Сказка для дочери. Чарующая колыбельная современной драматургии
Челябинский молодежный театр отправился на XIV Международный театральный фестиваль современной драматургии «Коляда-Plays» в Екатеринбург.
- Спектакль Spocky Noki назвали лекарством от хандры
- Наши актеры. Ольга Телякова — в ее копилке ролей есть и великолепная Нора, и властная Кабаниха, и скупая Коробочка
Мы решили встретиться и поговорить о спектакле с народной артисткой РФ Ольгой Теляковой, которой удивительным образом удается перенести зрителей в сказку, бережно и нежно пробудить воспоминания из детства.
Четыре года после читки
— Ольга Васильевна, расскажите, пожалуйста, о спектакле «Колыбельная Марселя Марсо». Как вам работалось с Александром Черепановым? Ведь раньше в его спектаклях вы не были заняты?
— Да, это, действительно, первая работа у нас с Сашей. Я об этом даже не задумывалась! Жизнь течет. Мы много раз выходили вместе на сценическую площадку, были партнерами. И вот пришло время поработать над спектаклем, где он выступает в качестве режиссера.
— С чего же все началось?
— С читки. Александр предложил организовать читку пьесы Маши Конторович, эта идея мне очень понравилась, поэтому я сразу согласилась. После читки поступили предложения сделать полноценный спектакль от сотрудников театра, от театрального критика Владимира Спешкова.
— Но с момента читки до премьеры прошло четыре года. Чем обусловлен такой долгий путь?
— В театре развернулся глобальный ремонт. Многие спектакли и проекты оказались заморожены, отодвинуты на неопределенный срок. Затем началась пандемия. Опять постановка спектакля откладывалась. В 2020 году, когда ограничительные меры были ослаблены, спектакль «Колыбельная Марселя Марсо» вновь появился в планах театра.
— Как проходили репетиции?
— На репетициях мы стали взахлеб вспоминать свое детство! И я, и Саша, и помреж… Все! Начали вспоминать своих родителей, вспоминать те светлые эмоции, которые обычно возникают от ожидания праздников, подарков.
Увидеть талант
— В пьесе Маши Конторович повествование идет от имени Марселя Марсо. Вы отказались от решения, которое лежит на поверхности, — облачиться в мужской костюм, загримироваться под всемирно известного мима и донести до зрителя сказку невербально.
— Да, верно. В спектакле мой главный инструмент вовсе не пантомима, а слово.
— Как вы пришли к этому решению?
— Это замечательное решение принадлежит Александру. Именно он придумал идею о том, что весь спектакль основывается на воспоминаниях дочери Марселя Марсо — Камиль. И поэтому сразу появился простор для фантазии!
Через воспоминания мы проникаем в суть рождественской истории, рассказанной перед сном. Саша нашел ключик к спектаклю, благодаря которому можно оправдать все и всех. Можно сыграть кого угодно, потому что вспоминания Камиль это легко позволяют сделать. Погружаясь в воспоминания семилетней девочки, мы погружаемся в детство, в сказку. И здесь уместны перевоплощения в любого из персонажей — в Манжеля, его маму, в волшебника, Шейлу, злобных троллей, Зингеля и даже в двойника.
— Но это же безумно сложно. Практически невозможно так быстро переключаться с одного персонажа на другой. Как вам это удается делать?
— Режиссерское решение позволяет мне «купаться», чувствовать себя свободно в этом материале, с легкостью перевоплощаться из одного персонажа в другой. В «Колыбельной Марселя Марсо» есть возможность использовать всю актерскую амплитуду и палитру… И хотя спектакль, я уверена, будет расти, набирать силы, ключик к нему, самое главное, найден! А значит, все хорошо.
К тому же нельзя не отметить талант драматурга. Маша Конторович сумела совместить не только тему детства, воспоминаний о папе, маме, теплые ощущения от сказочной колыбельной— в пьесе затронута тема человеческих дарований, способностей. Очень много параллелей. И это так манко, особенно для творческих людей (для актрисы, для режиссера).
Теперь-то я понимаю, почему Саша все-таки настоял на том, чтобы ставить спектакль. И история существования «двойника» — волшебная, театральная, греющая душу.
Красиво и подробно раскрыта тема таланта. В пьесе совершенно тонко подмечено, что все дети рождаются талантливыми и способными. Их словно в маковку целуют добрые волшебники, награждая огромной силой. И родителям просто жизненно необходимо разглядеть, помочь развить, взрастить таланты ребенка, ведь от этого зависит успех в будущем. Пьеса Маши Конторович многогранна, в ней переплетены сложные, философские, острые и важные темы. И это прекрасно!
Слушать тишину
— Признайтесь, как вам удается удерживать внимание зрителя на протяжении всего спектакля?
— Я об этом не думаю… Но актеру всегда необходимо слышать зрителя. Чувствовать моменты потери концентрации внимания. И если подобные ситуации возникают, то, значит, что-то идет не так. Ведь при правильном построении спектакля, когда актер четко знает, с чего начинать и к чему вести зрителя, зритель всегда будет идти с актером, следовать за ним, не отвлекаясь. Вы не упустите друг друга.
— Расскажите о первых впечатлениях, когда вы увидели художественное оформление сцены и эскизы костюмов.
— Художественное оформление «Колыбельной» просто подарок. Это было так неожиданно и так чудесно! Попадание в десятку. Мне кажется, здесь все сошлось. Может быть, нескромно так говорить… Но все удачно совпало. Саша настоял на материале, нашел нужные слова, возникла идея с акварелью, подключились Антон и Елена Сластниковы (насколько гениально они дополнили историю!).
Подобралась сильная команда. Звезды на небе сошлись. И получилась волшебная во всех смыслах сказка. Если есть команда, не может быть иначе. Хороший спектакль — это всегда результат работы команды. И я счастлива! Случился волшебный, прекрасный, красивый спектакль. Появилась роль, которая дорога моему сердцу.
— Ольга Васильевна, вы обладаете таким чудесным и красивым голосом, что возникает невольно вопрос: а разве вам не хотелось петь в «Колыбельной»?
— Нет, не хотелось… Признаюсь, совершенно не возникло желания петь в этом спектакле. Мне кажется, сказка сама по себе уже настолько музыкальна, мелодична, что, может быть, песни были бы излишними.
— А зрители не ожидали такого поворота, идя на «Колыбельную».
— А вот это, может быть, тоже хорошо. Все думали: сейчас Телякова как запоё-о-от! А вот вам нет! Петь не будем! Слушайте другую музыку. Слушайте акварель, слушайте замечательный текст, вслушивайтесь в тишину.
Поделиться