Улыбка маэстро. Единственная на Урале женщина-аккордеонист отмечает юбилей
…Из этого крохотного подвальчика не увидишь оперного театра, хотя глухие стены как раз «смотрят» на него. Два века назад здесь, возможно, ютился кто-то из прислуги дома Жуковских, а сегодня проходят репетиции ансамбля «Маэстро Аккордеон», которому совсем недавно исполнилось 30 лет.
- Челябинские музыканты играли джаз, когда само слово произносить было рискованно
- Прокофьев в зале Прокофьева. В Челябинске впервые прошел концерт нового симфонического оркестра
Встретила хозяйка дома, Ольга Парфентьева, которая, казалось, только сошла со сцены, столь эффектным был ее образ! И тут же подумалось: для того, чтобы стать настоящей артисткой, помимо таланта нужно иметь целый набор качеств — характер, внешность и что-то еще... Кураж? Интересно, такой набор касается только женщин?
И, словно в пинг-понге, она подхватывает мои рассуждения:
— Вы знаете, мужчина имеет право просто быть талантливым, а женщина должна еще и радовать глаз. Здесь важна каждая деталь: туфли, прическа, макияж, и твой голос, и настроение. Важно, чтобы все эти пазлы сошлись...
И она улыбнулась. Вдруг стало очевидным, что именно эта обворожительная улыбка и есть та самая бриллиантовая огранка для образа маэстро.
…В далеком 1989 году это был дуэт с Еленой Омельницкой. Сегодня в состав инструментального ансамбля входят Ольга Парфентьева (аккордеон) лауреат джазовых фестивалей Константин Корчагин (гитара), Никита Баталов (бас-гитара, контрабас)
— Вы чувствуете, что аккордеон доминирует в вашем ансамбле?
— Совершенно нет! Мы все равнозначны. А название сохранилось исторически с того времени, когда в дуэте было два аккордеона. Когда пришли Константин Корчагин и Никита Баталов, я предложила поменять название, но они настояли на прежнем, считая его не просто брендовым, но и по-музыкальному красивым.
— Действительно, красивым… Шел к вам и вспоминал, какие же песни есть про аккордеон. И первое, что пришло: «Парень взял аккордеон, от души играет…» Оказывается, их много, песен-то!
— Конечно! «Но не сдавался только он, старый «Вельтмайстер», аккордеон». Помните эту песню из сериала «Диверсант»? И после него меня часто на каких-нибудь встречах спрашивали: «А смогли бы сыграть «Вельтмайстера?»
Это вам не укулеле
— Начнем с детства… Когда впервые влюбились в аккордеон?
— Самое первое потрясение, когда я почувствовала, что во мне вдруг вспыхнули какие-то лампочки, произошло в глубоком детстве. Ни телевизор, ни пластинки не действовали на меня так завораживающе, как музыка. Когда рядом со мной кто-нибудь брал в руки гитару или гармонь, я просто немела от восторга. Однажды пришла в гости к соседской девочке, занимавшейся в музыкальной школе. Она сыграла на пианино какую-то незамысловатую пьесу, но я уже была очарована. Помню, как двоюродный дедушка брал в руки двухрядку, а у меня уже сердце останавливалось, и я замирала от восторга. Прошло уже более сорока лет, а ощущения те же самые…
Сама я довольно поздно пошла в музыкальную школу, мне было девять лет. Я настолько любила музыку, что, если бы мне сказали: будешь играть на бубне, не задумываясь бы согласилась! Юность моих родителей пришлась на послевоенные годы, когда тут и там звучали трофейные немецкие аккордеоны. Правда, в 50-х годах аккордеон вместе со словами «джаз» и «саксофон» был «репрессирован»… Но инструмент оставался чрезвычайно популярен и звучал в каждом дворе и в каждой компании.
Мы часто ездили к бабушке, которая жила в Башкирии. Мама мне говорила: вот, мол, поедем к ней в гости, мы же не возьмем с собой пианино, а аккордеон возьмем, будешь бабушке там играть! И я, наивный ребенок, конечно же с ней согласилась. И уже через много лет мама, видя, с какой в буквальном смысле тяжестью я шагаю по жизни, скажет мне: прости, дочка, я и не думала, что ты всерьез увлечешься этим…
— Это действительно не женский инструмент?
— Ну представьте, когда я начинала играть, он весил 15 с половиной килограммов, почти пуд! Правда, сегодня мой Bugari весит чуть поменьше — 12 килограммов. Но, согласитесь, это все-таки не укулеле… Так что профессия аккордеониста, и прежде всего концертного исполнителя, это ежедневная тяжелая работа мышц, как в большом спорте.
— Много в России женщин, профессионально играющих на аккордеоне?
— Точно знаю, что на Урале, кроме меня, нет никого!
«Милый, чё…»
— Вспоминается немного грустная сцена из фильма «Афоня», где певица в ресторане поет «Милый, чё…» Словно реквием по аккордеону. Складывается ощущение, что аккордеон — уходящая натура. Или я ошибаюсь?
— Согласна с этим. Но лишь отчасти. Знаете, у нас в филармонии есть замечательный проект «Уроки музыки», в рамках которого мы даем концерты в школах. Мы также бываем и в колледжах, где учатся уже достаточно сформировавшаяся молодежь со своими вкусами. После концерта ребята откровенно признавались, что до сих пор считали аккордеон такой же гармошкой, под которую бабульки поют народные песенки. И уж никак не представляли, что на нем можно играть классную современную музыку! После этого они приходили к нам на концерты! Это дорогого стоит!
Эйфелева башня, луковый суп и аккордеон
— Во многих американских городах, от Детройта до Сан-Франциско, аккордеон объявлен официальным инструментом. Между тем по звучанию он напоминает баян и гармонь. А это, как ни крути, все-таки русская душа. Как воспринимала публика вас вне России?
— Прекрасно! И вы правы, аккордеон считает своим национальным инструментом чуть ли не вся Европа. И немного больше, чем везде, конечно, во Франции, где традиционными символами страны давно уже стали Эйфелева башня, луковый суп и аккордеон.
— И в самом деле, в этом инструменте слышны французские интонации…
— Неудивительно: для аккордеона писали французские композиторы, например, Андре Астьер. И когда играешь его пьесы, происходит чудо: инструмент благодарно тебе отвечает!
— Мне кажется, и органная музыка может звучать на аккордеоне достаточно естественно…
— Это так. Но согласитесь, что истинный меломан скорее пойдет послушать настоящий орган, чем его копию.
— Значит, все-таки есть некое соответствие аккордеона и репертуара?
— И не просто репертуара! Когда композитор пишет какое-то произведение, он отталкивается от природы инструмента. Если у скрипки есть смычок, с помощью которого можно протянуть звук, то композитор и пишет эту особенную мелодию с обертонами. Игра на рояле ограничена молоточками, поэтому и звук здесь короткий. А значит, пьеса для фортепиано на аккордеоне уже не сможет звучать так, как задумано автором. И это проблема всех аккордеонистов, поскольку наш инструмент еще достаточно молодой. Последние два века самые великие композиторы писали в основном для фортепиано. Для аккордеона стали писать лишь недавно. И мы всю жизнь вынуждены были играть лишь переложения, написанные для других инструментов. Но это, простите, цирковые номера!
Долгое время мы играли классику. Но в 1997 году съездили в Италию и получили первую премию как академические музыканты. И там же нам посчастливилось побывать на концерте короля джаза Арт Ван Дамма. Ему уже было под восемьдесят, но играл он, поверьте, как бог! Вернувшись в Челябинск, я поняла: к Мендельсону я больше уже не вернусь! Мы начали все сначала и полностью переключились на эстрадно-джазовую музыку.
Сыграйте «Под небом Парижа»
— Сколько времени в день вы занимаетесь?
— Этот же вопрос мне дети часто задают. И я отвечаю: мы занимаемся на результат. Одну картину художник пишет два дня, а другую — двадцать лет. Так и здесь. Чего-то я могу достичь за два часа, а для некоторых пассажей мне может не хватить и 48 часов. И я буду заниматься до тех пор, пока не зазвучит так, как я слышу в себе.
— Вы ориентируетесь на аплодисменты в зале?
— Нет! Мы ориентируемся только на себя, на свое чутье. Я заметила, что аплодируют чаще всего тогда, когда я играю то, что мне самой нравится. Зрители это чувствуют.
— А что вам нравится?
— Например, музыка Ришара Гальяно и, конечно же, Астора Пьяццоллы. На потребу публике мы никогда не работали.
— Но ведь иногда просят что-то сыграть?
— Просят. Например, «Под небом Парижа» Юбера Жиро или пьесу Фоссена «Карусель». И я отвечаю: «Если ты настоящий аккордеонист, ты должен уметь играть эти композиции. И я вам их сыграю…»
— А что музыканты любят читать?
— Знаете, книги приходят в мой дом, как приходит дождь или наступает снегопад. И никто не знает, как и почему это происходит. Например, случайно услышала фрагмент интервью с Хакамадой, где она высоко отзывается о книге Питера Хёга «Тишина». Я заинтересовалась и тут же пошла в книжный магазин и купила. Вечером провалилась в этот роман с головой. Для меня, как для музыканта, это было просто потрясением! Тем более что я очень люблю Баха. И когда я читаю Хёга, я слышу Баха! Он пишет про каждую прелюдию и фугу!
Всеми читаемого Рю Мураками я заочно принимала в штыки, а минувшим летом вдруг открыла его для себя и в несколько дней запоем прочитала четыре его романа. Недавно по-новому открылся Максим Горький, с восхищением читаю «Жизнь Клима Самгина»: какая психологическая глубина! Очень люблю Набокова, постоянно его перечитываю. В какой-то момент была очарована Гумилевым. В юности мне был близок мятежный Лермонтов.
Правда, не всегда выпадают такие счастливые часы на чтение: приходится вести хозяйство в семье, готовить пищу, словом, все, как у женщин…
— 27 февраля состоится ваш юбилейный концерт. Чем-то намерены удивить?
— В концерте будет принимать участие камерное трио: Наталья Гущина (рояль), Татьяна Галкина (скрипка) и я (аккордеон).
А удивить… Концерт называется «Я вас люблю!» Люблю зрителей. Люблю всех, кто мне дорог, всех, кому дорога музыка. И обещаю: это будет музыка души и сердца. Разве такой любовью нельзя удивить?
Досье «ЮП»
Ольга Парфентьева — заслуженная артистка России, солистка Челябинской филармонии, руководитель ансамбля «Маэстро Аккордеон». Выпускница Челябинского музыкального училища имени П.И. Чайковского, исполнительского факультета ЧГИК и ассистентуры-стажировки РАМ имени Гнесиных. Лауреат международных и всероссийских исполнительских конкурсов. С большим успехом гастролировала в Италии и Франции, Австралии и Новой Зеландии.
Поделиться