть версия электронных услуг, где можно записаться и забронировать книги, задать вопросы администрации.

— Я с восхищением читаю ответы моих коллег, терпеливо и подробно разъясняющих, как и где пользоваться специальной литературой, — рассказывает Наталья Ивановна. — Тем самым они максимально облегчают жизнь удаленных пользователей, количество которых в этом году перевалило за 300 тысяч. Мы очень четко отслеживаем рынок электронных баз данных, которые есть и у нас. В нашей подписке диссертации, НЭБ (национальная электронная библиотека. — Прим. ред.), медицинская академия, «ЛитРес» и многое другое. Я прошу своих коллег постоянно мониторить то, что пользуется особенным спросом, и активно продвигать свои ресурсы.

Большое внимание библиотека уделяет творчеству местных авторов, для чего действует проект «Издано на Южном Урале». Такую литературу надо знать обязательно, уверяет Наталья Диская, поскольку авторы обращаются к истории нашего многонационального края.

Затронула она и тему строительства второго корпуса. Слов нет: основное здание замечательное. Но оно было построено еще в 1963 году и сегодня уже не может соответствовать многим современным технологиям, которые должны быть в библиотеках. Это иные условия хранения, предоставления услуг пользователям, в том числе автоматическая транспортировка книг по конвейерной ленте.

Если в Публичке обращаются к классике, то к какой? Специальная статистика здесь не ведется. Но сама Наталья Ивановна призналась, что, прежде чем пойти в Челябинский молодежный театр на бунинские «Семь историй о любви», она вернулась к самому писателю и прочитала все эти семь его рассказов. Это была естественная мотивация. Ей хотелось понять, а как это сделают на сцене. И она убедилась, что актеры очень внимательно и бережно отнеслись к слову и очень трепетно — к самому Бунину. Так что события вне книжного мира влияют и на сам на книжный мир...

библиотека_мероприятие_Шишкоедов_DSC6171.jpg

Маркеры качества

Были ли случаи похищения ценных книг в библиотеке? По счастью, нет. А вот понятие «должник» здесь по-прежнему в ходу. Библиотека любит своих читателей, пишет им письма-напоминания, звонит, отправляет эсэмэски. Чаще всего после этого должники книги все-таки возвращают. А если нет, то они лишаются права посещать библиотеку.

В библиотеке существуют и свои маркеры, по которым литература определенного рода сюда попасть никогда не сможет. К этому роду литературы относится в том числе и экстремистская.

Значит ли это, что в стенах библиотеки нельзя почитать «Майн кампф»? Безусловно, есть ситуации, когда, например, ученому для исследования может потребоваться такая книга и при определенной процедуре с запросом она предоставляется читателю.

Сегодня в библиотеке более двух миллионов документов. Перевести весь этот гигантский пласт на цифру пока еще невозможно. С другой стороны, бесконечно читать газету, например, за 1918 год тоже нельзя, поскольку через какое-то время она просто превратится в затертую тряпку.

С 2007 года здесь формируется ресурс «Уральская электронная библиотека», охватывающий документы с 1770 года. И одна из содержащихся там коллекций как раз посвящена периодике, которая в целях сохранения аккуратно переводится в электронный вид. При оцифровке акцент делается прежде всего на книжных памятниках. Уже сегодня становится очевидным: если не успеть, то многие бесценные вещи мы можем потерять навсегда.

билиотека_зал_шишкоедов_DSC6167.jpg

Надо ли нам как в Oodi?

В этом году Наталья Диская побывала в одной из самых популярных библиотек Финляндии — Oodi. Впечатления великолепные. Но, побывав там, она задумалась: а библиотека ли это? Помимо выдачи книг здесь происходит и социальное обслуживание населения. Там есть медпункты, отделы, выполняющие функции центров миграции. И такие тренды уже появляются в практике многих библиотек мира.

Но вот вопрос: надо ли нам это? Сегодня Публичка, как главная библиотека области, осуществляет функцию сбора и главного хранителя той печатной продукции, которая издается в регионе. Вторая функция — это предоставление информации. Сегодня здесь работают с ресурсами Президентской библиотеки и предоставляют удаленный доступ всем пользователям, не только челябинцам, но и живущим в глубинке и даже за пределами области.

Тем не менее библиотека — это живой организм, активная культурная площадка. И в ней можно организовать все. Даже театральные постановки! Если, конечно, к этому подойти разумно.

Главное — не перестараться. Зачем нам как в Oodi?

Поделиться

Вчера | 13:24
В Челябинске наградили победителей XV Премии «Андрюша»

Как одаренным детям помогают стать мировыми звездами.

25.04.2024 | 11:23
В Челябинске откроют первую выставку из фондов Пушкинского музея

Во время «Российской креативной недели – Урал» достигнуто предварительное соглашение о сотрудничестве Челябинского музея изобразительных искусств со знаменитым Пушкинским музеем.

20.05.2021 | 12:56
Челябинский учитель истории считает, что школам не нужны учебники без героев

Министерство просвещения проведет полный анализ всех учебников истории. Об этом заявил глава ведомства Сергей Кравцов в ответ на критику президента Владимира Путина, прозвучавшую в рамках послания Федеральному собранию.

15.05.2021 | 09:06
В «Ночь музеев» челябинцы увидят питерское кино и научатся делать «зин»

В субботу, 15 мая, Челябинский музей изобразительных искусств будет работать с полудня до полуночи.

Новости   
Спецпроекты