В Челябинск Пташка прилетел. В филармонии выступил знаменитый израильский джазмен
Ему в Челябинске всегда рады. Талант, виртуоз, влюбленный в музыку пианист всегда с удовольствием делится своим природным позитивом с теми, кто приходит на его концерты.
- Аплодировать стоя! На сцене челябинской оперы спела непревзойденная Хибла Герзмава
- Владимир Хомяков: «И это приносит людям что-то настоящее»
Любовь взаимна
— Я люблю приезжать в ваш город, — говорит Леонид Пташка. — Дело в том, что Анатолий Кролл (он ведь отсюда) был одним из тех, кто принял меня, когда я ребенком из Баку переехал в Москву. И там было несколько артистов, музыкантов, которые ко мне относились как к сыну полка. И практически сразу он меня пригласил сюда на фестиваль. Одни из первых моих концертов в далеких 70-х годах прошли в Челябинске. И тогда, и сейчас Челябинск был одним из самых джазовых городов. Здесь есть свои традиции, которые много лет создавались. Тот же «Уральский диксиленд» известен на весь мир. Он трижды был на гастролях в Израиле. Играли прекрасно!
— А каким тогда был джаз?
— Джаз всегда был отдельной историей в Советском Союзе. В то время проводилось порядка 300-400 фестивалей в год! И джаз не был под запретом. Кстати говоря, очень многие организаторы джазовых фестивалей того времени были комсомольской элитой. Они очень любили джаз. Другой вопрос, что в музыкальной школе к нему относились не очень, потому что, по мнению педагогов тех лет, он вредно отражался на академическом образовании. И у меня скандалы были с педагогом в Баку на эту тему. Потом, когда я переехал в Москву, началась другая история. В 18 лет вышла моя первая пластинка фирмы «Мелодия». В 1985 году в газете «Правда» меня назвали лучшим джазовым музыкантом.
— Это произошло тогда, когда вам предложили остаться в Америке, а вы отказались, потому что должна была выйти эта статья?
— Да, правда, так и было. Я вернулся, и про меня вышла громадная статья. Много таких разных интересных историй.
Жить без ностальгии
— Вы родились не в музыкальной семье, а ваши дети выросли творческими людьми?
— Дочь творческая. Сын — нет. Он летчиком хочет стать. А дочь играет на тромбоне, занята своими делами настолько, что я ее никак не могу заполучить в свои проекты. Только она пошла по моим стопам. Причем я ее не заставлял, у меня в характере нет такого.
— Вас же тоже никто не заставлял? Я читала, что вы заходили с родителями в «Детский мир» и требовали не машинки, а дудочки и барабаны. И у родителей не было выбора, когда они отвели вас в музыкальную школу?
— Я это называю шизофренией. Выбора действительно у них не было, иначе я разломал бы всю квартиру. Как Ленин делал из хлеба чернильницу, так и я из всего изобретал музыкальные инструменты.
— Тоскуете по родине, есть место ностальгии?
— Ностальгия тогда начинает работать, когда есть внутреннее несогласие и внутреннее недовольство собой и происходящим в том месте, где ты находишься. В Израиле каждый пятый из России.
— И для Израиля вы русский?
— Для Израиля я Пташка. Я уже перешел эту планку. Я местный, своя звезда. Когда говорят о ностальгии, я эти разговоры прекращаю сразу. Я обожаю Россию, я люблю Москву. Ностальгия — это болезнь. У меня этой болезни нет. Если соскучился, в любое время, за исключением этой чертовой пандемии, я могу прилететь. Я в Челябинск приезжаю, и я обожаю этот город. У меня потрясающие отношения с вашим симфоническим оркестром. Я считаю, что это один из лучших оркестров мира. Я с ним работаю, и мы записали диск. И в июне, дай Бог, чтобы все было хорошо, я приеду, и будет презентация.
Хороший рояль не сломается
— А что за история с «разрушителем фортепиано», так вас СМИ называют?
— История такая: на одном из концертов полопалось несколько струн. А в зале сидел какой-то журналист и написал, что игру Пташки не выдерживают инструменты. Но почему-то, когда я играю концерты в других залах, рояли остаются исправными. Хороший рояль никогда не сломается.
— На ваших концертах всегда светло и радостно, и никаких разрушений быть не может…
— Вообще это мой тезис: я занимаюсь музыкой и не хочу, чтобы люди на моих концертах превращались в каких-то грустных философов. Кто-то другой скажет: я хочу вести зрителя за собой, чтобы они со мной страдали. А я хочу, чтобы люди были счастливыми, чтобы они забыли обо всем и окунулись вместе со мной в атмосферу хорошей музыки.
— Мне кажется, эта ваша суть, даже не игра.
— Это правда. У меня нет маски. И в жизни, и на сцене я живу одной жизнью. И для меня профессия — это очень важно. Ты выходишь на сцену, ты должен выстроить все так, чтобы было профессионально, правильно, эмоционально. Меня довольно часто спрашивают, как я пережил эту пандемию. Есть два варианта ответа у музыкантов: одни соскучились по сцене, другие должны зарабатывать деньги. Я отношусь к тем, кому нужна сцена. Я без этого жить не могу. Я человек обеспеченный, могу себе позволить не работать вообще. Когда приехал в Израиль, надо было начинать с нуля, так же как и многим. Кто-то чего-то добился, кто-то нет. И тут дело не в Израиле, в России так же. Если ты профессионал, ты найдешь себя. Профессионалы нужны всем, везде и всегда. Просто время изменилось, и это время экстрапрофессионалов. Если бы я не был на сцене, я бы когда-нибудь открыл свой ресторан. Я обожаю готовить и люблю кормить людей. Люблю большие столы и импровизации. Талант — это как комплекс, как цепочка. Она не замкнется, если нет замочка, который соединит звенья. Талант нужно уметь применять. Ты обязан это делать.
Справка ЮП
Леонид Пташка, джазмен, пианист-виртуоз, один из самых известных израильских русскоязычных музыкантов, который популяризировал джаз в Израиле в 1990-х — начале 2000-х годов. Входит в список 100 лучших джазовых музыкантов XX века по версии Американского биографического института. Сотрудничал с такими джазовыми музыкантами, как Эл Фостер, Херб Альперт, Фредди Хаббард, Валерий Пономарев, Игорь Бутман, биг-бенд имени Георгия Гараняна и другими.
В Челябинске маэстро исполнил вместе с «Уральским диксилендом Игоря Бурко» золотые стандарты джаза, сочинения Ирвинга Берлина, Дюка Эллингтона, собственную авторскую музыку. Второй концерт состоялся в Детской филармонии. В концерте для детей и родителей «Говорящие нотки» в джаз-версиях прозвучат композиции, узнаваемые с первых нот, — от «В лесу родилась елочка» до «Регтайма» Джоплина или «К Элизе Бетховена». Вместе с израильским пианистом выступили Станислав Бернштейн (контрабас, бас-гитара) и Виктор Риккер (барабаны).
Поделиться