Горячая линия Минздрава для вернувшихся из-за границы: 8 (351) 240-15-16. 
Оперативная информация по коронавирусу в мире, стране и регионе.

Улыбка маэстро. Единственная на Урале женщина-аккордеонист отмечает юбилей

20 Февраля 2020 Автор: Марат Гайнуллин Фото: Дмитрий Болотин, Надежда Пелымская
Улыбка маэстро. Единственная на Урале женщина-аккордеонист отмечает юбилей


…Из этого крохотного подвальчика не увидишь оперного театра, хотя глухие стены как раз «смотрят» на него. Два века назад здесь, возможно, ютился кто-то из прислуги дома Жуковских, а сегодня проходят репетиции ансамбля «Маэстро Аккордеон», которому совсем недавно исполнилось 30 лет.

Кураж для актрисы

Встретила хозяйка дома, Ольга Парфентьева, которая, казалось, только сошла со сцены, столь эффектным был ее образ! И тут же подумалось: для того, чтобы стать настоящей артисткой, помимо таланта нужно иметь целый набор качеств — характер, внешность и что-то еще... Кураж? Интересно, такой набор касается только женщин?

И, словно в пинг-понге, она подхватывает мои рассуждения:

— Вы знаете, мужчина имеет право просто быть талантливым, а женщина должна еще и радовать глаз. Здесь важна каждая деталь: туфли, прическа, макияж, и твой голос, и настроение. Важно, чтобы все эти пазлы сошлись...

И она улыбнулась. Вдруг стало очевидным, что именно эта обворожительная улыбка и есть та самая бриллиантовая огранка для образа маэстро.

…В далеком 1989 году это был дуэт с Еленой Омельницкой. Сегодня в состав инструментального ансамбля входят Ольга Парфентьева (аккордеон) лауреат джазовых фестивалей Константин Корчагин (гитара), Никита Баталов (бас-гитара, контрабас)

— Вы чувствуете, что аккордеон доминирует в вашем ансамбле?

— Совершенно нет! Мы все равнозначны. А название сохранилось исторически с того времени, когда в дуэте было два аккордеона. Когда пришли Константин Корчагин и Никита Баталов, я предложила поменять название, но они настояли на прежнем, считая его не просто брендовым, но и по-музыкальному красивым.

— Действительно, красивым… Шел к вам и вспоминал, какие же песни есть про аккордеон. И первое, что пришло: «Парень взял аккордеон, от души играет…» Оказывается, их много, песен-то!

— Конечно! «Но не сдавался только он, старый «Вельтмайстер», аккордеон». Помните эту песню из сериала «Диверсант»? И после него меня часто на каких-нибудь встречах спрашивали: «А смогли бы сыграть «Вельтмайстера?»

маэстро-аккордеон_DSC_7515.jpg

Это вам не укулеле

— Начнем с детства… Когда впервые влюбились в аккордеон?

— Самое первое потрясение, когда я почувствовала, что во мне вдруг вспыхнули какие-то лампочки, произошло в глубоком детстве. Ни телевизор, ни пластинки не действовали на меня так завораживающе, как музыка. Когда рядом со мной кто-нибудь брал в руки гитару или гармонь, я просто немела от восторга. Однажды пришла в гости к соседской девочке, занимавшейся в музыкальной школе. Она сыграла на пианино какую-то незамысловатую пьесу, но я уже была очарована. Помню, как двоюродный дедушка брал в руки двухрядку, а у меня уже сердце останавливалось, и я замирала от восторга. Прошло уже более сорока лет, а ощущения те же самые…

Сама я довольно поздно пошла в музыкальную школу, мне было девять лет. Я настолько любила музыку, что, если бы мне сказали: будешь играть на бубне, не задумываясь бы согласилась! Юность моих родителей пришлась на послевоенные годы, когда тут и там звучали трофейные немецкие аккордеоны. Правда, в 50-х годах аккордеон вместе со словами «джаз» и «саксофон» был «репрессирован»… Но инструмент оставался чрезвычайно популярен и звучал в каждом дворе и в каждой компании.

Мы часто ездили к бабушке, которая жила в Башкирии. Мама мне говорила: вот, мол, поедем к ней в гости, мы же не возьмем с собой пианино, а аккордеон возьмем, будешь бабушке там играть! И я, наивный ребенок, конечно же с ней согласилась. И уже через много лет мама, видя, с какой в буквальном смысле тяжестью я шагаю по жизни, скажет мне: прости, дочка, я и не думала, что ты всерьез увлечешься этим…

— Это действительно не женский инструмент?

— Ну представьте, когда я начинала играть, он весил 15 с половиной килограммов, почти пуд! Правда, сегодня мой Bugari весит чуть поменьше — 12 килограммов. Но, согласитесь, это все-таки не укулеле… Так что профессия аккордеониста, и прежде всего концертного исполнителя, это ежедневная тяжелая работа мышц, как в большом спорте.

— Много в России женщин, профессионально играющих на аккордеоне?

— Точно знаю, что на Урале, кроме меня, нет никого!

«Милый, чё…»

— Вспоминается немного грустная сцена из фильма «Афоня», где певица в ресторане поет «Милый, чё…» Словно реквием по аккордеону. Складывается ощущение, что аккордеон — уходящая натура. Или я ошибаюсь?

— Согласна с этим. Но лишь отчасти. Знаете, у нас в филармонии есть замечательный проект «Уроки музыки», в рамках которого мы даем концерты в школах. Мы также бываем и в колледжах, где учатся уже достаточно сформировавшаяся молодежь со своими вкусами. После концерта ребята откровенно признавались, что до сих пор считали аккордеон такой же гармошкой, под которую бабульки поют народные песенки. И уж никак не представляли, что на нем можно играть классную современную музыку! После этого они приходили к нам на концерты! Это дорогого стоит!

Эйфелева башня, луковый суп и аккордеон

— Во многих американских городах, от Детройта до Сан-Франциско, аккордеон объявлен официальным инструментом. Между тем по звучанию он напоминает баян и гармонь. А это, как ни крути, все-таки русская душа. Как воспринимала публика вас вне России?

— Прекрасно! И вы правы, аккордеон считает своим национальным инструментом чуть ли не вся Европа. И немного больше, чем везде, конечно, во Франции, где традиционными символами страны давно уже стали Эйфелева башня, луковый суп и аккордеон.

— И в самом деле, в этом инструменте слышны французские интонации…

— Неудивительно: для аккордеона писали французские композиторы, например, Андре Астьер. И когда играешь его пьесы, происходит чудо: инструмент благодарно тебе отвечает!

— Мне кажется, и органная музыка может звучать на аккордеоне достаточно естественно…

— Это так. Но согласитесь, что истинный меломан скорее пойдет послушать настоящий орган, чем его копию.

— Значит, все-таки есть некое соответствие аккордеона и репертуара?

— И не просто репертуара! Когда композитор пишет какое-то произведение, он отталкивается от природы инструмента. Если у скрипки есть смычок, с помощью которого можно протянуть звук, то композитор и пишет эту особенную мелодию с обертонами. Игра на рояле ограничена молоточками, поэтому и звук здесь короткий. А значит, пьеса для фортепиано на аккордеоне уже не сможет звучать так, как задумано автором. И это проблема всех аккордеонистов, поскольку наш инструмент еще достаточно молодой. Последние два века самые великие композиторы писали в основном для фортепиано. Для аккордеона стали писать лишь недавно. И мы всю жизнь вынуждены были играть лишь переложения, написанные для других инструментов. Но это, простите, цирковые номера!

Долгое время мы играли классику. Но в 1997 году съездили в Италию и получили первую премию как академические музыканты. И там же нам посчастливилось побывать на концерте короля джаза Арт Ван Дамма. Ему уже было под восемьдесят, но играл он, поверьте, как бог! Вернувшись в Челябинск, я поняла: к Мендельсону я больше уже не вернусь! Мы начали все сначала и полностью переключились на эстрадно-джазовую музыку.

маэстро-аккордеон_DSC_7511-(3).jpg

Сыграйте «Под небом Парижа»

— Сколько времени в день вы занимаетесь?

— Этот же вопрос мне дети часто задают. И я отвечаю: мы занимаемся на результат. Одну картину художник пишет два дня, а другую — двадцать лет. Так и здесь. Чего-то я могу достичь за два часа, а для некоторых пассажей мне может не хватить и 48 часов. И я буду заниматься до тех пор, пока не зазвучит так, как я слышу в себе.

— Вы ориентируетесь на аплодисменты в зале?

— Нет! Мы ориентируемся только на себя, на свое чутье. Я заметила, что аплодируют чаще всего тогда, когда я играю то, что мне самой нравится. Зрители это чувствуют.

— А что вам нравится?

— Например, музыка Ришара Гальяно и, конечно же, Астора Пьяццоллы. На потребу публике мы никогда не работали.

— Но ведь иногда просят что-то сыграть?

— Просят. Например, «Под небом Парижа» Юбера Жиро или пьесу Фоссена «Карусель». И я отвечаю: «Если ты настоящий аккордеонист, ты должен уметь играть эти композиции. И я вам их сыграю…»

— А что музыканты любят читать?

— Знаете, книги приходят в мой дом, как приходит дождь или наступает снегопад. И никто не знает, как и почему это происходит. Например, случайно услышала фрагмент интервью с Хакамадой, где она высоко отзывается о книге Питера Хёга «Тишина». Я заинтересовалась и тут же пошла в книжный магазин и купила. Вечером провалилась в этот роман с головой. Для меня, как для музыканта, это было просто потрясением! Тем более что я очень люблю Баха. И когда я читаю Хёга, я слышу Баха! Он пишет про каждую прелюдию и фугу!

Всеми читаемого Рю Мураками я заочно принимала в штыки, а минувшим летом вдруг открыла его для себя и в несколько дней запоем прочитала четыре его романа. Недавно по-новому открылся Максим Горький, с восхищением читаю «Жизнь Клима Самгина»: какая психологическая глубина! Очень люблю Набокова, постоянно его перечитываю. В какой-то момент была очарована Гумилевым. В юности мне был близок мятежный Лермонтов.

Правда, не всегда выпадают такие счастливые часы на чтение: приходится вести хозяйство в семье, готовить пищу, словом, все, как у женщин…

— 27 февраля состоится ваш юбилейный концерт. Чем-то намерены удивить?

— В концерте будет принимать участие камерное трио: Наталья Гущина (рояль), Татьяна Галкина (скрипка) и я (аккордеон).

А удивить… Концерт называется «Я вас люблю!» Люблю зрителей. Люблю всех, кто мне дорог, всех, кому дорога музыка. И обещаю: это будет музыка души и сердца. Разве такой любовью нельзя удивить?

Досье «ЮП»

Ольга Парфентьева — заслуженная артистка России, солистка Челябинской филармонии, руководитель ансамбля «Маэстро Аккордеон». Выпускница Челябинского музыкального училища имени П.И. Чайковского, исполнительского факультета ЧГИК и ассистентуры-стажировки РАМ имени Гнесиных. Лауреат международных и всероссийских исполнительских конкурсов. С большим успехом гастролировала в Италии и Франции, Австралии и Новой Зеландии.

29.06.2020 | 16:49
Как по нотам. Челябинские музыканты перешли на онлайн-уроки

Замечательному коллективу с красивым названием «Созвучие» в нынешнем году исполняется четверть века! В этой музыкальной студии и трудятся наши герои — супруги Шадрины.

21.05.2020 | 17:18
На Солнце ночью полетим. Какие анекдоты рассказывал в Троицке Георгий Гречко

Случайных встреч, как известно, не бывает. И у Вселенной уж точно найдется немало способов, чтобы свести людей в одном месте и в одно время. Тем более когда речь идет о встречах с покорителями этой самой Вселенной.

03.07.2020 | 14:13
Звание по факту. Что пришлось доказывать городам трудовой доблести

Еще зимой этого года Объединенный государственный архив Челябинской области провел большую работу по сбору материалов, документов, которые позволили выдвинуть Челябинск и Магнитогорск на звание «Город трудовой доблести».

02.07.2020 | 14:58
Без грифа «Секретно». Южноуральцев ждет вторая архивная революция

Стартовал совместный проект «ЮП», ОГАЧО и УФСБ по Челябинской области по рассекречиванию документов.

Новости   
Спецпроекты