Не так, как деды танцевали. Для чего «Уральский перепляс» объединит Урал, Сибирь, Башкирию и Татарстан

1 Октября 2019 Автор: Марат Гайнуллин Фото: Салават Сафиуллин
Не так, как деды танцевали. Для чего «Уральский перепляс» объединит Урал, Сибирь, Башкирию и Татарстан


Культурный проект челябинского фонда развития народного танца Натальи Карташовой и Татьяны Реус вошел в сотню лучших некоммерческих проектов этого года, получив поддержку Минкульта РФ в рамках нацпроекта «Культура». Выделенный федеральный грант пойдет на организацию и проведение уникальных концертов «Уральский перепляс» представляет», участниками которых станут любительские танцевальные коллективы Южного Урала, Сибири, Башкортостана и Татарстана. Наш сегодняшний собеседник — одна из виновниц победы, директор фонда развития народного танца Ольга Палей.

Спасти наш бренд

— Парадокс, но всероссийский фестиваль «Уральский перепляс» в самом Челябинске мало известен…

Ольга-Палей.jpg— Но зато его прекрасно знают балетмейстеры, хореографы, руководители любительских коллективов всей страны!

Парадокс же кроется в другом. У нас, согласитесь, не самый развеселый город на фоне всего российского пространства. И не использовать такой абсолютно позитивный проект, который во всех смыслах брендирует область, просто неразумно. За 25 лет своего существования этот фестиваль стал событием всероссийского масштаба!

Но фестиваль однажды мог просто умереть. И для его поддержки в 2011 году был создан фонд развития народного танца. Учредил его сын Татьяны Реус, наш известный земляк Андрей Реус. Он лауреат премии «Светлое прошлое», долгое время работал в правительстве РФ, был заместителем министра промышленности и энергетики, позже — руководителем госкорпорации «Оборонпром». Назвал он фонд в честь своей бабушки Натальи Карташовой, основоположника любительской народной хореографии на Южном Урале, и своей мамы Татьяны Реус, не менее легендарной личности среди хореографов и поклонников народного танца.

И вот важный момент: в отличие от ряда других общественных проектов этот фонд полностью финансируется из личных средств Андрея Реуса. Сам же фестиваль, который проходит раз в два года, собирает много коллективов очень высокого качества. И состав жюри у нас весьма серьезный. Достаточно сказать, что его председателем уже много лет является Елена Щербакова, художественный руководитель знаменитого ансамбля народного танца имени Игоря Моисеева. И на гала-концерт нашего фестиваля моисеевцы обязательно привозят какой-нибудь свой номер, всегда вызывающий бурю эмоций. И это понятно: там высочайшее художественное и исполнительское качество!

Перепляс_Ералаш-Челябинск-Частушки-нескладушки-про-частокол--3_Салават-Сафиуллин.jpg

Посконно-домотканно…

— Понятие «народное творчество» как-то эволюционирует?

— А вот давайте на вас и проверим. Я говорю словосочетание «народный танец». Ваши ассоциации?

— Архаично, занудно, преклонный возраст…

— Вот-вот, «пенсионный фонд»! И еще, как мы приговариваем, «посконно-домотканно»…

В отдельных случаях это впечатление отчасти обоснованно. Сложившаяся в советские времена традиция народно-сценического танцевания в какой-то момент просто взяла и замерла. Помню, как на разборе во время одного из фестивалей директор Российского дома народного творчества Тамара Пуртова обратилась ко всем участникам с отчаянным призывом: что же вы, дескать, застыли где-то в 70-х? Мир-то развивается!

Сегодня ситуация меняется: мы видим много интересных творческих экспериментов, поиски нового, яркого, динамичного, современного.

— Хорошо, но в чем же должны быть изменения? Само содержание народного танца — это же некая данность, доставшаяся нам от прошлого, в которую вмешиваться не очень корректно. Разве не так?

— Здесь нужно понимать, что «народный танец» не равно «фольклор», когда воспроизводится до деталей традиция именно в том виде, в каком она и существовала веками. А мы говорим о народно-сценическом танце, который был создан примерно в 30-х годах прошлого века. В любом случае подразумевается некая сценическая обработка, стилизация оригинального материала. Придумал это гениальный Игорь Моисеев. И никто его пока еще не затмил.

Знаете, по сей день на каких-нибудь смотрах можно увидеть то, что мы про себя называем «безумными топотушками». Номера тусклые, однообразные, как правило, с повторяющимися названиями: «На мосточке», «У реченьки», «На бережку»… Нет в них ни огня, ни живости, ни куража…

Справедливости ради надо сказать: эту безжизненность можно встретить не только в самодеятельном, но даже и в профессиональном творчестве. Иногда приходишь на концерт приезжих профессиональных артистов и испытываешь ужасное разочарование. На сцене — настоящий «нафталин»: устаревшие костюмы из дешевой выцветшей ткани, заунывные номера — скулы сводит!

Наши челябинские любительские коллективы подчас сильнее, ярче, профессиональнее таких артистов. Собственно, именно наш фонд и стремится показать широкому зрителю прекрасное художественное качество любительской хореографии, ее сегодняшние достижения.

Посмотрите на самые сильные любительские коллективы России: они все время экспериментируют! И происходит это, заметьте, в рамках народного сценического танца. Одни обращаются к фольклору, другие тяготеют к современной хореографии. И именно на стыке жанров и рождаются самые интересные номера.

— Какие коллективы объединяет ваш фонд?

— Фонд не объединяет коллективы впрямую. Он дает возможность проведения таких вот фестивалей и концертов с участием самых-самых.

— Как же выбрать самые талантливые?

— Это дело очень непростое и неблагодарное. Понимаете, у любительского коллектива много разных задач, в том числе и воспитательные. Есть, например, номера, которые мы между собой называем «мамина радость», то есть такой номер, когда, например, ребеночек на сцене пляшет, а мама сидит в зале и умиляется. Как и что он танцует, это уже неважно. Но вот к художественному конкурсу, где должно быть высокое художественное и исполнительское качество, это, как правило, отношения не имеет.

В Челябинской области есть немало коллективов, демонстрирующих высочайший уровень мастерства. Но их никто не видит! Если такой ансамбль приглашают выступить на каком-нибудь городском празднике, он может показать один-два номера. И лишь раз в год на отчетном концерте ансамбль показывает свой репертуар в полноте. Но в этом случае в зале — родители и друзья. Широкому зрителю просто негде это увидеть. Но это же несправедливо!

И вот тогда-то у нас и родилась идея концерта нового формата «Уральский перепляс» представляет…» В нем участвуют любительские коллективы с профессиональным уровнем исполнения. С таким концертом мы уже выезжали в Сатку, в Миасс, выступали и в Челябинске. Участники концерта — лауреаты XIII Всероссийского фестиваля «Уральский перепляс», чемпионы России по народному танцу, наши замечательные земляки ансамбль народного танца «Ералаш» при Металлургическом центре детского творчества, руководит которым Елена Фарладанская. Вместе с ним коллектив «Юность Сибири» из Тюмени, тоже чемпионы России по народному танцу 2017 года.

Перепляс_Ералаш-Челябинск-Шел-козел-по-лесу-4_Салават-Сафиуллин.jpg

Плюс неофолк…

— Почему именно они?

— А потому что они крутые! Елена Анатольевна Фарладанская создала собственную уникальную систему воспитания танцоров. У нее очень сильная мужская группа. Вообще мальчишек собрать довольно тяжело. Потому что будущие мужчины по определению должны заниматься восточными единоборствами или в хоккей играть и уж никак не танцевать вприсядку! Но Елена Анатольевна умудрилась как-то сломать эти стереотипы. Сегодня у нее в программе обучения есть классический танец, современный, трюковая акробатика. В их копилке — всевозможные награды и звания лауреатов, они чемпионы России по народному танцу. Их знают по всей стране.

Интересны они еще и тем, что постоянно находятся в творческом поиске, не боятся экспериментировать, ищут новые формы для традиционного содержания. Одна беда: они выросли до таких масштабов, что им катастрофически не хватает имеющихся помещений. Такой прославленный коллектив — безусловное украшение Челябинской области, должен быть предметом гордости (это к вопросу о позитивном бренде региона). Например, в Набережных Челнах, где мы скоро будем с концертами, создали на базе похожего коллектива свою хореографическую школу. И если бы «Ералашу», который сегодня объединяет 400 танцоров всех возрастов, построили хотя бы двухэтажное здание, то мы тем самым укрепили и продвинули бы наш уникальный челябинский бренд!

— Но ведь помимо «Ералаша» в области наверняка есть немало других талантливых коллективов…

— Безусловно! Их много! Это и ансамбль «Вольный ветер» из Магнитогорска, театр танца «Аллегро» из Коркино, «Алые паруса» из Миасса, «Родничок» из Озерска, «Станица» из села Миасского и много других, всех не перечислить. Всего сегодня в области действует около 900 любительских хореографических коллективов! И без ложной скромности могу утверждать, что свою лепту в это внес в том числе и наш фестиваль «Уральский перепляс». Между прочим, фестивалей такого уровня в стране проходят единицы.

— Однако вернемся к вашим предстоящим концертам. Кто их участники?

— Уникальность концертов в том, что в каждом городе к нашим коллективам «Ералаш» и «Юность Сибири» присоединяются хозяева площадок: в Уфе — фольклорный ансамбль песни и танца «Мирас», в Набережных Челнах — ансамбль «Бисеринки», в Казани — хореографические коллективы Казанского института культуры. И в День народного единства на одной сцене объединится в танце молодежь Урала, Сибири, Башкирии, Татарстана. Зрители увидят современный взгляд на народный танец: стилизованный народно-сценический танец, элементы стиля неофолк, сюжетные зарисовки и другие современные тенденции народной хореографии. Мне кажется, именно в таких контекстах значительно проще снимать вопросы ксенофобии, национальной враждебности, недоверия друг к другу, что чаще всего рождается из простого невежества.

Мечтаем в нашем следующем проекте присоединить к этой большой и дружной компании еще и Кавказ.

17.10.2019 | 17:37
Правда через смех. Почему огромное количество спектаклей ставится интернетом

За три года «Центр ненормативной лирики» стал в Челябинске местом сосредоточения современной драматургии, успешным независимым театральным проектом. Здесь не ругаются матом, несмотря на название. «Ненормативность» проявляется, скорее, в отходе от равнодушного восприятия современной жизни, сложной и порой абсурдной. Здесь пытаются понять, что происходит в мире и как в нем не потерять себя. ЦНЛ верен себе и поставленной задаче. В чем она, эта задача, заключается, мы спросили у создателя центра, актера Челябинского молодежного театра и режиссера Бориса Черева.

17.10.2019 | 15:23
Второе преображение. Реставраторы сохранят исторический облик здания челябинской оперы

В Челябинском театре оперы и балета имени М.И. Глинки завершаются ремонтные работы. Главный театр региона с инспекцией посетил заместитель губернатора Челябинской области Вадим Евдокимов.

10.10.2019 | 17:04
Герой из девяностых. Сюжет для рассказов известный писатель брал из челябинских газет

Однажды Иван Бунин в беседе с Ириной Одоевцевой заметил, что писать нужно только о страшном или о прекрасном. Как хорошо ни изобразить скуку, все равно скучно читать. Когда читаешь тексты Романа Сенчина, думаешь про себя: «Этот парень, должно быть, выбрал для себя вариант «о страшном». Да и как не быть страшному, если пишет он о 90-х годах. Накануне известный российский писатель стал гостем «Южно-Уральской книжной ярмарки-2019».

08.10.2019 | 15:31
Пешком из Аркаима в Индию. Южноуральский след нашли в Стране танцующих богов

Челябинский археолог Андрей Епимахов вместе со своими коллегами из других стран принял участие в глобальном открытии, позволяющем подробно воссоздать картину жизни индоевропейцев и распространение их языков по всему миру. Результаты исследования опубликованы в высокорейтинговом журнале Science.

Новости   
Спецпроекты