Язык танца. В Челябинске за полвека его изучили полторы тысячи человек

10 Декабря 2020 Автор: Марат Гайнуллин Фото: Людмила Ковалева
Язык танца. В Челябинске за полвека его изучили полторы тысячи человек


Челябинск. Полдень. По площади Революции бегут почти вприпрыжку две озорные девушки, совсем еще девчонки. И вдруг, поравнявшись с почтенной парой, они грациозно делают книксен.

Для челябинца, привыкшего к индустриальному антуражу, это почти кадр-оксюморон. Словно картинка, подсмотренная из жизни дореволюционного Петербурга…

Третья в стране

Ровно 50 лет назад в недавно открывшемся в Челябинске институте культуры на кафедре хореографии был сделан первый набор студентов. Так Челябинск стал третьим городом в Советском Союзе, в чьем вузе культуры открылась хореографическая кафедра.

В том далеком 1970 году кафедры хореографии действовали лишь в МГИКе и ЛГИКе (Московский и Ленинградский институты культуры). Два столичных вуза и подготовили педагогические кадры для челябинской хореографии. Так, из МГИКа приехал Геннадий Клыков, танцевавший в хоре имени Пятницкого.

Двое из тех пионеров преподают на факультете и сейчас. Это профессора — заслуженный работник культуры РФ Любовь Ивлева и заслуженный артист РФ Виктор Панферов.

Интересна жизненная история Любови Дмитриевны. Дочь главного конструктора ЧТЗ, окончила ЧПИ, работала в конструкторском отделе завода. Но… занятия народным танцем в знаменитых «Самоцветах» при ДК ЧТЗ «победили» чертежи и математику, и молодой инженер поступает в ЛГИК на специальность «режиссура балета». Уже в 1969 году Ивлева преподает как педагог-балетмейстер. Затем оканчивает аспирантуру, защищает диссертацию.

В 1971 году кафедру хореографии в ЧГИКе возглавила известный деятель хореографического искусства, профессор Тамара Нарская. В это время кафедра становится одной из ведущих в стране. Здесь преподают ведущие мастера хореографии: народные артисты России Александр Мунтагиров, Евгений Попов, заслуженные артисты России Елена Бычкунова, Ирина Сараметова, Сергей Тараторин, Борис Соколкин, Владимир Постников, Владимир Нарский, Ольга Пона. С кафедрой связаны имена заслуженного работника культуры РФ Сергея Чадова, заслуженной артистки Башкирии Эммы Тимергазиной.

k-0842.jpg

Книксен в коридоре

Если в первые годы на кафедре хореографии получали образование руководители самодеятельных коллективов, то с 2003 года в институте стал полноценно функционировать хореографический факультет, возглавил который Виктор Панферов.

Сегодня факультет возглавляет Константин Новиков, доцент, лауреат международных конкурсов, президент центра танцевального спорта Челябинской области. Он же судья Федерации танцевального спорта и акробатического рок-н-ролла России. Свой бесценный опыт солистки ансамбля танца «Урал» студентам передает доцент, кандидат культурологии, заместитель декана по заочному обучению Наталья Кособуцкая. Они учатся у нее мастерству хореографа, разным видам танца — русского, уральского, классического.

k-1056.jpgСвоим богатым педагогическим и методическим опытом делится со студентами профессор Ирина Бриске, на счету которой множество учебных пособий по детской хореографии, народно-сценическому танцу.

Доцента кафедры «Искусство балетмейстера», заместителя декана по воспитательной работе Ирину Баннову знают как балетмейстера-постановщика и репетитора ансамбля танца «Малахит» хореографического факультета. Здесь же она преподает теорию и историю хореографического искусства, композицию модерн-джаз-танца. Этот же предмет, а также эстрадный танец — в арсенале молодого педагога Анастасии Костиной, которую называют надеждой факультета. Ее коллега, кандидат педагогических наук Татьяна Осипова преподает теорию и практику актерского мастерства, историю и теорию театрального искусства.

Сейчас на факультете студенты учатся на двух кафедрах. Первая — «Искусство балетмейстера» (завкафедрой Виктор Панферов). Вторая — «Педагогика хореографии», заведует которой профессор, кандидат педагогических наук, лауреат всероссийских и международных конкурсов Татьяна Дубских).

Работать на кафедре Татьяна Максимовна начала сразу после окончания института. На своей кафедре она изучает и преподает народные танцы Белоруссии, башкирские, татарские, немецкие танцы на Южном Урале.

…С Татьяной Максимовной поднимаемся по лестнице, встречая на пути ее учениц, студентов факультета. Каждая из них, остановив свой стремительный полет, с улыбкой совершает изящный поклон.


Поймав мой удивленный взгляд, Татьяна Максимовна объясняет: «Наши девочки делают книксен, такая традиция установилась: где бы наш студент ни увидел любого педагога, девушка, остановившись, совершает поклон, юноша — кивок головой. И это делается не только в стенах вуза, но и при встрече в городе».

Визитная карточка института

А мы тем временем уже поднялись к той самой кафедре хореографии, которая стала третьей в СССР после Москвы и Ленинграда.

Будучи завкафедрой в советское время, Любовь Ивлева признавалась: когда состоялся первый ее выпуск, она ужаснулась: «Боже мой, как же все плохо!»
Предшественники Татьяны Максимовны, как и она, учились по ходу развития кафедры. Еще студенткой, она тоже училась у этих корифеев танца. В 2003 году ректором института стал Владимир Рушанин. Тогда же был создан хореографический факультет, на котором и появилось две кафедры, две абсолютно разные стихии.

255.JPG
Фото предоставлено Татьяной Дубских

Со временем хореографический факультет стал визитной карточкой института, и его обязательно показывают всем гостям, в том числе из-за рубежа.
Сегодня бразды правления факультетом принял Константин Новиков, молодой и энергичный. Основная его дисциплина — бальные танцы. Благодаря ему здесь поменялся и профиль: добавились должности преподаватели, тренера, руководителя, а это большой шаг вперед.

Все преподаватели — выпускники института. Татьяна Дубских доросла до профессора, но, как признается, по-прежнему чувствует себя студенткой.

За полвека факультет выпустил более полутора тысяч профессиональных танцоров. Большая часть остались в профессии и сегодня трудятся по всей стране, от Москвы до Братска. При этом они умеют адаптироваться в любых условиях. Потому что здесь им дают такие прочные знания, которые позволяют им выполнять даже самые сложные столичные требования. А главное, студентам предлагают все виды танца: классический, народно-сценический, современную хореографию, эстрадный танец. Что ж, с таким багажом можно покорять любые столицы! Востребованы выпускники факультета и в Америке.

Казалось бы, здесь специально не готовят артистов балета, но выпускники факультета становятся и артистами нашего театра оперы и балета. Например, заслуженный артист России Сергей Тараторин, солист театра Тимофей Крысанков. Среди выпускников такие корифеи, как Ольга Пона, создавшая театр современного танца, Владимир Пона. Светлана Лукина, одна из первых выпускниц Татьяны Дубских, сегодня возглавляет знаменитый ансамбль танца «Урал», который является одной из визитных карточек нашего края, артистка театра драмы Владлена Ивина, бывшая актриса этого театра, доцент кафедры педагогики хореографии Татьяна Осипова, преподаватели колледжей искусств, балетмейстеры.

6.JPG
Фото предоставлено Татьяной Дубских

Статус благодарного зрителя

— Можно ли по каким-то признакам узнать выпускника челябинской хореографической школы?

— Да. Дело в том, что наши выпускники владеют всеми видами танца на достаточно высоком уровне. При этом они обязаны владеть русским, татарским танцем, танцами народов Балтии, несмотря на то что Советский Союз развалился. Изучаем украинский танец, опять же несмотря на сложные политические отношения. Обязательными являются итальянский, немецкий танцы, студенты обожают испанский, цыганский танцы. Не менее горячо любят танцы народов Кавказа, танцы Азии, которые достаточно сложны в освоении. Они знают танцы аргентинских пастухов гаучо, мексиканские, китайские танцы.

Кстати, сама Татьяна Дубских выступила автором уникального учебно-методические пособия «Хореографическое искусство Южного Урала». Сегодня по этой методичке, рекомендованной Москвой, особенности башкирского и татарского народного танца изучают студенты всей страны.

— Какой он, сегодняшний студент?

— Увы, сегодняшние студенты мало читают. А изучать приходится многое, что окружает само понятие танца, например, историю костюма, как он адаптирован в хореографическом искусстве. Для этого изучаются балетные спектакли, где этот костюм появляется. Поэтому студенты вынуждены знать содержание балета, автора музыки, слушать ее. Вспомните Махмуда Эсамбаева! Насколько трепетно он относился к танцам народов мира, внимательно изучая не только сам танец, но и язык этих народов, его историю, культуру. Иначе бы не появились такие его шедевры, как, например, индийский танец «Солнце».

k-0247.jpg— Что для вас танец? Это естественное состояние? Как дыхание, плавание…

— Я вспоминаю свои студенческие годы, когда выходила на сцену и испытывала настоящий экстаз. Это мощнейшая самоотдача и обмен информацией, эмоциями и энергией со зрительным залом!

А танцевать любила с детства. В студии при театре оперы и балета, затаив дыхание, мы подсматривали за спектаклями, оставшись после занятий. К нам тогда приезжали Джон Марковский, Людмила Семеняка, Вячеслав Гордеев. Рудольф Нуреев к нам приезжал!

Воспитывалась на классике, а преподаю сценический народный танец. Такая вот метаморфоза произошла! Потому что для народного танца очень важен классический танец. Впрочем, неудивительно: Игорь Моисеев народную хореографию создавал на основе классического танца.

— Вы говорите о высоком статусе ваших студентов. А насколько челябинский зритель подготовлен для восприятия высокого танца?

— Надо признать, что у нас созданы очень благодатные условия для хореографии. Многие из наших выпускников разных лет остаются в Челябинске и теперь уже нам создают конкуренцию! Тот же институт искусств, где трудятся корифеи хореографии Евгений Кацук, Елена Гурская, которые были нашими первыми выпускниками. У нас есть ансамбль танца «Урал», есть современный вид танца, который, может быть, не всем понятен, но это тоже вид культуры! В нашем оперном театре трудятся прекрасные мастера танца. Мы такие богатые!

Еще с советских времен перешла к нам в наследство сеть очень сильных любительских коллективов, которые были при каждом дворце культуры. Достаточно вспомнить Наталью Карташову с ее «Самоцветами». У нас много школ искусств, которые начали создаваться в 1978 году благодаря Тамаре Нарской. Так что наш зритель просто не может не быть культурным, находясь в такой среде!

— Говоря о философии танца, продолжите фразу: «Человек, умеющий танцевать, это…»

— Это счастливый человек! Потому что невербальным способом он может выразить свои чувства, стремления и желания. Потому что язык танца с его жестами, позами, вся эта пантомима — это способность по-другому мыслить.

— А человек, не умеющий танцевать? Выходит, это ущербный, несчастный человек?

— Ну что вы! Конечно, нет! Просто это… человек, нуждающийся, чтобы его научили танцевать!

Сегодня | 15:23
Музыка в «дистанте» и трудные соседи. Как юная пианистка из Челябинска покоряет Москву

С Алисой Рогулиной мы учились в одной музыкальной школе, у одного педагога Людмилы Байдиной, но в разные годы. Я на вокальном отделении, она — по классу фортепиано. Сейчас Алиса живет и учится в Москве.

Вчера | 13:50
Все мы немного Толики. «Молодежка» завершает театральный сезон

В Челябинском молодежном театре состоялась премьера спектакля «Я танцую как дебил» по пьесе рязанского драматурга Игоря Витренко.

20.05.2021 | 12:56
Челябинский учитель истории считает, что школам не нужны учебники без героев

Министерство просвещения проведет полный анализ всех учебников истории. Об этом заявил глава ведомства Сергей Кравцов в ответ на критику президента Владимира Путина, прозвучавшую в рамках послания Федеральному собранию.

15.05.2021 | 09:06
В «Ночь музеев» челябинцы увидят питерское кино и научатся делать «зин»

В субботу, 15 мая, Челябинский музей изобразительных искусств будет работать с полудня до полуночи.

Новости   
Спецпроекты