Отзвуки «Светлого ручья». В Челябинске при полном аншлаге прошли гастроли Большого театра

15 Октября 2019 Автор: Дарья Родикова Фото: Дамир Юсупов
Отзвуки «Светлого ручья». В Челябинске при полном аншлаге прошли гастроли Большого театра


В минувшую субботу на сцене Челябинского театра оперы и балета имени Глинки спектаклем «Светлый ручей» на музыку Дмитрия Шостаковича завершились двухдневные гастроли балетной труппы Большого театра.

Трижды с блеском

Что говорить! Пусть это не прозвучит грубо, но Большой театр, он все-таки и... в Африке Большой! В этом можно было убедиться, побывав в эти дни на спектакле «Светлый ручей», который трижды с блеском сыграла на сцене челябинской оперы балетная труппа Большого театра.

Вечером в пятницу, 11 октября, перед спектаклем на сцену нашего театра поприветствовать зрителей и гостей праздника вышли губернатор Алексей Текслер и директор Большого театра Владимир Урин, которые, по существу, и дали старт гастролям.

«Приветствую от всей души Большой театр в Челябинске, где так любят и уважают театральное искусство! Спасибо Большому за то высокое искусство, которое вы дарите нам», — сказал глава региона.

В свою очередь Владимир Урин отметил, что обычно Большой театр показывает «Лебединое озеро», «Жизель», а сегодня «вы увидите, как мы умеем шутить».

И уже вскоре сами зрители могли убедиться, что директор Большого нисколько не слукавил: в спектакле гармонично сплелись советская бутафория и французский водевиль. И уж юмору-то в этой гремучей смеси место очень даже нашлось!

Стоит отметить, что на протяжении всей истории Челябинска к нам не раз приезжали столичные звезды балета. Однако биографы челябинского театра оперы и балета с уверенностью утверждают, что целая балетная труппа Большого театра с гастролями в наш город не приезжала никогда. Так что 11 октября можно считать историческим днем для нашего города.

Гастроли-Большого_Дмитрий-Куткин_71825241_Алексей-Текслер-и-гендиректор-Большого-театра-Владимир-Урин.jpg
Фото Дмитрия Куткина

В летопись Челябинска золотыми буквами вписана и другая дата, отличающаяся хронологической точностью: 1956 год, 29 сентября, 8 часов вечера. Именно в тот момент на сцене челябинского театра оперы и балета впервые поднялся занавес, и зрители услышали первую оперу — «Князь Игорь». Наш театр стал 31-м и самым молодым театром оперы и балета в стране.

А уже через месяц, 2 ноября 1956 года, на челябинской сцене был показан первый балет — «Лебединое озеро». Главная хранительница истории челябинского балета Клара Антонова вспоминает, что в тот вечер сцену заполнили юные выпускники прославленного Ленинградского училища, в том числе Диана Лебедева, Элеонора Певхенен, Галина Борейко. Среди них была и Светлана Адырхаева, создавшая на челябинской сцене свой первый образ девушки-птицы.

Мы неслучайно вспомнили эти имена: впоследствии Светлана Адырхаева станет солисткой Большого театра Союза ССР.

А в эти дни на сцену челябинского театра оперы и балета выходили теперь уже ученики тех выдающихся мастеров. Именно в балете «Светлый ручей» челябинские зрители смогли увидеть Екатерину Крысанову, одну из самых талантливых учениц Светланы Адырхаевой. Сегодня Екатерина — прима-балерина Большого театра. Она является заслуженной артисткой России, народной артисткой Республики Северная Осетия-Алания, дважды лауреатом национальной театральной премии «Золотая маска».

Светлый-ручей_Дамир-Юсупов_63_020304_photo_by_damir_yusupov_1_0.jpg

После Лондона и Парижа

Вернемся к самому спектаклю. У «Светлого ручья» необычная и в известном смысле даже трагическая судьба. На своей премьере в 1935 году балет на музыку молодого Дмитрия Шостаковича в постановке авангардиста Федора Лопухова имел триумфальный успех. Однако после разгромной статьи на страницах самой влиятельной советской газеты «Правда», за которой стоял лично Сталин, спектакль на долгие годы исчез с афиши Большого театра.

Любопытно, что аромат той эпохи впитался даже в декорации спектакля. Внимательный зритель мог разглядеть среди агиток тех лет даже название известной статьи в той же «Правде» от 28 января 1936 года — «Сумбур вместо музыки». Бедный Шостакович! В тот день на страницах газеты подверглась разгрому его опера «Леди Макбет Мценского уезда»…

«Сумбуром вместо музыки», должно быть, стала и его музыка к спектаклю «Светлый ручей», который почти на семь десятилетий оказался в забвении.
И лишь в 2003 году известный хореограф Алексей Ратманский возродил «Светлый ручей». Новое поколение артистов балета с восторгом приняло и задорную музыку Шостаковича, и незатейливый сюжет о колхозной жизни.

В течение последних лет возрожденным спектаклем восхищались во многих городах мира, в том числе в Нью-Йорке, в Париже. С тотальным аншлагом проходил спектакль и на сцене лондонского Королевского театра «Ковент-Гарден». После прошедших здесь с триумфом легендарных спектаклей в постановке Юрия Григоровича «Спартак» и «Лебединое озеро» в театре случился новый аншлаг, но теперь уже со спектаклем «Светлый ручей».

И вот с таким багажом успеха Большой театр прибыл в Челябинск.

Можно было только представить, как же волновались наши музыканты! Ведь прославленные столичные артисты выступали в сопровождении незнакомого им оркестра челябинского театра оперы и балета. Управлял же инструментальным коллективом дирижер Большого Алексей Богорад. Насколько можно было судить по настроению оживленного маэстро, слаженной и четкой игрой челябинских оркестрантов он остался доволен.

Что ни говори, но сам факт приезда балетной труппы главного театра страны в Челябинск можно считать уникальным. И возможным он стал благодаря соглашению о сотрудничестве между генеральным директором Большого театра и губернатором Челябинской области.

Светлый-ручей_Дамир-Юсупов_Bright-Stream3_by_Damir_Yusupov.jpg

Так что теперь в культурную летопись Челябинска вписана еще одна яркая страница. И датой 11 октября 2019 года через много лет челябинцам можно будет оперировать, как раньше путешественники отмеряли дорогу верстовыми столбами: «А-а-а… так то было еще до приезда Большого…»

И вот еще одна ремарка. Отныне, смею напомнить, в нашем городе, по существу, два симфонических оркестра. Челябинская филармония, в середине 1950-х подарившая только что родившемуся театру оперы и балета свой оркестр, по существу, оставила огромный город без большой музыки. Но теперь можно не сомневаться: по прошествии более чем шести десятков лет полноценный симфонический оркестр в Челябинске все-таки появился. И уже 21 октября у челябинцев будет уникальная возможность впервые услышать его звучание. И это событие тоже будет вписано золотыми буквами в культурную летопись нашего города…

Сегодня | 10:59
Энергия невесомости. Театр современного танца обживает новый дом

На мой взгляд, это одно из самых радостных событий уходящего года. Челябинский театр современного танца Ольги Пона в свой 27-й сезон, имея в рабочем репертуаре восемнадцать(!) спектаклей, не только переехал в новый дом по адресу: Новороссийская, 63. По просьбе Исторического музея Южного Урала театр участвует в фестивале «Дебаркадер». Он проводит открытые показы нового спектакля в новом помещении.

08.11.2019 | 09:29
За что троицкий художник ненавидит Малевича

В Челябинске открылась выставка картин Галины Левшич.

16.11.2019 | 16:43
Челябинские музыканты исполнят в Северной столице «Зимние грезы»

Сегодня вечером на сцене Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга состоится концерт-презентация Челябинского симфонического оркестра.

16.11.2019 | 13:14
В Челябинске уничтожили граффити с девушкой, символизировавшей Южный Урал

Художники предполагают, что рисунок испортили представители челябинской компании по производству рекламы.

Новости   
Спецпроекты