В Челябинск Пташка прилетел. В филармонии выступил знаменитый израильский джазмен

1 Марта 2022 Автор: Ирина Дурманова Фото: Людмила Ковалева
В Челябинск Пташка прилетел. В филармонии выступил знаменитый израильский джазмен


Ему в Челябинске всегда рады. Талант, виртуоз, влюбленный в музыку пианист всегда с удовольствием делится своим природным позитивом с теми, кто приходит на его концерты.

Леонид Пташка родился в Баку и с самых первых дней заявил о своих музыкальных способностях. В шесть лет он впервые вышел на сцену с импровизацией, а уже в восемь лет понял, что джаз — его судьба. К восемнадцати годам он стал одним из самых востребованных и одним из немногих «выездных» артистов Советского Союза. В 1990 году он обнулил свои достижения, переехав в Израиль. Сегодня он мировая звезда. Композитор, продюсер, педагог, основатель частной джазовой школы и организатор международных джазовых фестивалей в Израиле. Он все делает на отлично с плюсом, и может показаться, что Леонид Пташка — баловень судьбы. На самом деле все его заслуги — это талант, помноженный на труд, огромный труд, приносящий удовлетворение, смысл, любовь и счастье.

Любовь взаимна

— Я люблю приезжать в ваш город, — говорит Леонид Пташка. — Дело в том, что Анатолий Кролл (он ведь отсюда) был одним из тех, кто принял меня, когда я ребенком из Баку переехал в Москву. И там было несколько артистов, музыкантов, которые ко мне относились как к сыну полка. И практически сразу он меня пригласил сюда на фестиваль. Одни из первых моих концертов в далеких 70-х годах прошли в Челябинске. И тогда, и сейчас Челябинск был одним из самых джазовых городов. Здесь есть свои традиции, которые много лет создавались. Тот же «Уральский диксиленд» известен на весь мир. Он трижды был на гастролях в Израиле. Играли прекрасно!

— А каким тогда был джаз?

— Джаз всегда был отдельной историей в Советском Союзе. В то время проводилось порядка 300-400 фестивалей в год! И джаз не был под запретом. Кстати говоря, очень многие организаторы джазовых фестивалей того времени были комсомольской элитой. Они очень любили джаз. Другой вопрос, что в музыкальной школе к нему относились не очень, потому что, по мнению педагогов тех лет, он вредно отражался на академическом образовании. И у меня скандалы были с педагогом в Баку на эту тему. Потом, когда я переехал в Москву, началась другая история. В 18 лет вышла моя первая пластинка фирмы «Мелодия». В 1985 году в газете «Правда» меня назвали лучшим джазовым музыкантом.

— Это произошло тогда, когда вам предложили остаться в Америке, а вы отказались, потому что должна была выйти эта статья?

— Да, правда, так и было. Я вернулся, и про меня вышла громадная статья. Много таких разных интересных историй.

274572660_4927603263999547_4097951480175841585_n.jpg

Жить без ностальгии

— Вы родились не в музыкальной семье, а ваши дети выросли творческими людьми?

— Дочь творческая. Сын — нет. Он летчиком хочет стать. А дочь играет на тромбоне, занята своими делами настолько, что я ее никак не могу заполучить в свои проекты. Только она пошла по моим стопам. Причем я ее не заставлял, у меня в характере нет такого.

— Вас же тоже никто не заставлял? Я читала, что вы заходили с родителями в «Детский мир» и требовали не машинки, а дудочки и барабаны. И у родителей не было выбора, когда они отвели вас в музыкальную школу?

— Я это называю шизофренией. Выбора действительно у них не было, иначе я разломал бы всю квартиру. Как Ленин делал из хлеба чернильницу, так и я из всего изобретал музыкальные инструменты.

— Тоскуете по родине, есть место ностальгии?

— Ностальгия тогда начинает работать, когда есть внутреннее несогласие и внутреннее недовольство собой и происходящим в том месте, где ты находишься. В Израиле каждый пятый из России.

— И для Израиля вы русский?

— Для Израиля я Пташка. Я уже перешел эту планку. Я местный, своя звезда. Когда говорят о ностальгии, я эти разговоры прекращаю сразу. Я обожаю Россию, я люблю Москву. Ностальгия — это болезнь. У меня этой болезни нет. Если соскучился, в любое время, за исключением этой чертовой пандемии, я могу прилететь. Я в Челябинск приезжаю, и я обожаю этот город. У меня потрясающие отношения с вашим симфоническим оркестром. Я считаю, что это один из лучших оркестров мира. Я с ним работаю, и мы записали диск. И в июне, дай Бог, чтобы все было хорошо, я приеду, и будет презентация.

Пташка_Ковалева_274582960_.jpg

Хороший рояль не сломается

— А что за история с «разрушителем фортепиано», так вас СМИ называют?

— История такая: на одном из концертов полопалось несколько струн. А в зале сидел какой-то журналист и написал, что игру Пташки не выдерживают инструменты. Но почему-то, когда я играю концерты в других залах, рояли остаются исправными. Хороший рояль никогда не сломается.

— На ваших концертах всегда светло и радостно, и никаких разрушений быть не может…

— Вообще это мой тезис: я занимаюсь музыкой и не хочу, чтобы люди на моих концертах превращались в каких-то грустных философов. Кто-то другой скажет: я хочу вести зрителя за собой, чтобы они со мной страдали. А я хочу, чтобы люди были счастливыми, чтобы они забыли обо всем и окунулись вместе со мной в атмосферу хорошей музыки.

— Мне кажется, эта ваша суть, даже не игра.

— Это правда. У меня нет маски. И в жизни, и на сцене я живу одной жизнью. И для меня профессия — это очень важно. Ты выходишь на сцену, ты должен выстроить все так, чтобы было профессионально, правильно, эмоционально. Меня довольно часто спрашивают, как я пережил эту пандемию. Есть два варианта ответа у музыкантов: одни соскучились по сцене, другие должны зарабатывать деньги. Я отношусь к тем, кому нужна сцена. Я без этого жить не могу. Я человек обеспеченный, могу себе позволить не работать вообще. Когда приехал в Израиль, надо было начинать с нуля, так же как и многим. Кто-то чего-то добился, кто-то нет. И тут дело не в Израиле, в России так же. Если ты профессионал, ты найдешь себя. Профессионалы нужны всем, везде и всегда. Просто время изменилось, и это время экстрапрофессионалов. Если бы я не был на сцене, я бы когда-нибудь открыл свой ресторан. Я обожаю готовить и люблю кормить людей. Люблю большие столы и импровизации. Талант — это как комплекс, как цепочка. Она не замкнется, если нет замочка, который соединит звенья. Талант нужно уметь применять. Ты обязан это делать.

Пташка_Ковалева_274580130_.jpg

Справка ЮП

Леонид Пташка, джазмен, пианист-виртуоз, один из самых известных израильских русскоязычных музыкантов, который популяризировал джаз в Израиле в 1990-х — начале 2000-х годов. Входит в список 100 лучших джазовых музыкантов XX века по версии Американского биографического института. Сотрудничал с такими джазовыми музыкантами, как Эл Фостер, Херб Альперт, Фредди Хаббард, Валерий Пономарев, Игорь Бутман, биг-бенд имени Георгия Гараняна и другими.

В Челябинске маэстро исполнил вместе с «Уральским диксилендом Игоря Бурко» золотые стандарты джаза, сочинения Ирвинга Берлина, Дюка Эллингтона, собственную авторскую музыку. Второй концерт состоялся в Детской филармонии. В концерте для детей и родителей «Говорящие нотки» в джаз-версиях прозвучат композиции, узнаваемые с первых нот, — от «В лесу родилась елочка» до «Регтайма» Джоплина или «К Элизе Бетховена». Вместе с израильским пианистом выступили Станислав Бернштейн (контрабас, бас-гитара) и Виктор Риккер (барабаны).

Поделиться

23.05.2022 | 13:42
Снова на «Сцене». В Челябинске открылся 32-й театральный фестиваль

Он живой, настоящий и не зависит от интернета. За долгие годы существования главного регионального фестиваля профессиональных театров он выдержал много испытаний.

18.05.2022 | 09:17
Страна сказок. Как преобразился челябинский Театр кукол

В Челябинске несколько лет было закрыто здание театра по улице Кирова, 8. Все это время артисты работали на разных площадках города, труппу никто не покинул, а даже наоборот, ее состав расширился. Вместе с ним и репертуар.

23.05.2022 | 13:42
Снова на «Сцене». В Челябинске открылся 32-й театральный фестиваль

Он живой, настоящий и не зависит от интернета. За долгие годы существования главного регионального фестиваля профессиональных театров он выдержал много испытаний.

17.05.2022 | 18:07
«Такой взгляд». Необычная фотовыставка челябинской филармонии

Открытие фотовыставки Сергея Александрова и Анжелы Шефер «Такой взгляд», которое состоялось 16 мая в концертном зале органной и камерной музыки «Родина», — это очередное мероприятие челябинской филармонии, посвященное ее 85-летию.

Новости   
Спецпроекты